Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) в составе:
_
во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 N 2) о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, писем ФАС России от 13.06.2019 N МЕ/49839-ПР/19, от 19.12.2019 N МЕ/111773-ПР/19, на основании приказа Новгородского УФАС России N 97/2021 от 20.07.2021, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления муниципальным заказчиком - Комитетом по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода (далее - Комитет), уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (далее - КУМИ и ЗР), аукционной комиссией, состав которой утвержден постановлением Администрации Великого Новгорода (далее - Администрация) от 18.06.2021 N 3393, закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ: 1)по ремонту Сырковского шоссе; Великой ул; моста Александра Невского; 2)по обустройству автомобильных дорог Великого Новгорода: ул. Ломоносова, в районе д. 30; ул. Ломоносова, в районе д. 27; пересечение Большой Московской ул. - ул. Панкратова; Большой Московской ул, в районе д. 104; пересечение Псковской ул. - ул. 8 Марта; пересечение Тихвинская ул. - ул. Яковлева; проспекта А. Корсунова, в районе д. 30; пересечение ул. Рогатица - ул. Михайлова в Великом Новгороде, извещение N 0350300011821000225 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 18.06.2021, без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
В июне-июле 2021 года муниципальным заказчиком - Комитетом, уполномоченным органом - КУМИ и ЗР и аукционной комиссией, состав которой утвержден постановлением Администрации от 18.06.2021 N 3393, осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ: 1)по ремонту Сырковского шоссе; Великой ул; моста Александра Невского; 2)по обустройству автомобильных дорог Великого Новгорода: ул. Ломоносова, в районе д. 30; ул. Ломоносова, в районе д. 27; пересечение Большой Московской ул. - ул. Панкратова; Большой Московской ул, в районе д. 104; пересечение Псковской ул. - ул. 8 Марта; пересечение Тихвинская ул. - ул. Яковлева; проспекта А. Корсунова, в районе д. 30; пересечение ул. Рогатица - ул. Михайлова в Великом Новгороде, извещение N 0350300011821000225 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.06.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 100 768 539, 79 рублей.
Рассматриваемая закупка проводилась в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Документация об аукционе (далее - Документация) утверждена:
со стороны муниципального заказчика - Комитета: председателем Комитета ... 17.06.2021;
со стороны уполномоченного органа - КУМИ и ЗР: председателем КУМИ и ЗР _18.06.2021.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ: 1)по ремонту Сырковского шоссе; Великой ул; моста Александра Невского; 2)по обустройству автомобильных дорог Великого Новгорода: ул. Ломоносова, в районе д. 30; ул. Ломоносова, в районе д. 27; пересечение Большой Московской ул. - ул. Панкратова; Большой Московской ул, в районе д. 104; пересечение Псковской ул. - ул. 8 Марта; пересечение Тихвинская ул. - ул. Яковлева; проспекта А. Корсунова, в районе д. 30; пересечение ул. Рогатица - ул. Михайлова в Великом Новгороде.
При проведении внеплановой документарной проверки осуществления муниципальным заказчиком - Комитетом, уполномоченным органом - КУМИ и ЗР и аукционной комиссией, состав которой утвержден постановлением Администрации от 18.06.2021 N 3393, рассматриваемой закупки, Инспекцией Новгородского УФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Согласно пункту 9 Правил, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Проект муниципального контракта в данном случае является Приложением N 2 к Документации.
Ответственность сторон контракта муниципальным заказчиком приведена в разделе 13 Проекта муниципального контракта.
В частности, пунктом 13.3 Проекта муниципального контракта предусмотрена ответственность для муниципального заказчика за каждый факт неисполнения им обязательств, предусмотренных контрактом.
Так, согласно пункту 13.3 Проекта муниципального контракта, в случае неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, заказчик обязан в срок не позднее 10 календарных дней после получения требования подрядчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно).
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Комитета содержатся нарушения частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта меры ответственности для заказчика в виде штрафа за каждый факт неисполнения им обязательств, предусмотренных контрактом.
2. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 9.18 Проекта муниципального контракта предусмотрено, что подрядчик обязан соблюдать обязательные требования, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах по охране труда, направленных на исключение случаев травмирования работников, а также соблюдать Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.02.2017 N 129н.
Между тем, данный документ утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 11.12.2020 N 882н.
Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика - Комитета содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требования о выполнении работ в соответствии с правовым актом, утратившим силу.
Установленные в действиях муниципального заказчика - Комитета нарушения указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Документацию, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, Инспекция Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
13.07.2021 между Комитетом и победителем рассматриваемого аукциона - Обществом с ограниченной ответственностью "Строй-Капитал" по итогам рассматриваемого аукциона был заключен муниципальный контракт N 02/22.
Таким образом, поскольку муниципальный контракт по итогам рассматриваемой закупки на момент проведения проверки был заключен, Инспекция Новгородского УФАС России не имеет возможности выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях муниципального заказчика - Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, частей 4, 5 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с заключением контракта по итогам проведения рассматриваемой закупки.
3. Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика - Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода.
_
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 28 июля 2021 г. N 68 (ключевые темы: муниципальный заказчик - ненадлежащее исполнение - антимонопольный орган - документарная проверка - условные обозначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2021