Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Опора-Север" (далее - заявитель, общество, ООО "Опора-Север") на действия Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и его аукционной комиссии (далее - заказчик, аукционная комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка инвалидам впитывающих простыней (пелёнок) (извещение N 0252100000121000081) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_", директора;
заказчика - "_" (доверенность N 785 от 11.12.2020), "_" (доверенность N 452 от 19.12.2018), "_" (без доверенности)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 7135э от 16.07.2021) жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 30.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0252100000121000081 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 498800 руб.
09.07.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано три заявки, двум участникам отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 14.07.2021 заявка ООО "Опора-Север" признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
По мнению заявителя, его заявка была неправомерно признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок
По определению (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В свою очередь, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их единые (аукционные) комиссии должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 2 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
На основании части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 69 Федерального закона установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Из совокупности приведенных норм следует, что единые (аукционные) комиссии заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
В протоколе рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 14.07.2021 при обосновании признания заявки с идентификационным номером 110165949 (ООО "Опора-Север") не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе указано следующее: "Непредставление документов и информации, которые предусмотрены частью 11 ст. 24.1, ч. 3 или 3.1, 5, 8.2 ст. 66 Закон N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В соответствии с п. 27 раздела I документации об электронном аукционе участник закупки во второй части заявки должен предоставить регистрационное удостоверение на медицинское изделие. ООО "ОПОРА-СЕВЕР" не предоставил регистрационное удостоверение на: "Впитывающие простыни (пеленки) - 180 шт. Размер простыни (пелёнки) (ширина х длина) - не менее 40 х 60 см Впитываемость - от 400 до 500 мл". В разделе III документации об электронном аукционе предусмотрено, что товар должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 57762-2017 "Белье абсорбирующее для инвалидов. Общие технические условия". В регистрационном удостоверении ООО "ОПОРА-СЕВЕР" указано, что пеленки впитывающие медицинские для ухода за лежащими больными, одноразовые по ТУ 9398-001-6625246-2011".
Согласно разделу III "Описание объекта закупки" к поставке требовался товар, соответствующий следующим требованиям:
"Общее количество поставляемого товара - 136 830 штук
1. Впитывающие простыни (пеленки) - 180 шт.
Размер простыни (пелёнки) (ширина х длина) - не менее 40 х 60 см
Впитываемость - от 400 до 500 мл
2. Впитывающие простыни (пеленки) - 1 650 шт.
Размер простыни (пелёнки) (ширина х длина) - не менее 60 х 60 см
Впитываемость - от 800 до 1200 мл
3. Впитывающие простыни (пеленки) - 135 000 шт.
Размер простыни (пелёнки) (ширина х длина) - не менее 60 х 90 см
Впитываемость - от 1200 до 1900 мл".
В соответствии с табличной формой инструкции по заполнению заявки (раздел IV документации об электронном аукционе) указанные показатели являются неизменными.
Комиссия Омского УФАС России отмечает, что такое описание объекта закупки сформировано в соответствии с ГОСТ Р 57762-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Белье абсорбирующее для инвалидов. Общие технические условия" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.10.2017 N 1339-ст), а также в соответствии с общей информацией позиции Каталога товаров, работ, услуг 17.22.12.130-00000002.
Пунктом 27 документации об электронном аукционе было также установлено следующее требование к содержанию вторых частей заявок: "копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе: - регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии со ст. 38 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011".
Первая часть заявки ООО "Опора-Север" содержала предложение о поставке товара с указанными выше характеристиками, а равно декларировала соответствие товара упомянутому ГОСТ Р 57762-2017.
Вместе с тем в составе второй части заявки общества не было приложено регистрационного удостоверения на впитывающие простыни (пеленки) с характеристиками: "Размер простыни (пелёнки) (ширина х длина) - не менее 40 х 60 см. Впитываемость - от 400 до 500 мл".
Регистрационное удостоверение N ФСР 2011/12823 от 23.01.2017 выдано на пеленки впитывающие медицинские для ухода за лежачими больными, одноразовые по ТУ-9398-001-66252246-2011 с типоразмерами 60х60, 60х90.
Довод заявителя о том, что по спорной позиции он собирался поставить пеленки с размерами 60х60, что, по его мнению, не противоречит требованиям документации об электронном аукционе, Комиссией отклоняется, так как в таком случае пеленки не соответствовали требованию о впитываемости.
Из приложенного к жалобе сертификата соответствия N РОСС RU.АБ69.Н01103 от 27.07.2018 пеленки впитывающие медицинские для ухода за лежачими больными, одноразовые по ТУ-9398-001-66252246-2011 обладают впитываемостью (от 1050 до 2150 и от 1525 до 2600 мл).
Указанное явно свидетельствует, что предлагаемые к поставке пеленки не соответствуют требованиям документации об электронном аукционе в части их впитывааемости.
Из требований статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе и положений документации об электронном аукционе следует, что информация, указанная в первой части заявки будет включаться в проект контракта, при этом в силу части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе заключаемый контракт не может противоречить условиям документации об электронном аукционе.
Следовательно, при признании заявки ООО "Опора-Север" соответствующей требованиям документации об электронном аукционе указанные императивные требования закона заказчиком не могли быть соблюдены.
Таким образом, вывод аукционной комиссии заказчика о том, что участником закупки во второй части заявки не была представлена копия регистрационного удостоверения на предлагаемый к поставке товар, Комиссия Омского УФАС России полагает верным, следовательно, заявка участника закупки правомерно была признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Отклоняя доводы заявителя о том, что предлагаемый им товар является лучшим, Комиссия отмечает, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям документации о закупке или законодательства.
Следовательно, участник закупки, не реализовавший своего права на подачу запроса на разъяснения положений документации об электронном аукционе (статья 65 Федерального закона о контрактной системе), а равно не обжаловавший положения документации в контрольный орган, несет риск наступления негативных последствий.
Комиссия Омского УФАС России особо отмечает, что аукционная комиссия заказчика не вправе отступать от фактических требований закупочной документации (аналогичный вывод сделан Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в постановлении по делу N А33-39510/2019).
Положениями документации об электронном аукционе не была предусмотрена возможность предложения товара с характеристиками, отличными от вышеуказанных, в том числе с лучшими характеристиками. Несмотря на это, заявителем была подана заявка на участие в спорной закупке, следовательно, было выражено безусловное согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. Комиссия также учитывает, что в первой части заявки ООО "Опора-Север" фактически указало недостоверные сведения о товаре.
В связи с указанным довод жалобы признан необоснованным.
Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что заказчиком не представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о несоответствии предлагаемого обществом товара ГОСТ Р 57762-2017 (обратное прямо следует из сертификата соответствия N РОСС RU.АБ69.Н01103 от 27.07.2018), более того, заказчиком в принципе не проводилась проверка достоверности представленных участниками закупки сведений о товаре.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Опора-Север" на действия Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и его аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка инвалидам впитывающих простыней (пелёнок) (извещение N 0252100000121000081).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 июля 2021 г. N 055/06/69-778/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021