Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 08 июля 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель: заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Гончарова С.В.,
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:
ГБУЗ "Тамбовская областная детская клиническая больница" (далее - Заказчик) - <_.>,
комитета государственного заказа Тамбовской области - <_.>,
ООО "АМАКС-групп" (далее - Заявитель, Общество) - <_>,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "АМАКС-групп" на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная детская клиническая больница" при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинской мебели (часть 3) (извещение N 0164200003021001987) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) опубликовал 25.06.2021 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок извещение N0164200003021001987 о проведении электронного аукциона на поставку медицинской мебели (часть 3) (далее - Аукцион).
Заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовская областная детская клиническая больница".
Уполномоченный орган - комитет государственного заказа Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 81 146 728,29 руб.
ООО "АМАКС-групп", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России. Заявитель указывает, что Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлены ограничения к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства от 05.02.2015 N102. Установленный запрет в документации об аукционе в рамках Постановления Правительства от 30.04.2020 N 617, по мнению Заявителя, не может являться надлежащим действием по исполнению условий допуска для целей осуществления закупок товара. Кроме того, Заявитель считает, что Заказчик для детской больницы желает закупить кровати, которые фактически являются кроватями для инвалидов.
При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что описание объекта закупки Заказчиком сформировано таким образом, что необоснованно создало одним участникам закупки преимущество перед другими, является непреодолимым для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекло за собой ограничение количества участников закупки. Обществом не представлены обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы ООО "АМАКС-групп" как участника закупки, в том числе, в части ограничения его участия в закупке, а также невозможность заявителя поставить товар, предусмотренный документацией об аукционе.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в документации о закупке в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Одной из основных задач законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не только обеспечение максимально широкого круга участников, но и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям, приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В рассматриваемом случае описание объекта закупки в рамках определения поставщика осуществляется Заказчиком в целях достижения максимального результата при оказании медицинской помощи, с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав пациентов в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинской мебели.
Заявителем оспаривается позиция N39 Технического задания "Кровать адаптационная" с кодом позиции КТРУ 32.50.30.110-00000115.
Указанной позиции КТРУ соответствует код ОКПД 32.50.30.110 "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части", а также вид медицинского изделия с кодом 118440 "Кровать адаптационная с ручным управлением".
В соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Все сведения о медицинском изделии вносятся в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей) (пункт 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления (далее - Постановление N617).
В пункте 165 перечня отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 указан код ОКПД 32.50.30.110 "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части".
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N102).
Постановлением N102 утвержден перечень N1 отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данный перечень также включен код 32.50.30.110 "Кровати медицинские функциональные".
Согласно извещению и документации об аукционе N 0164200003021001987 Заказчиком установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства N 617.
При применении Постановления N 102 и Постановления N 617 возникает правовая неопределенность ввиду одновременного наличия кода ОКПД2 32.50.30.110 как в перечне, предусмотренном Постановлением N102, так и в перечне, предусмотренном Постановлением N 617.
В примечании к Перечню, утвержденному Постановлением N 102 указано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, Постановление N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне. При этом в случае при несовпадении кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне применяется Постановление N 617.
Установлено, что в Перечень Постановления N102 хотя и включен код 32.50.30.110, по которому, в том числе, осуществляется рассматриваемая закупка, но медицинское изделие по своему наименованию не соответствуют указанному коду.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что Заказчиком обоснованно установлены ограничения в соответствии с Постановлением N617.
Из описания по коду 118440 "Кровать адаптационная с ручным управлением" следует, что это "Кровать, разработанная для использования человеком с ограниченными физическими возможностями, управлять которой может сам находящийся в ней человек или обслуживающий персонал. Опорная платформа для матраса может иметь одну или несколько секций, которые можно регулировать по высоте и/или углу. Регулировка осуществляется вручную самим человеком с ограниченными физическими возможностями или обслуживающим персоналом".
В данном случае при описании указанной кровати не указывается, что кровать используется исключительно для инвалидов, как указывает в жалобе Заявитель.
Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что спорная закупка отражает действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям оказания качественных медицинских услуг, с учетом специфики деятельности учреждения (детская больница), исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Поскольку подача жалобы Заявителем на положения документации электронного аукциона предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
В нарушение статьи 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.
На участие в рассматриваемой закупке подано 3 заявки, что также свидетельствует об отсутствии ограничения участия в рассматриваемой закупке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АМАКС-групп" необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии В.В. Иванов
Члены комиссии Н.Е. Козлова
С.В. Гончарова
Исп. Козлова Н.Е., тел. (8 4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 26 июля 2021 г. N 068/06/14-557/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2021