"21" июля 2021 г. г. Барнаул
Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. -заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок,
Членов комиссии:
Кобякова В.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Соколовой Е.С. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - Казиева Семена - не явился, уведомлен;
от заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" - Скачкова Дмитрия Павловича, Овчинниковой Ольги Егоровны, Гудалиной Татьяны Анатольевны (после объявленного перерыва не участвовала),
от уполномоченного учреждения - КГКУ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК АЛТАЙСКОГО КРАЯ" - Манохи Максима Петровича (после объявленного перерыва не участвовал),
в порядке предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая документарная проверка заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница", а также уполномоченного учреждения - КГКУ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК АЛТАЙСКОГО КРАЯ", в рамках проведения электронного аукциона: электронного аукциона: N 0817200000321004594 "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения".
Проверка начата: 24.06.2021 г., окончена 21.07.2021 г.
Место нахождения проверяемых организаций:
- КГБУЗ "Краевая клиническая больница", Алтайский край, Барнаул г, Ляпидевского, 1;
- КГКУ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК АЛТАЙСКОГО КРАЯ": 656049, Алтайский край, Барнаул г, Интернациональная, 122.
Место проведения контрольного мероприятия: 656050, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: с 15.04.2021 года по 08.06.2021 года.
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила информация о нарушении действующего законодательства о контрактной системе в рамках проведения электронного аукциона: N 0817200000321004594 "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения".
В своем обращении заявитель указывает на то, что в рамках проводимой закупки было представлено 4 запроса на разъяснения положений закупочной документации, при этом, заказчик уклонился от дачи разъяснений по существу вопросов. Кроме того, под описание объекта закупки подходит продукция только одного производителя ББраун и проанализировав предыдущие торги, обнаружено, что подана только единственная заявка, что говорит об отсутствии конкурентного рынка заявленной продукции и заказчик заранее прогнозирует исход такой закупки.
07.07.2021 г. состоялось заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи, в ходе проведения которого представители Заказчика представили документы и сведения о проводимой закупке, а также выразили несогласие с рассматриваемой информацией о нарушении законодательства о контрактной системе.
Представителем уполномоченного учреждения были представлены запрошенные документы и дано пояснение о том, что уполномоченное учреждение является организатором торгов, при этом не вправе указывать Заказчику на его потребности, в удовлетворение которых проводится закупка.
В целях получения дополнительной информации, в том числе по предмету закупки в предыдущих периодах, а также экспертного мнения по предмету проводимой закупки, используемых в ней показателей для описания объекта закупки, что может иметь значение для принятия решения по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией был объявлен перерыв и решением руководителя контрольного органа продлен срок проведения внеплановой проверки.
21.07.2021 г. состоялось повторное заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи, в ходе проведения которого, представитель от уполномоченного учреждения не принимал участие, а также один из представителей заказчика также не принимала участие в заседании Комиссии.
Повторно рассмотрев представленную информацию заявителем, а также дополнительные документы, экспертное мнение в обоснование позиции Заказчика, были даны пояснения участвующих лиц во внеплановой проверке.
Заслушав позиции участвующих лиц в деле, рассмотрев представленные документы, а также сведения размещенные в Единой информационной системе (далее - ЕИС) по рассматриваемым закупкам, при проведении внеплановой документарной проверки Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно сведениям ЕИС, уполномоченным учреждением 26.04.2021 г. размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 26.04.2021 N0817200000321004594". Начальная максимальная цена контракта - 843 750,00 руб.
Объектом закупки является - Поставка лекарственного препарата для медицинского применения, а именно:
- Аминокислоты для парентерального питания+Прочие препараты [Жировые эмульсии для парентерального питания+Декстроза+Минералы].
Извещением о проведении электронного аукциона установлено следующее ограничение:
- Условие допуска: Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018;
- Ограничение допуска и условия допуска: Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе аукционной документации представлено описание объекта закупки в виде таблицы, содержащей функциональные, технические и качественные характеристики товара, работы, услуги, эксплуатационные характеристики товара, результата работ, услуг (при необходимости), используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения показателей товара и показатели, значения которых не могут изменяться, а именно:
Наименование показателя товара |
Единица измерения показателя (характеристики) товара |
Значение показателя (характеристики) товара, которое не может изменяться участником закупки при подаче заявки |
3 |
4 |
5 |
Лекарственная форма |
|
эмульсия для инфузий |
Путь введения |
|
центральные вены |
Объём первичной упаковки |
мл |
1875 |
*Содержание действующих веществ: Изолейцин Лейцин Лизина гидрохлорид (соответствует лизину) Метионина Фенилаланина Треонина Триптофана Валина Аргинина Гистидина монохлорида моногидрата (соответствует гистидину) Глицина Аланина Пролина Аспарагиновой кислоты Глютаминовой кислоты Серина Натрия гидроксида Натрия хлорида Натрия дигидрофосфата дигидрата Натрия ацетата тригидрата Калия ацетата Магния ацетата тетрагидрата Кальция хлорида дигидрата Цинка ацетата дигидрата Триглицеридов средней цепи Соевых бобов масла Глюкозы моногидрата (соответствует безводной глюкозе) |
г г г г г г г г г г г г г г г г г г г г г г г г г мг г г г г |
6,16 8,22 7,46 5,96 5,13 9,22 4,76 1,5 6,76 7,09 4,44 3,29 4,33 12,73 8,93 3,94 9,2 7,88 2,196 0,710 4,68 0,47 6,917 1,706 1,168 13,17 37,5 37,5 297,0 270,0 |
Техническое задание также содержит обоснование необходимости использования дополнительных показателей (характеристик):
- Данный препарат не имеет дозировки поэтому указываем содержание действующих веществ.
Точное указание объема обусловлено тем, что закупаемый контейнер с вышеуказанным группировочным наименованием и с лекарственной формой "эмульсия для инфузий" в соответствии с ГРЛС состоит из раствора глюкозы с электролитами, раствора аминокислот с электролитами и жировой эмульсии, что согласно Приказа МЗN538н, от 27.07.2016 является лекарственной формой для парентерального применения путем, как правило, медленного, часто капельного введения в циркулирующий кровоток с помощью инфузионных систем в значительном объеме, и согласно Государственной фармакопеи является одним из вариантов раствора для инфузий. Данный объем показан для пациентов с умеренными потребностями вводимой жидкости на полном или частичном парентеральном питании Трехкамерный контейнер приобретается для парентерального питания пациентов с высокими потребностями в белке и энергии или ограничением по объему вводимой жидкости, с центральным сосудистым доступом.
В составе аукционной документации также размещено обоснование НМЦ контракта, по методу установленному приказом Минздрава России от 19 декабря 2019 г. N 1064н, а именно:
- Определение и обоснование НМЦК посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), исходя из коммерческих предложений: Nб/н от 16.04.2021; N16/4 от 16.04.2021.
С учетом принципа эффективности использования бюджетных средств, определенного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в качестве цены единицы товара была принята минимальная цена;
- Определение и обоснование НМЦК посредством применения тарифного метода:
Информация о ценах производителей в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2021 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", представлена в Государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по адресу в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru/: с указанием МНН -Аминокислоты для парентерального питания+Прочие препараты [Жировые эмульсии для парентерального питания+Декстроза+Минералы] и владельца РУ (производителя) - Вл.Б.Браун Мельзунген АГ, Германия (DE 113055856); Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Б. Браун Мельзунген АГ, Германия.
В заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что закупаемый препарат используется для пациентов в критических состояниях, находящихся в ОАР, ОРИТ, с нефротическим синдромом, с сердечно-сосудистыми заболеваниями, у пациентов кардиохирургического и нейрохирургического профилей, пациентов после трансплантации внутренних органов (почки, печень, сердце).
В медицинском учреждении 5 реанимационных отделений, ежегодно около 4000 пациентов получают данный вид медицинской помощи. Не менее 80% пациентов нуждаются в парентеральном питании, что составляет 3200 пациентов ежегодно. При этом, 40% нуждающимся в парентеральном питании пациентам (примерно 1600 пациентов) необходимы высокие потребности в белке и энергии с ограничением по объему вводимой жидкости. В отделении кардиохирургической реанимации удельный вес подобной категории пациентов доходит до 70%, что ежегодно составляет не менее 280 человек.
Таким образом, в описании объекта закупки приведены такие характеристики объекта закупки, из которых совершенно очевидно являются необходимыми, а именно:
- требуются аминокислоты для парентерального питания + Декстроза + Минералы;
- требуются для парентерального питания пациентов с высокими потребностями в белке и энергии или ограничением по объему вводимой жидкости.
Закупаемый товар является многокомпонентным, сложного состава и имеющий в нем 30 действующих веществ (активных фармацевтических субстанций).
Препараты фосфатов не входят в состав зарегистрированных в РФ препаратов аминокислот, жировых эмульсий и декстрозы, имеющих показания для проведения парентерального питания, а также не зарегистрированы в виде отдельных монопрепаратов. Единственными препаратами, имеющими в составе фосфаты, являются многокамерные контейнеры для парентерального питания, следовательно отсутствие указания на возможность поставки однокомпонентных препаратов в данном случае не подпадает под положения Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 г. N1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Фосфаты необходимы для профилактики осложнения Рефидинг-синдрома лечащий врач при назначении необходимой терапии руководствуется утвержденной инструкцией по применению лекарственного препарата, в которой зарегистрированные показания к применению конкретного препарата соответствуют конкретным дозировкам действующих веществ, что согласуется с положениями Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных препаратов".
Действующее законодательство не регламентирует конкретные числовые показатели лечебного питания в ЛПУ.
В целях исключения ограничения конкуренции, закупка препарата с такими характеристиками выделена в отдельный лот. Рассматриваемый товар не имеет на рынке ограничений, о чем свидетельствуют коммерческие предложения при мониторинге цен.
В рамках проведения внеплановой документарной проверки было представлено экспертное заключение врача анестезиолога реаниматолога высшей квалификационной категории, заведующего отделением анестезиологии и реаниматологии КГБУЗ "Городская больница N4 им Н.П. Гулла" С.Н. Проскурина от 19.07.2021 г., в котором представлено следующее заключение:
- целесообразность закупка трехкомпонентных систем "все в одном", лекарственных препаратов с группировочным наименованием: Аминокислоты для парентерального питания + Прочие препараты [Жировые эмульсии для парентерального питания + Декстроза +Минералы] для пациентов с ограничением вводимой жидкости и повышенными потребностями в нутриентах и энергии не вызывает сомнения, в первую очередь для пациентов с нефротическим синдромом, с сердечно-сосудистыми заболеваниями, у пациентов кардиохирургического и нейрохирургического профилей, пациентов после трансплантации внутренних органов;
- количество закупаемых заказчиком многокомпонентных лекарственных препаратов для парентерального питания в течение последних трех лет стабильно, в среднем составляет 70%; необходимо для индивидуального подбора парентерального питания для пациентов, как правило, с повышенным катаболизмом в отделениях гнойной, общей хирургии, гастроэнтерологии.
Также представлена экспертная оценка Заведующего отделом анестезиологии и реаниматологии НИИ Клинический хирургии ФГАОУ ВО РНИМУ им Н.И. Пирогова Минздрава д.м.н А.И. Ярошецким их.N 01-52/3052 от 19.07.2021 г. , в которой также указано, что в отличии от раздельного введения компонентов парентерального питания, трехкомпонентные системы имеют в своем составе до 30 действующих веществ, включая такие важные микроэлементы как фосфаты и цинк, которые не зарегистрированы в РФ как отдельные препараты для парентерального введения.
Представители Заказчика также пояснили, что причины отсутствия заявок от других участников закупки, в том числе от компаний подавших свои коммерческие предложения, им не известны, поскольку товарный рынок определен самими участниками закупок. Заказчик вправе удовлетворить свою потребность в закупаемом препарате, при этом в техническом задании приводится обоснование такой потребности.
Кроме того, потребность Заказчика в иных лекарственных препаратах, с содержанием других веществ, в том числе имеющих эквивалент, удовлетворена другими проводимыми закупками в 2020, 2021 гг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Рассматриваемая норма содержит также запрет на совершение участниками закупок действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Рассматриваемое обращение не содержит сведений о нарушении каким либо из участников закупки вышеуказанного запрета, равно как не содержит доказательств нарушения такого запрета Заказчиком.
Вопросы развития конкурентной среды не относится к компетенции Заказчика, в связи с чем, рассматриваемые доводы заявителя о прогнозе исхода закупки не находят своего подтверждения.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частями 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В рамках рассматриваемой закупки поступило 4 запроса на разъяснение положений аукционной документации, в которых участники требуют от заказчика убрать установленные характеристики товара, либо включить возможность поставки монопрепаратов, а также пересмотреть путь введения лекарственного препарата. В одном из запросов на разъяснения участник закупки требует дать разъяснения положений Постановления Правительства РФ N1380 от 15 ноября 2017 г., указывая на то, что в предыдущем году с подобными запросами уже обращались участники и Заказчик постоянно дает один ответ.
В ответ Заказчиком представлено 4 разъяснения в которых одинаково указано:
- Техническое задание составлено с учетом положений 44 ФЗ и Постановления Правительства РФ N1380. Участники обязаны подавать заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с действующим законодательством. Решение о допуске принимается аукционной комиссией после завершения срока подачи заявок в соответствии с 44 ФЗ.
Представители Заказчика пояснили, что участникам уже известна позиция Заказчика по закупаемому препарату, подобные вопросы поступали и в прошлом году, на которые давались очень подробные ответы.
Вместе с тем, законодательство о контрактной системе содержит обязанности Заказчика представлять ответ в какой-то определенной форме и нет строгих требований к содержанию таких разъяснений, кроме того, отсутствие требуемого препарата у участника закупки не означает, что Заказчик должен отказаться от его закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 1 закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Таким образом, основной целью настоящего Закона является обеспечение государственных нужд и заказчик соблюдая требования положений статьи 33 Закона о контрактной системе четко выделил свою потребность в определенном лекарственном препарате.
Отсутствие у участника закупки товара необходимого заказчику, не свидетельствует об ограничении числа участников закупки, а выбранный Заказчиком объект закупки не противоречит требованиям настоящего Федерального закона.
Представленные разъяснения документации об электронном аукционе не изменяют ее суть.
Таким образом, Комиссией не установлено нарушение Заказчиком порядка дачи разъяснений на положения аукционной документации.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
при проведении внеплановой документарной проверки соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при проведении электронного аукциона N 0817200000321004594 "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения", в действиях Заказчика, уполномоченного учреждения нарушений не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _____________________________ А.В. Кочетков
Члены Комиссии: ____________________________ В.А. Кобяков
____________________________ Е.С. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 21 июля 2021 г. N 43-ВП/2021 (ключевые темы: лекарственные средства - участники закупок - электронный аукцион - документарная проверка - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2021