На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, уведомления об отзыве жалобы от 26.07.2021, в соответствии с Приказом Брянского УФАС России N 285 от 26.07.2021,
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Руководителя Инспекции:
"_______.."
Членов Инспекции:
"_______.."
в присутствии:
"_______.."
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения проведения внеплановой проверки представителя заявителя ООО "НЬЮКОР",
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком Государственное учреждение - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на поставку расходных материалов для многофункциональных устройств Samsung SL-M4070FR/XEV N 0227100000321000062, установила:
09.07.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация об аукционе в электронной форме на поставку расходных материалов для многофункциональных устройств Samsung SL-M4070FR/XEV N 0227100000321000062.
Контракт по итогам проведения внеплановой проверки на момент осуществления внеплановой проверки не заключен.
До осуществления внеплановой проверки поступили письменные пояснения заказчика Государственное учреждение - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (вх. 5880 от 27.07.2021 года)
По итогам проведения внеплановой проверки инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Государственное учреждение - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системы, в соответствии с которыми документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, поскольку заказчиком установлено требование к содержанию первой части заявки на участие с нарушением положений ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системы.
Предметом осуществляемой закупки является поставку расходных материалов для многофункциональных устройств Samsung SL-M4070FR/XEV.
Учитывая, что предметом осуществляемой закупки является поставка товара, следовательно заказчик должен был установить требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системы:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Вместе с тем, пунктом 25 документации о закупке за N 0227100000321000062 установлено следующее требование к содержанию заявки на участие в электронном аукционе:
"1. Первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара;
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак".
Таким образом, заказчиком в документации о закупке установлено требование об обязательном указании в заявке на участие в электронном аукционе на товарный знак без сопровождения словами "при наличии", что нарушает требования законодательства РФ о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с положениями статей 1479, 1480, 1481 ГК РФ указанное обозначение является товарным знаком только в случае его государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и выдачи соответствующего свидетельства.
Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.
Таким образом, Закон о стандартизации и Закон о техническом регулировании не устанавливают порядок, а также обязанность регистрировать товарный знак на выпускаемую продукцию.
При этом, заказчик в документации о закупке устанавливает требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, которым должен соответствовать предлагаемый к поставке товара.
Таким образом, наличие или отсутствие на товаре товарного знака не является качественной, функциональной или технической характеристикой товара.
Участник закупки указывает в составе заявки на участие в закупке в соответствии с требованиями статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке, его функциональные, технические и качественные характеристики, соответствующие значениям, установленным документацией о закупке. При этом, отсутствие у товара товарного знака не свидетельствует о несоответствии товара функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным заказчиком в документации о закупке.
Выявленное нарушение требований п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе повлекло за собой нарушение единой комиссией ГУ - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации требований законодательства РФ о контрактной системе, поскольку при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе единой комиссией необоснованно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участников закупки под N 2, N4 по основанию: "Заявка участника закупки не содержит указание на товарный знак".
В рамках осуществления внеплановой проверки представитель заказчика "_______.." пояснил, что единой комиссией ГУ - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации рассматривались заявки, поданные на участие в электронном аукционе , на соответствия информации, указанной в них требованиям документации об аукционе за N 0227100000321000062, в связи с чем и было принято решение об отклонении вышеуказанных заявок.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, в рамках осуществления внеплановой проверки не подтвердился довод ООО "НЬЮКОР" о необоснованном отказе в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки с идентификационным номером заявки N 5 ООО "НЬЮКОР", поскольку, при обозрении первой части заявки на участие в электронном аукционе ООО "НЬЮКОР" установлено, что к поставке предлагается Картридж для МФУ Samsung SL-M4070FR/XEV модель MLT-D203U/917А, товарный знак Hewlett-Packard. Вместе с тем, на официальном сайте Hewlett-Packard https://www.hp.com/ru-ru/cartridge/samsung/toner.html и сайте фирменного магазина Hewlett-Packard картриджей с товарным знаком Hewlett-Packard указанной модели не имеется.
Таким образом, участником закупки под N 5 ООО "НЬЮКОР" представлена недостоверная информация относительно предлагаемого к поставке товара, следовательно оснований для допуска данного участника закупки не имелось.
2. Заказчиком Государственное учреждение - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системы, в соответствии с которыми в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, поскольку заказчиком установлено требование о поставке расходные материалы для многофункциональных устройств Samsung SL-M4070FR/XEV оригинального производства.
Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки заказчиком не подтверждено, что на МФУ Samsung SL-M4070FR/XEV, имеющиеся у заказчика имеются гарантийные обязательства, которые не распространяются на неисправности, вызванные использованием картриджей сторонних производителей.
Учитывая, что потребность в закупке оригинальных картриджей для многофункциональных устройств Samsung SL-M4070FR/XEV не обусловлена гарантийными обязательствами производителя на соответствующее устройство, то, следовательно, участники закупки вправе были предложить к поставке картриджи различных производителей, совместимые с МФУ Samsung SL-M4070FR/XEV.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Признать доводы, изложенные в жалобе ООО "НЬЮКОР" не подтвердившимися.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Государственное учреждение - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, нарушения положений п. 1 ч. 1 ст. 33, п.2 ч.1 ст. 64, ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику Государственное учреждение - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.
4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции "_______.."
Члены инспекции
"_______.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 29 июля 2021 г. N 032/06/67-748/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021