Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Джули" на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Великая на км 9+622 автомобильной дороги Пушкинские Горы - Рождество - Велье в Пушкиногорском районе Псковской области (идентификационный номер: 753-ЭК-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321000719), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30.06.2021 Заказчиком объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Великая на км 9+622 автомобильной дороги Пушкинские Горы - Рождество - Велье в Пушкиногорском районе Псковской области (идентификационный номер: 753-ЭК-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321000719).
Извещение N 0157200000321000719 о проведении вышеуказанного открытого конкурса в электронной форме размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 30.06.2021 17:53.
Начальная (максимальная) цена контракта - 292 089 360,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме - 22.07.2021 09:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
21.07.2021 (вх. N726-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 27.07.2021 года в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N726-з от 21.07.2021 г.).
Заявитель считает, что требование в отношении срока исполнения контракта, а так же их стоимости является ненадлежащим, так как не соответствует Закону о контрактной системе и влечет ограничение конкуренции.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх. N 46 от 26.07.2021 года и NКЗ-21-149 от 26.07.2021 года, в материалах дела):
Установленный Заказчиком порядок оценки заявок соответствует положениям статьи 32 Закон о контрактной системе и Правилами оценки заявок, и не нарушает пункт 8 часть 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В силу пункта 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункта 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с подпунком "б" пункта 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Изучив конкурсную документацию (номер извещения: 0157200000321000719) Комиссией установлено, что Заказчиком в пункте 6.1. раздела 6 Инструкции для участников закупки предметом оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" учитываются контракты, за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту линейных объектов капитального строительства, цена контракта (договора) по которым составляет не менее 40 процентов от начальной (максимальной) цены контракта объекта закупки.
В качестве подтверждения опыта выполнения указанных выше работ, участник закупки предоставляет квалификационную справку участника закупки (форма справки приведена ниже), а также:
- копии контрактов (договоров), указанных в квалификационной справке и содержащие все указанные в нем приложения и связанные с его исполнением дополнительные соглашения;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполнения всех обязательств (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство), (указанный акт (акты) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке);
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, указанный документ должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке)
В случае отсутствия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, указать основания, по которым такой документ не выдавался.
В силу части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 6.1. раздела 6 Инструкции для участников закупки конкурсной документации (далее - Инструкция) рейтинг, присуждаемый заявке по критерию оценки "цена контракта" определяется по конкретной формуле и с начислением определенного количества баллов также по конкретной формуле.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На рассмотрении представитель Заказчика пояснил, что указанные критерии были пересмотрены, так как в 2020 году, были заключены три контракта с ООО "Меридиан", где в аукционной документации установлены дополнительные требования в отношении наличия опыта работы, связанного с предметом контракта: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Все три контракта были расторгнуты в одностороннем порядке из за не выполнения должным образом обязательств по контракту, данный факт подтверждается тем, что при рассмотрении сведений РНП поданных Заказчиком по всем трем неисполненным контрактам Псковское УФАС 26.09.2020 года включило Общество в реестр недобросовестных поставщиков. (Решение NРНП 060/06/95-584/2020, NРНП 060/06/95-585/2020, NРНП 060/06/95-583/2020)
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом Заказчик в конкурсной документации должен устанавливать показатели оценки заявок таким образом, чтобы определить участника закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, исходя из необходимости достижения Заказчиком заданных результатов обеспечения государственных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Установленный Заказчиком в целях выявления лучших условий выполнения работ показатель "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" относится в равной степени ко всем участникам конкурса, в связи с чем не нарушает предусмотренный частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе принцип добросовестности конкуренции между участниками закупки, не ограничивает участников закупки, а позволяет выявить участника, который обладает текущем (за последние три года) опытом выполнения работ.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки, позволяет определить лучшие условия исполнения контракта без предъявления излишних, ограничивающих конкуренцию, требований к имеющемуся у участников опыту и не нарушает положения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 29 июля 2021 г. N 060/06/54.3-452/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021