Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2021 года
Инспекцией Рязанского УФАС России в составе: <...>, действующей на основании приказа Рязанского УФАС России от 19.07.2021 N 61, в присутствии представителя Администрации муниципального образования - Сапожковский муниципальный район Рязанской области <_>, в отсутствие представителей Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования - Сапожковский муниципальный район Рязанской области, уведомленных надлежащим образом (исх. N 3680 от 19.07.2021) на основании информации о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поступившей от СУ СК России по Рязанской области N 216-21-2021 от 24.06.2021 (вх. N 3795 от 30.06.2021), руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), рассмотрены материалы проведенной внеплановой камеральной проверки действий Администрации муниципального образования - Сапожковский муниципальный район Рязанской области и Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования - Сапожковский муниципальный район Рязанской области на соответствие требованиям Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0159300048219000008 от 15.03.2019).
Проверка проводилась с 19 июля по 29 июля 2021 года.
Контрольное мероприятие проведено методом сплошной проверки представленных документов, связанных с вышеназванной закупкой.
Проверкой установлено:
Администрации муниципального образования - Сапожковский муниципальный район Рязанской области (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0159300048219000008 от 15.03.2019) (далее - электронный аукцион).
15 марта 2019 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 296 838, 95 руб.
Уполномоченным учреждением выступило Финансово-казначейское управление администрации муниципального образования - Сапожковский муниципальный район Рязанской области (далее - Уполномоченное учреждение).
Статьей 31 Закона о ФКС при осуществлении закупки установлены единые требования к участникам закупки, которые нашли свое отражение в пункте 2 "Требования к участникам закупки" документации об электронном аукционе. Каких-либо ограничений к участникам закупки аукционная документация не содержит: в закупке, являющейся предметом проверки, могли принять участие все желающие, в том числе физические лица.
Какие-либо требования к участникам электронного аукциона, не предусмотренные действующим законодательством, к участникам не предъявлены.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о ФКС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 13 "Технические характеристики" аукционной документации установлено, что объектом закупки является приобретение 1 (одного) жилого помещения (квартиры) для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, а также приведены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Кроме того, вышеуказанный раздел содержит показатели закупаемой квартиры, так, согласно аукционной документации жилое помещение должно удовлетворять следующим требованиям:
3. Технические характеристики приобретаемого жилого помещения (квартиры):
3.1. Количество поставляемых товаров: 1 (одно) жилое помещение (квартира), общей площадью не менее 33 кв. метров.
Общая площадь каждого жилого помещения (квартиры) состоит из суммы площади всех частей жилого помещения (квартиры), включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в квартире, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
4. Требования предъявляемые к жилому помещению (квартире):
4.1. По техническим и функциональным характеристикам жилое помещение (квартира) должно соответствовать данным кадастрового учета, содержащимся в кадастровом паспорте (техническом паспорте) жилого помещения и отвечать требованиям, установленным к жилым помещениям частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.2. Жилое помещение не должно быть признано непригодным для проживания. Многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение, не должен быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (раздел II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47).
4.3. Жилое помещение, не находящееся в аварийном состоянии и в ветхом фонде, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям в т.ч. жилое помещение должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а также СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", утвержденное Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 34 "О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03" "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий".
4.4. Жилое помещение не должно иметь обременений (ограничений), установленных в соответствии с действующим законодательством, в том числе не состоять в споре, в залоге, не находиться под арестом, не являться предметом правопритязаний третьих лиц.
4.5. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется по месту его нахождения.
4.6. Переустройство и перепланировка жилого помещения (при наличии) должны быть оформлены в установленном законом порядке.
4.7 Жилое помещение (квартира) должно состоять из отдельной жилой комнаты или комнат, кухни, прихожей, санузла и ванной комнаты или совмещенного помещения для санузла и ванной.
4.8 Жилое помещение (квартира) должно быть благоустроенной применительно к условиям р.п. Сапожок Рязанской области:
- оборудовано одновременно централизованным водопроводом, централизованным водоотведением (канализацией), централизованным отоплением или индивидуальным отоплением, централизованным горячим водоснабжением и/или стационарным бытовым накопительным водонагревателем, ванной с душем со смесителем или душевой кабиной с душем со смесителем, газовой или электрической плитой, имеющих не менее 4-х конфорок и встроенный духовой шкаф или встроенной панелью.
Проанализировав вышеуказанные показатели, Инспекция приходит к выводу, что ни одно из изложенных требований не является чрезмерным, способствующим ограничению конкуренции, препятствующим выходу на рынок собственникам жилья.
В силу ч. 2 ст. 63 Закона о ФКС в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей, либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 15.03.2019, дата и время окончания подачи заявок 25.03.2019 10:00, таким образом, сроки размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе соответствуют требованиям ч. 2 ст. 63 Закона о ФКС.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о ФКС в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно данным, отраженным в ЕИС запросов о даче разъяснений положений документации рассматриваемого электронного аукциона не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о ФКС аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На участие в электронном аукционе подано 6 заявок от участников с идентификационными номерами: 114, 17, 9, 148, 63, 213, которые допущены и признаны участниками электронного аукциона.
В соответствии с Протокол подведения итогов электронного аукциона от 29.03.2019 N 0159300048219000008-3 заявка с идентификационным номером 9 (ООО "Недвижимость Рязани") признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
При проведении проверки Инспекцией Рязанского УФАС установлено, что первые и вторые части заявок, подданных на участие в электронном аукционе, аукционной комиссией не отклонены и признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 83.2 Закона о ФКС по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с ч. 9 ст. 83.2 Закона о ФКС контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протокола. При осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме контракт может быть заключен не ранее срока, предусмотренного пунктом 4 части 13 статьи 82.1 настоящего Федерального закона.
15.04.2019 между Заказчиком и ООО "Недвижимость Рязани" заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения (квартиры) для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ценой контракта 831 536 (Восемьсот тридцать одна тысяча пятьсот тридцать шесть) рублей 06 копеек.
Таким образом, муниципальный контракт заключен сторонами в установленном Законом о ФКС порядке в соответствующий срок.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о ФКС контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о ФКС извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 13.1 статьи 34 Закона о ФКС срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о ФКС, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о ФКС, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктом 3.2 раздела 3 "Порядок расчетов" проекта муниципального контракта на приобретение жилого помещения (квартиры) для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрено, что оплата за приобретенное жилое помещение (квартиру) производится Заказчиком путём безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение не более чем 30 (тридцать) дней со дня государственной регистрации права собственности Заказчика на приобретаемое жилое помещение (квартиру) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на основании Акта приема-передачи жилого помещения (квартиры).
В то же время согласно п. 5.3, 5.4, 5.7, 5.8, 5.9 раздела 5 "Срок, место передачи объекта недвижимости, порядок приема-передачи" передача жилого помещения (квартиры) Поставщиком и принятие ее Заказчиком осуществляется по акту приема-передачи жилого помещения (квартиры).
Приемке подлежит жилое помещение (квартира) в состоянии, пригодном для постоянного проживания, при наличии исправного и неповрежденного санитарно-технического, электро- и иного оборудования, и соответствующая требованиям Технического задания (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
Заказчик в течение 5 (Пяти) рабочих дней обязан направить Поставщику один экземпляр подписанного Заказчиком акта приема-передачи либо мотивированный отказ с указанием обнаруженных дефектов и (или) недостатков и сроков их устранения.
После устранения Поставщиком выявленных дефектов и (или) недостатков Заказчик подписывает акт приема-передачи.
Датой передачи жилого помещения (квартиры) считается дата подписания Сторонами акта приема-передачи жилого помещения (квартиры).
Комиссия Рязанского УФАС России пришла к выводу, что положения проекта муниципального контракта не отвечают требованиям Закона о ФКС, так как срок оплаты за жилое помещение исчисляется с момента регистрации перехода права собственности на жилое помещение, в то время как согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона о ФКС срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика нарушают ч. 13.1 ст. 34 Закона о ФКС и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, срок привлечения к административной ответственности за нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о ФКС, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП за утверждение документации об аукционе, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, истек.
Согласно акту приема-передачи квартира по муниципальному контракту передана Продавцом и принята Заказчиком 06.12.2019, оплата произведена 24.12.2019 платежным поручением N 611757 от 24.12.2019 на сумму 415 768 (четыреста пятнадцать тысяч семьсот шестьдесят восемь) рублей 03 копейки, 26.12.2019 платежным поручением N 660305 от 26.12.2019 на сумму 415 768 (четыреста пятнадцать тысяч семьсот шестьдесят восемь) рублей 03 копейки.
В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона о ФКС в реестр контрактов включается документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Частью 3 статьи 103 Закона о ФКС и п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 установлено, что информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Таким образом, крайний день размещения акта приема-передачи от 06.12.2019 Заказчиком - 13.12.2019 включительно.
Однако в нарушение указанных требований законодательства сведения об исполнении муниципального контракта (акт приема-передачи от 06.12.2019) направлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и соответственно опубликованы на официальном сайте в сети Интернет с нарушением установленного законом пятидневного срока только 27.12.2019.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение требований части 3 статьи 103 Закона о ФКС при представлении в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, срок привлечения к административной ответственности за нарушение ч. 3 ст. 103 Закона о ФКС, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при представлении в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, истек.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Инспекция Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
Признать Заказчика (Администрацию муниципального образования - Сапожковского муниципального района Рязанской области) нарушившим часть 3 статьи 103, часть 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 29 июля 2021 г. N 062/06/99-670/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021