Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_>,
- <_>,
- <_>,
со стороны подателя жалобы - ООО "Контракт" представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
со стороны муниципального заказчика - МДОУ детский сад комбинированного вида N3 р.п. Лунино, представитель не явился, представлен отзыв на жалобу от 22.07.2021 N 36,
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на положения документации при проведении МДОУ детский сад комбинированного вида N3 р.п. Лунино аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт здания МДОУ детский сад комбинированного вида N3 р.п. Лунино" (извещение N 0355300006921000001 от 18.06.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее - электронный аукцион), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
19 июля 2021 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на положения документации при проведении МДОУ детский сад комбинированного вида N3 р.п. Лунино аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт здания МДОУ детский сад комбинированного вида N3 р.п. Лунино" (извещение N 0355300006921000001 от 18.06.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 26.07.2021 в 11 часов 00 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе противоречит требованиям законодательства в сфере закупок:
- Заказчик неправомерно установил в документации об электронном аукционе требование о декларировании участником закупки своего соответствия пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- Заказчик неправомерно установил в документации об электронном аукционе требование о декларировании участником закупки своего соответствия пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- Заказчик в нарушение части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе требует предоставления во второй части заявки документов, подтверждающих дополнительные требования по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- Заказчик не установил в проекте контракта обязательное условие об уменьшении суммы согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- Заказчиком в нарушение требований частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе неверно установлены штрафы за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту;
- Заказчиком в нарушение требований частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлен штраф для неисполнения исполнителем обязательств, не имеющих стоимостного выражения;
- Заказчиком в нарушение статьи 96 Закона о контрактной системе установлены незаконные требования к сроку действия банковской гарантии.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
18.06.2021 заказчиком на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0355300006921000001, а также документация об электронном аукционе "Капитальный ремонт здания МДОУ детский сад комбинированного вида N3 р.п. Лунино".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 388 102,02 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 18.06.2021 16:34 (МСК).
Дата и время окончания подачи заявок - 20.07.2021 08:00 (МСК).
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 20.07.2021 12:00 (МСК).
Идентификационный код закупки: 213582100354758210100100040014399244.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1, 2. Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- участник закупки не является офшорной компанией;
- отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Как установлено Комиссией Управления при рассмотрении жалобы в пункте 24 Информационной карты указано, что вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию:
2.2) документы, или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным информационной картой настоящей документации.
декларация о соответствии участника закупки единым требованиям (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Т.е. в данном случае в тексте информационной карты не конкретизированы пункты части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, соответствие которым должен продекларировать в электронном виде участник закупки.
Вместе с тем, в части 2.2. Инструкции (Приложения к информационной карте) по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано, что вторая часть заявки должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, т.е. в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления приходит к выводу, подобные разночтения являются технической ошибкой (опечаткой).
На основании изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности рассматриваемых доводов жалобы.
3. В соответствии с частью 8.1 статьи 66 Закона о контрактной системе Заявка на участие в электронном аукционе, в описание объекта закупки которого в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона включается проектная документация, направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3.1 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.
В силу части 8.2. статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В части 2.2 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или копии этих документов.
Вместе с тем, следует отметить, что в пункте 24 Информационной карты документации не содержится требований о представлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.
4. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В пункте 2.1 проекта муниципального контракта установлено, что в случае, если настоящий контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На основании изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.
5. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В рассматриваемом случае, начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 388 102,02 рублей.
В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 9 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, заказчиком в пункте 9.2 муниципального проекта контракта установлено, что штраф начисляется за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, и устанавливается в размере 1 000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об обоснованности рассматриваемого довода жалобы.
6. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Однако согласно отзыву заказчика, в рассматриваемом случае отсутствуют обязательства, которые не имеют стоимостного выражения, в связи с чем заказчиком в проекте муниципального контракта не предусмотрен вид штрафа, определенный пунктом 6 Правил определения размера штрафа.
На основании изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.
7. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе зЗаказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 13.1 муниципального проекта контракта исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.6 Информационной карты, способ обеспечения исполнения контракта, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.
Комиссия Пензенского УФАС России, руководствуясь абзацем вторым пункта 3.35 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому Комиссия Управления вправе не выдавать предписание, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), решила предписание не выдавать в связи с отсутствием влияния допущенного нарушения на результат определения победителя, так как согласно протоколу от 20.07.2021 единственная поданная заявка на участие в аукционе признана несоответствующей требованиям документации и Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на положения документации при проведении МДОУ детский сад комбинированного вида N3 р.п. Лунино аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт здания МДОУ детский сад комбинированного вида N3 р.п. Лунино" (извещение N 0355300006921000001 от 18.06.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), частично обоснованной.
2. Признать заказчика - МДОУ детский сад комбинированного вида N3 р.п. Лунино нарушившим требования части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 9 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, ответственность за что установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 26 июля 2021 г. N 058/06/106-655/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021