Резолютивная часть решения оглашена "23" июля 2021 г.
В полном объеме решение изготовлено "28" июля 2021 г. г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е..,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии на рассмотрении дела:
представителя администрации Мордовского поссовета Мордовского района Тамбовской области (далее - Заказчик) <_>,
ИП (далее - предприниматель),
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 14.10.2020 N 0864500000220003243_66252, заключенного с ИП
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение администрации Мордовского поссовета Мордовского района Тамбовской области (вх. от 16.07.2021 N 4618) о направлении сведений об ИП для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 01.07.2021 от исполнения контракта от 14.10.2020 N 0864500000220003243_66252 на выполнение работ по объекту: "Благоустройство детской площадки на ул. Комсомольская в р. п. Мордово Мордовского района Тамбовской области", заключенного с ИП Шараповой Н.В., в связи с существенным нарушением условий контракта.
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 документы и сведения.
Представитель Заказчика сообщил обстоятельства неисполнения ИП Шараповой Н.В. заключенного контракта от 14.10.2020 N 0864500000220003243_6625, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 11.2 контракта, Заказчик 01.07.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое направлено предпринимателю и размещено в ЕИС.
ИП Шарапова Н.В. представила документированные пояснения по рассматриваемой ситуации (вх. от 23.07.2021 NN 4802, 4828), в которых указала причины объективные причины, помешавшие исполнению контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 14.10.2020 N 0864500000220003243_6625, заключенного с ИП Шараповой Н.В., рассмотрев материалы Заказчика и пояснения ИП Шараповой Н.В., установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0864500000220003243 администрация Мордовского поссовета Мордовского района Тамбовской области 14.10.2021 заключила контракт на выполнение работ по объекту: "Благоустройство детской площадки на ул. Комсомольская в р. п. Мордово Мордовского района Тамбовской области" с ИП Шараповой Н.В. на сумму 723 863,58 рублей.
Согласно п. 1.2 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить и передать Заказчику Работы на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой Подрядчика (участника закупки), а Заказчик обязуется принять и оплатить их".
Согласно п. 1.4 контракта: "Объём, содержание работ по Контракту определяются приложением N 1 к контракту (Смета)".
Согласно п. 4.2 контракта: "Срок выполнения работ: с 15.05.2021 по 30.06.2021 года".
Заказчик сообщил, что ИП Шарапова Н.В. в установленный п. 4.2 контракта срок не исполнила контракт.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 11.2 контракта: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта".
01.07.2021 администрация Мордовского поссовета Мордовского района на основании ч. 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и п. 11.2 контракта приняла решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.10.2020 N 0864500000220003243_66 с ИП Шараповой Н.В.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе было размещено Заказчиком 02.07.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок, а также направлено предпринимателю заказным письмом по почте и по электронной почте.
Заказчик получил 05.07.2021 подтверждение о вручении письма ИП Шараповой Н.В., поскольку к Заказчику поступило ответное письмо от предпринимателя (вх. от 05.07.2021 N 234), в котором Шарапова Н.В. просила рассмотреть вариант установки оборудования в ближайшие сроки.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе датой расторжения рассматриваемого контракта от 14.10.2020 N 0864500000220003243_6625 является 16 июля 2021 года.
Предприниматель Шарапова Н.В. на заседании Комиссии Тамбовского УФАС России пояснила, контракт не был исполнен, поскольку были объективные обстоятельства, помешавшие исполнению контракта.
После заключения контракта должностное лицо поссовета рекомендовало к поставке оборудование производства г. Москва или г. Санкт-Петербурга, сделав оговорку, что оборудование производства г. Таганрог, которое хотела поставить предприниматель, приниматься не будет. В связи с повышением цен на оборудование данных производителей у ИП Шараповой Н.В. не хватало денежных средств для его приобретения. Предприниматель 21.06.2021 отправила Заказчику сертификат соответствия изготовителя г. Таганрог без паспортов на изделия, который Заказчик не согласовал (паспорта на оборудование выдаются только при получении товара). Позже предприниматель смогла найти поставщика, который прислал сертификат соответствия и образец паспорта изделий, которые 06.07.2021 согласовал Заказчик, однако уже заканчивался срок исполнения контракта, а успеть выполнить контракт в течение 10 дней после получения решения о расторжении не представлялось возможным.
Предпринимателем представлена переписка с Заказчиком (письма от 09.06.2021, 05.07.2021) с просьбой рассмотреть вариант установки оборудования, а также сравнительная таблица о повышении цен на оборудование в период с октября 2020 года по июнь 2021 года, из которой следует, что в указанный период стоимость оборудования увеличилась на 28,5%.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр являются доказательства намеренного неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241 по делу N А32-47028/2018 одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. При решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав представленные предпринимателем документы и доказательства, установила, что поскольку в ходе выполнения работ по контракту произошло значительное повышение цен (на 28,5%) на оборудование (т.е. объективные причины, не зависящие от подрядчика), у подрядчика отсутствовала возможность выполнения обязательств в рамках цены, предусмотренной контрактом.
Кроме того, в виду рекомендации Заказчиком подрядчику к поставке оборудования производства только города Москвы или г. Санкт-Петербурга, что не отрицал представитель Заказчика в ходе рассмотрения дела, произошло затягивание сроков исполнения контракта.
На основании изложенного, у Комиссии Тамбовского УФАС России отсутствуют основания для включения сведений в отношении ИП Шараповой Наталии Валентиновны в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку неисполнение контракта связано с объективными причинами, а не с недобросовестностью подрядчика.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Правил N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией Мордовского поссовета Мордовского района Тамбовской области в отношении ИП , в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.
тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 28 июля 2021 г. N РНП-68-59/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2021