Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 23 июля 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
в присутствие представителей от:
уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - уполномоченное учреждение) -
заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканский кардиологический диспансер" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - заказчик)-
в отсутствии представителя ООО "Прима Баланс", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев путем видеоконференц-связи жалобу ООО "Прима Баланс" (далее - ООО "Прима Баланс", Заявитель) на положение документации Заказчика и Уполномоченного упреждения по поставке шовного материала (изв. N0815200000121000528) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере за
купок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 13.07.2021 обратилаось ООО "Прима Баланс" с жалобой на положение документации Заказчика и Уполномоченного упреждения по поставке шовного материала (изв. N0815200000121000528) (далее - Электронный аукцион).
В жалобе ООО "Прима Баланс" указывает, что заказчиком при описании объекта закупки нарушены положения Закона о контрактной системе. Так, в аукционной документации установлены излишние требования к цвету нити шовного материала и к маркировке медицинского изделия.
Кроме того, заявитель отмечает, что в аукционной документации неверно применен код позиции КТРУ: 21.20.24.120-00000011, так как полиэфир, по позиции "нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить", относится к нерассасывающимся материалам. В связи с чем, ООО "Швабе-Поволжье" считает, что заказчику в аукционной документации необходимо установить позицию КТРУ: 21.20.24.120-00000032 "Нить хирургическая из полиэфира".
На основании изложенного, ООО "Прима Баланс" просит рассмотреть жалобу по существу, провести внеплановую проверку действий заказчика на соответствие их требованиям законодательства о контрактной системе.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласились, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в аукционной документации, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
29.06.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815200000121000528 о проведении электронного аукциона на поставку шовного материала, с начальной (максимальной) ценой контракта 8 396 224,68 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Следовательно, при формировании технического задания Заказчику, в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик, услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к заявленным товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товаров именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
При этом, в соответствии с частями 5-6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог) обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные Порядок и Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Из пункта 4 Правил следует, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В пункте 5 Правил указано, что Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил, случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объектом закупки является шовный материал.
Согласно извещению о проведении закупки и аукционной документации Заказчиком при планировании и осуществлении закупки, указании наименования объекта закупки и описании закупаемого товара, использован Каталог.
Кроме того, в соответствии с письмом Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463 "О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N961" С 1 июля при закупке радиоэлектронной продукции из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878), нельзя использовать в описании объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ..
Согласно сведениям из сайта ЕИС в Каталоге к нити хирургической из полиэфира, рассасывающейся, полинить (КТРУ 21.20.24.120-00000011) отсутствуют характеристики.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к характеристикам товара, соответствующие потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке установлены Разделом N1 Технического задания аукционной документации (далее - Таблица).
Так, по позициям 20, 21 Таблицы Заказчику необходимы "Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить" КТРУ 21.20.24.120-00000011.
Довод о том, что Заказчику нужна нерассасывающаяся нить необоснован, так как заказчику требование сформировано исходя из потребности Заказчика. Требуемый состав нити гликолид (90%) - это циклический сложный эфир, ввиду чего, КТРУ с входящими в него характеристиками Заказчиком применено верно.
Нерассасывающиеся нити хирургически из полиэфира по позиции КТРУ: 21.20.24.120-00000032, установлены заказчиком в пункте 24, 26 Таблицы.
Доказательств, свидетельствующих о том, что полиэфир относится к нерассасывающимся материалам, а также, что вышеуказанные требования вводят участников закупки в заблуждение и влекут за собой ограничение количества участников закупки, заявителем не представлено.
По пунктам 1-22, 26, 28, 29 Таблицы требуется нить хирургическая, в том числе синяя.
Также в описании отмечено, что цвет нити установлен заказчиком для лучшей визуализации в ране, в соответствии с п. 4.1.5 ГОСТ 31620-2012.
Из пояснений представителей заказчика и главного врача следует, что указание цвета нитей - синий обусловлено объективными потребностями заказчика, так как синий цвет, наиболее контрастный по отношению к внутренним органам, тканям, крови и другим естественным цветам организма при хирургических манипуляциях. Данные преимущества выявлены оперирующими хирургами и являются существенными, при выполнении хирургических манипуляций в наиболее уязвимых органах и тканях. Данные требования являются функционально обоснованными, позволяют снизить риск развития осложнений, угрожающих жизни пациентов. Заказчиком были проанализированы каталоги производителей шовных хирургических нитей и составлено техническое задание. Среди производителей данных нитей являются в том числе В. Braun Surgical S.A., ETHICON, LLC.
Следует также отметить, что товар с техническими характеристиками, указанными в Техническом задании аукционной документации не запрещен к производству и использованию на территории Российской Федерации.
Формируя описание объекта закупки, Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением основной деятельности медицинского учреждения.
Требования к аукционной документации сформулированы с учетом необходимости конечного результата - обеспечения мединского учреждения необходимыми материалами. Требования документации не ограничивают число участников закупки в связи с тем, что предметом Аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям аукционной документации и удовлетворяющее потребность Заказчика. При определении требований к закупаемой продукции Заказчик учитывает соответствие своих потребностей закупаемому товару.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, учитывая нормы Закона о контрактной системе, основным задачами осуществления закупок является обеспечение круга участников и выявление в результате торгов лица, исполнение государственного контракта которым в наибольшей степени будет отвечать требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
Наряду с вышеизложенным, Комиссия отмечает, следующее.
В Техническом задании аукционной документации к первичной упаковке нити хирургической установлено требование к маркировке медицинского изделия - игла должна быть изображена на этикетке в натуральную величину.
Из ГОСТ 31620 - 2012 "Материалы хиркургические шовные. Общие технические требования. Методы испытаний" следует, что производители могут наносить маркировку на стерилизационную упаковку или ярлык.
Согласно пункту 7.2.2 ГОСТ 31620 - 2012 на каждой стерилизационной упаковке или на ярлыке должна быть нанесена маркировка (слова, фразы, символы или рисунки), включающая в себя:
- наименование изготовителя или его логотип;
- адрес изготовителя;
- наименование изделия;
- материал, из которого изготовлен шовный материал (если это не следует из наименования изделия);
- структуру шовного материала (если это не следует из наименования изделия);
- метрический размер нити (например, МР 1,5);
- условный номер нити в соответствии с [2] (по требованию потребителя);
- длину нити;
- цвет (для окрашенных нитей);
- надпись "Стерильно" с указанием метода стерилизации;
- номер партии;
- дату изготовления и срок годности или надпись "годен до ...";
- символ однократного применения;
- обозначение типа, размера и числа атравматических игл (при наличии);
- обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлено изделие;
- знак соответствия по национальным стандартам государств <*>, упомянутых в предисловии, как проголосовавших за принятие настоящего межгосударственного стандарта.
При этом, требований к графическому изображению на упаковке медицинского изделия, ГОСТ 31620 - 2012 не предусмотрено.
Таким образом, требование в аукционной документации к маркировке медицинского изделия, а именно наличие на упаковке иглы в натуральную величину, является излишним требованием, не предусмотренным ГОСТ 31620 - 2012 "Материалы хиркургические шовные. Общие технические требования. Методы испытаний".
Следовательно, Заказчиком при описании объекта закупки, в части к изображению иглы в натуральную величину, не соблюдены требования части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе.
Утверждение аукционной документации с нарушениями требований законодательства о контрактной системе образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии ответа на запрос разъяснений положений аукционной документации, Комиссия признает несостоятельным, поскольку заявителем не представлены информация и сведения о таком запросе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Прима Баланс" обоснованной в части маркировки медицинского изделия, а в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать заказчику предписание.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Прима Баланс" на положение документации Заказчика и Уполномоченного упреждения по поставке шовного материала (изв. N0815200000121000528) обоснованной в части маркировки медицинского изделия;
2. Признать в действиях заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканский кардиологический диспансер" Министерства здравоохранения Чувашской Республики нарушение части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать Заказчику и Уполномоченному учреждению предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 23 июля 2021 г. N 021-06-64-751-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021