Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "КИНГ-ТРЕЙД" на действия Единой комиссии по проведению закупок для нужд государственного заказчика - Минсельхозпрод РСО-Алания (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.Армянская, д.30/1, далее - Единая комиссия Минсельхозпрод РСО-Алания) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200017321000009 на выполнение проектно-изыскательских работ для реконструкции водопроводных сетей с.Батако, Правобережного района (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
16 июля 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "КИНГ-ТРЕЙД" на действия Единой комиссии Минсельхозпрод РСО-Алания при проведении Конкурса.
В жалобе Заявитель указал, что им была подана заявка на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N3. При этом Заявитель считает, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в Конкурсе Единая комиссия Минсельхозпрод РСО-Алания необоснованно начислила его заявке всего 50 баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки: - качество работ".
В объяснении по существу жалобы Минсельхозпрод РСО-Алания указало, что Единая комиссия Минсельхозпрод РСО-Алания рассматривала заявки на участие в Конкурсе в соответствии с порядком оценки заявок, установленном Заказчиком в Приложении N5 к Конкурсной документации и Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085.
На основании изложенного Минсельхозпрод РСО-Алания считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 16 июня 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru Минсельхозпрод РСО-Алания были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200017321000009 на выполнение проектно-изыскательских работ для реконструкции водопроводных сетей с.Батако, Правобережного района (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная 16.06.2021 первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания (далее - Конкурсная документация).
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
В связи с вышеизложенным, жалоба Заявителя не рассматривается в части оценки заявок на участие в Конкурсе по таким критериям, как Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
2. Вместе с тем, согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
При этом, частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных статьей 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил;
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Пунктами 25 и 26 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
Так в Приложении N5 к Конкурсной документации (Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе) Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, а также их показатели, значимость и коэффициент значимости:
Номер критерия оценки |
Наименование критерия оценки |
Значимость критерия оценки, % |
Коэффициент значимости критерия |
1. |
Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60 |
0,6 |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участника закупки): - опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
5 |
0,05 |
3. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки: - Качество работ |
35 |
0,35 |
|
Совокупная значимость критериев |
100 |
1,0 |
При этом установлено, что оценка заявок производится на основании критериев оценки, величины их значимости, установленных в Конкурсной документации.
Не указанные в Конкурсной документации критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрены показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию, согласно таблице N3:
Таблица N3
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя |
Коэффициент значимости показателя |
1. |
"Качество работ" |
100% |
1,0 |
Оценка по показателю "Качество работ":
для оценки заявок (предложений) по данному критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Качество работ", определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых заявке (предложению) по данному показателю исходя из степени детализации описания методов и технологии выполнения работ, в соответствии со следующей шкалой оценки:
Предмет оценки |
Значение |
Количество баллов |
Описание технологического процесса разработки проектной документации по этапу инженерные изыскания. |
Не в совокупности: - не предоставлено предложение по показателю; - представлены только скопированные положения технического задания и (или) проекта государственного контракта; - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям действующего законодательства; - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации; - наличие недостоверной информации. |
0 баллов |
Представлено описание технологического процесса выполнения не всех видов работ, предусмотренных Заданием на разработку проектной документации для этапа инженерные изыскания. |
25 баллов |
|
По этапу инженерные изыскания представлено описание с привязкой к объекту закупки технологического процесса разработки проектной документации, содержащее: описание процессов и способов выполнения участником открытого конкурса в электронной форме работ в соответствии с требованиями Задания на разработку проектной документации с обоснованием сроков выполнения работ. |
50 баллов |
|
Описание технологического процесса разработки проектной документации по этапу проектные работы. |
Не в совокупности: - не предоставлено предложение по показателю; - представлены только скопированные положения технического задания и (или) проекта государственного контракта; - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям действующего законодательства; - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации; - наличие недостоверной информации. |
0 баллов |
Представлено описание технологического процесса разработки не всех разделов проектной документации, предусмотренных Заданием на разработку проектной документации. |
25 баллов |
|
По этапу проектные работы представлено описание с привязкой к объекту закупки технологического процесса разработки проектной документации, содержащее: описание процессов и способов выполнения участником открытого конкурса в электронной форме работ в соответствии с требованиями Задания на разработку проектной документации с обоснованием сроков выполнения работ. |
50 баллов |
Баллы по показателю "Качество работ" присваиваются каждым членом конкурсной комиссии экспертно.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе от 09.07.2021 до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе было подано три заявки, по результатам оценки которых Единая комиссия Минсельхозпрод РСО-Алания решила:
Идентификационный номер заявки |
Дата и время регистрации заявки |
Критерий |
Порядок оценки |
Значимость критерия |
Предложение участника |
Оценка без учета значимости |
Оценка с учетом значимости |
1 |
07.07.2021 14:20:11 (MSK+00:00) |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. |
|
35.00 |
100 |
100 |
35.00 |
2 |
07.07.2021 15:20:17 (MSK+00:00) |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. |
|
35.00 |
50 |
50 |
17.50 |
3 |
08.07.2021 09:17:18 (MSK+00:00) |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. |
|
35.00 |
50 |
50 |
17.50 |
Согласно пункту 12 Технического задания Конкурсной документации (Приложение N4 к Конкурсной документации, далее - ТЗ) Заказчиком установлена необходимость выполнения следующих инженерных изысканий для подготовки проектной документации:
- инженерно-геодезические;
- инженерно-геологические;
- инженерно-экологические;
- инженерно-гидрометеорологические.
При этом, при рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что по предмету оценки "описание технологического процесса разработки проектной документации по этапу инженерные изыскания" заявке на участие в Конкурсе с идентификационным номером N3, то есть Заявителю, Единой комиссией Минсельхозпрод РСО-Алания было присвоено среднее значение (25 баллов), в то время как участнику рассматриваемой закупки, заявке на участие в Конкурсе которого присвоен идентификационный номер N1, признанному в последствии победителем Конкурса, на указанному предмету оценки присвоен наивысший балл (50 баллов) по причине того, что в заявке с идентификационным номером N1 было предложено проведение следующих изысканий при исполнении контракта:
- инженерно-геодезические изыскания;
- инженерно-геологические изыскания;
- инженерно-гидрологические изыскания;
- инженерно-геофизические изыскания;
- инженерно-экологические изыскания;
- археологические изыскания,
при том, что Заявителем в составе своей заявки на участие в Конкурсе (идентификационный номер N3) было предложено проведение всего четыре вида изысканий при исполнении контракта:
- инженерно-геодезические;
- инженерно-геологические;
- инженерно-экологические;
- инженерно-гидрометеорологические.
Вместе с тем, в ТЗ Заказчиком предусмотрено выполнение всего четырех вышеуказанных видов изысканий, которые в полном объеме были указаны и описаны в том числе Заявителем в первой части заявки на участие в Конкурсе.
Кроме того, при рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что по предмету оценки "описание технологического процесса разработки проектной документации по этапу проектные работы" Заявителю по итогам оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе также было присвоено среднее значение (25 баллов), поскольку в его заявке на участие в Конкурсе сроки выполнения проектных работ не привязаны к разделам проектной документации и видам проектных работ.
В пункте 40 ТЗ установлено, что проектную документацию необходимо разработать в соответствии:
- с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- требованиями, изложенными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N87 "О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию" (далее - ПП РФ от 16.02.2008 N87);
- национальными стандартами и сводами правил технического регламента "О безопасности зданий и сооружений".
Однако, в составе первой части заявки на участие в Конкурсе Заявителем описаны разделы проектной документации, предусмотренные ПП РФ от 16.02.2008 N87 с их описанием.
При этом, указанная заявка на участие в Конкурсе содержит график "Технологическая карта организации выполнения проектно-изыскательских работ на объекте "реконструкции водопроводных сетей с.Батако, Правобережного района" с указанием периодов времени всех видов работ, в том числе проектных работ и разделов проектной документации.
То есть, в нарушение требований части 4 статьи 32, пункта 13 Правил, а также Конкурсной документации, Заказчиком применены критерии и величины их значимости, отличные от установленных Конкурсной документацией.
Таким образом, действия членов Единой комиссии Минсельхозпрод РСО-Алания, выразившиеся в нарушении порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, окончательных предложений участников закупки, установленного Конкурсной документацией, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "КИНГ-ТРЕЙД" на действия Единой комиссии Минсельхозпрод РСО-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001163 N0310200017321000009 на выполнение проектно-изыскательских работ для реконструкции водопроводных сетей с.Батако, Правобережного района.
2. Признать в действиях Минсельхозпрод РСО-Алания при проведении Аукциона нарушение требований части 4 статьи 32, пункта 13 Правил, а также Конкурсной документации.
3. Выдать государственному заказчику - Минсельхозпрод РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА420-07/21 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Минсельхозпрод РСО-Алания, виновных в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 23 июля 2021 г. N А420-07/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2021