Резолютивная часть решения оглашена 27.07.2021
В полном объеме решение изготовлено 30.07.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
Руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ФГБУ "Национальный парк "Таганай" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Парус", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0369100038420000038 на изготовление и установку настила (не капитального деревянного сооружения, протяжённостью 210 метров) в рамках национального проекта "Экология" по мероприятию "Создание туристической тропы на "Большую каменную реку" (далее - аукцион), в присутствии представителя ФГБУ "Национальный парк "Таганай" Левашиной И.Ю., действующего на основании доверенности от 04.06.2021,
в отсутствии ООО "Парус", надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ФГБУ "Национальный парк "Таганай" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Парус".
Согласно представленным документам 16.10.2020 ФГБУ "Национальный парк "Таганай" и ООО "Парус" заключили контракт по цене 770 420, 61 рублей (протокол подведения итогов электронного аукциона от 01.10.2020).
Решением от 01.07.2021 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения ООО "Парус" обязательств по контракту, в том числе в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе, что подтверждается претензионной перепиской заказчика.
В связи с указанными обстоятельствами 20.07.2021 сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 9.1 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 01.07.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 02.07.2021 направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу: 456234, г. Златоуст, ул. Строителей, д. 11, кв. 52, 02.07.2021 - по электронной почте: eva13071@yandex.ru, 02.07.2021 размещено в единой информационной системе во вкладке "дополнительная информация о закупках, контрактах".
Как следует из пояснений и документов, представленных заказчиком, сведения о вручении подрядчику указанного решения получены заказчиком 06.07.2021, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении письма. С учетом изложенного, контракт является расторгнутым 19.07.2021 в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом, сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 20.07.2021.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "Парус" 16.10.2020 заключен контракт N 1740400307020000047 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается сведениями из единой информационной системы.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта предметом является на изготовление и установка настила (не капитального деревянного сооружения, протяжённостью 210 метров) в рамках национального проекта "Экология" по мероприятию "Создание туристической тропы на "Большую каменную реку" в соответствии c техническим заданием, локальной сметой N 2 и эскизным проектом, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 1.3 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: в течение 1 рабочего дня с момента заключения контракта по 30.06.2021.
При этом, в пункте 1.3 технического задания указано, что срок поставки материала до места установки настила - 31.03.2021.
Как следует из договорной переписки заказчиком направлена претензия от 17.06.2021 (исх. N 607), в которой указано на необходимость выполнения работ по контракту, а также указано, что по контракту произведена предоплата в размере 30% от цены контракта - 231 126, 18 рублей.
При этом, 28.06.2021 обществом направлен ответ (исх. N 15), из которого следует, что готовность материала составляет 90%, а также указано, что в ближайшее время материал будет завезен, работы выполнены.
Вместе с тем, 01.07.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду того, что общество не приступил к выполнению работ со ссылкой на статью 715 ГК РФ.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае нарушения начального срока выполнения работ с учетом статьи 715 ГК РФ.
Как установлено на заседании Комиссии ООО "Парус" не приступило к выполнению работ по установке настила, равно как не осуществило завоз деревянного настила в сроки, предусмотренные контрактом, в том числе не исполнило обязательства в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли ООО "Парус" в части добросовестного исполнения контракта.
При этом, после направления в адрес заказчика письма об исполнении обязательств к сроку, предусмотренному контрактом, от общества не последовало каких либо реальных действий по доставке и монтажу деревянного сооружения, что свидетельствует о бездействии и небрежности общества при исполнении своих обязательств.
Более того, из реестра контрактов следует, что заказчиком в пользу общества осуществлен авансовый платеж в размере 231 126,18 рублей, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически указанные денежные средства не реализованы обществом для целей исполнения контракта, что может привести к финансовым потерям части лимитов бюджетных обязательств, выделенных заказчику на проведение закупки.
Таким образом, общество не предприняло меры, направленные на исполнение контракта, не представило сведения об объективных причинах неисполнения обязательств в сроки, предусмотренные законодательством для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие намерения и воли общества исполнить контракт, то есть о недобросовестности поведения хозяйствующего субъекта.
При указанных обстоятельствах антимонопольный орган приходит к выводу о включении сведений об ООО "Парус", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, ввиду недобросовестности в действиях общества.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ФГБУ "Национальный парк "Таганай" в отношении ООО "Парус" (адрес: 456234, г. Златоуст, ул. Строителей, д. 11, кв. 52, ИНН 7404071433, КПП 740401001), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "Парус" - Иванове Андрее Николаевиче (ИНН 740420620259) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Включить сведения об участнике ООО "Парус" - Иванове Андрее Николаевиче (ИНН 740420620259) сроком на два года с даты присвоения реестровой записи в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в единой информационной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: Е.Н. Габсатарова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 июля 2021 г. N 074/06/104-1833/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2021