Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
- от заказчика - федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю" Головко Владислава Александровича по доверенности от 21.05.2021 N 39, Будаева Станислава Юрьевича по доверенности от 23.07.2021 N 7;
- от общества с ограниченной ответственностью "Параллель 555" Сунцова Константина Павловича по доверенности от 20.07.2021, Студило Александра Сергеевича по доверенности от 23.07.2021,
рассмотрев материалы дела N 7-3/375 по обращению заказчика федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - ФГКУ "УВО ВНГ России по Хабаровскому краю", Учреждение, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Параллель 555" (ИНН 2723071060) (далее - ООО "Параллель 555", Общество) и учредителе (генеральном директоре) Общества Бессонове Викторе Николаевиче (ИНН 272419692459), в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 17.05.2021 N 718 на оказание услуг по диагностике и ремонту служебного автотранспорта, в рамках государственного оборонного заказа, заключенного на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если осуществляется закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.
17.05.2021 между ФГКУ "УВО ВНГ России по Хабаровскому краю" и ООО "Параллель 555" на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключен контракт от 17.05.2021 N 718 на оказание услуг по диагностике и ремонту служебного автотранспорта, в рамках государственного оборонного заказа, с ценой контракта 159 146, 83 рублей (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта Исполнитель в соответствии с согласованным Заказчиком заказ-нарядом обязуется в установленный Контрактом срок оказывать услуги по диагностике и ремонту служебного автотранспорта, в рамках государственного оборонного заказа (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
В соответствии с п. 6.1 контракта начало ремонта автомобиля Заказчика исчисляется с момента согласования сторонами заказ-наряда. Заказ-наряд составляется в течение 1 (одного) рабочего дня, после передачи транспортного средства Исполнителю для оказания услуг, с оформлением Заказчиком акта приема-передачи транспортного средства.
П. 2.1 контракта установлено, что услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (далее - ТЗ) (Приложение N 1), являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации и (или) определяемыми заводами- изготовителями основных изделий автомобилей.
В соответствии с п. 9 ТЗ выполнение Исполнителем заказ-наряда составляет не более 5 (пяти) рабочих дней на один автомобиль.
Согласно п. 5.2 контракта срок оказания услуг исчисляется с даты заключения контракта и действует до 15.12.2021.
Контракт вступает в силу с даты заключения и действует до 31.121.2021, а в части взятых на себя обязательств - до полного их исполнения по контракту.
Как следует из обращения заказчика - ФГКУ "УВО ВНГ России по Хабаровскому краю", 28.05.2021 Учреждением получено письменное обращение от Исполнителя (исх. от 27.05.2021 N 482) о рассмотрении возможности расторжения контракта по обоюдному согласию в связи со значительно заниженной стоимостью запасных частей.
В соответствии с п. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
П. 7.1 контракта предусмотрено, что Стороны несут ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 10.1 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 10.4 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
28.06.2021, в связи с неисполнением ООО "Параллель 555" обязательств по контракту, заказчиком в соответствии с ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ и п. 4.3 контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Контракт, согласно представленной заказчиком информации, расторгнут 20.07.2021.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В связи с тем, что закупка осуществлялась на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.06.2021 в единой информационной системе в сфере закупок не размещено.
В адрес Исполнителя (ООО "Параллель 555") решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.06.2021 направлено 30.06.2021 Почтой России заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 680922571944162).
Ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно отчету об ослеживании отправления с почтовым идентификатором 680922571944162, датой надлежащего уведомления является дата - 08.07.2021 (вручение отправления адресату почтальоном).
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, при этом учитывая то, что последний десятый день, предоставляемый Исполнителю для устранения допущенных нарушений, выпадает на выходной день и в данном случае последний десятый день срока переносится на ближайший следующий за выходным рабочий день, т.е. на 19.07.2021, датой расторжения контракта в силу положений ст.ст. 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации является - 20.07.2021.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 указанной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчик, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно позиции Конституционного суда РФ сами по себе ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 922-О, от 20.12.2018 N 3234-О и др.).
Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, для целей применения положений ст. 104 Закона N 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению. Для признания участника закупки недобросовестным поставщиком необходимо наличие бесспорных доказательств, указывающих на недобросовестность поведения участника закупки.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из пояснений ООО "Параллель 555" умысла уклониться от исполнения своих обязательств по контракту у Общества не было. Так, согласно п. 6.1 контракта ремонт автомобиля заказчика исчисляется с момента согласования сторонами заказ-наряда, который составляется в течение 1 (одного) рабочего дня, после передачи транспортного средства Исполнителю для оказания услуг, с оформлением заказчиком акта приема-передачи транспортного средства.
Согласно пояснениям представителей Общества и подтверждается представленными Комиссии Хабаровского УФАС России документами, транспортное средство заказчика (модель TOYOTA HIACE) 24.05.2021 передано заказчиком Исполнителю по приемо-сдаточному акту для проведения комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту и в этот же день возвращено заказчику по его просьбе без проведения каких-либо работ по ремонту.
27.05.2021 в адрес заказчика ООО "Параллель 555" направило письмо исх. N 482 о рассмотрении возможности расторжения контракта по обоюдному согласию в связи со значительно заниженной стоимостью запасных частей, при этом указанное письмо, согласно его содержанию, не свидетельствует о том, что Исполнителем (ООО "Параллель 555") приято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное письмо оставлено заказчиком без ответа.
Также в адрес Общества не поступали ни запросы, ни претензии заказчика по исполнению контракта со ссылками на нарушения положений контракта, как и в дальнейшем не передавались Учреждением Исполнителю ни вышеупомянутый автомобиль, ни другие автомобили заказчика в рамках исполнения спорного контракта.
В связи с тем, что заказчиком не представлены доказательства того, Исполнителем (ООО "Параллель 555") нарушены существенные условия контракта, при том, что согласно п. 5.2 контракта срок оказания услуг действует до 15.12.2021, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "Параллель 555" умысла, направленного на неисполнение обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - ФГКУ "УВО ВНГ России по Хабаровскому краю" об ООО "Параллель 555" (ИНН 2723071060) и учредителе (генеральном директоре) Общества Бессонове Викторе Николаевиче (ИНН 272419692459), в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 17.05.2021 N 718 на оказание услуг по диагностике и ремонту служебного автотранспорта, в рамках государственного оборонного заказа, заключенного на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в реестр недобросовестных поставщиков не включать
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26 июля 2021 г. N РНП-291
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021