Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ВЕКСТРОЙ-ЮГ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Расчистка русла реки Псезуапсе в пределах территории Лазаревского городского округа города Сочи Краснодарского края" (извещение N 0818500000821002879) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель не согласен с протоколом N0818500000821002879-ЭК-2С рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 09.07.2021 г.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился открытый конкурса в электронной форме: "Расчистка русла реки Псезуапсе в пределах территории Лазаревского городского округа города Сочи Краснодарского края" (извещение N 0818500000821002879). Заказчик - министерство природных ресурсов КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 108 247 272,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 11 ст. 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с ч. 12 ст. 54.7 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме должен содержать информацию:
1) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки на участие в таком конкурсе которых были рассмотрены;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме (с указанием ее идентификационного номера, присвоенного в соответствии с частью 10 статьи 54.4 настоящего Федерального закона), к участию в таком конкурсе и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме этого участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
3) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
4) о соответствии или несоответствии заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
5) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
6) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по установленным критериям;
7) о присвоенных заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме значениях по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в таком конкурсе;
8) о принятом на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме решении о присвоении этим заявкам порядковых номеров;
9) о наименовании (для юридических лиц), фамилии, об имени, отчестве (при наличии) (для физических лиц), о почтовых адресах участников открытого конкурса в электронной форме, заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме которых присвоены первый и второй номера.
Согласно протоколу N0818500000821002879-ЭК-3С подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 12.07.2021 г. заявка ООО "ВЕКСТРОЙ-ЮГ" (N110125943) отклонена. В соответствии с п. 3) ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе: несоответствие требованиям ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе и положениям позиции 16 раздела 1 документации открытого конкурса в электронной форме, а именно: представленная банковская гарантия в качестве обеспечения заявки от 29.06.2021 г. N10197623: 1) не соответствует требованиям ч. 4 ст. 44 Закона о контрактной системе: пункт 2 содержит условие о сроке действия банковской гарантии до 01 сентября 2021 г., что не соответствует сроку действия банковской гарантии, который в соответствии с ч. 4 ст. 44 Закона о контрактной системе должно составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок; 2) не соответствует ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе: пункт 14 противоречит абзацу 2 пункта 8 в части сроков направления требования платежа по гарантии, а именно: "Гарант отказывает Бенефициару в удовлетворении Требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям Гарантии либо получены Гарантом по окончании срока действия Гарантии".
Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное (ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе).
Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки (ч. 2 ст. 44 Закона о контрактной системе).
Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ч. 4 ст. 44 Закона о контрактной системе).
Пунктом 16 "Информационной карты" конкурсной документации установлено требование к обеспечению заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Частью 6 статьи 44 Закон о контрактной системе требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заявителем в качестве обеспечения заявки была представлена банковская гарантия от 29.06.2021 г. N10197623 (далее - Гарантия).
Согласно конкурсной документации датой окончания срока подачи заявок является - 01.07.2021 включительно.
В представленной банковской гарантии содержится условие, а именно: "п.2 Гарантия вступает в силу с "1" июля 2021 года и действует по "01" сентября 2021 года включительно", что не противоречит ч. 4 ст. 44 Закона о контрактной системе.
Пункт 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе указывает, что заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией: в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, учитывая положения ч. 1 ст. 27, п. 1 и п. 11 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 44, ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе, в случае выявления в соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе несоответствий банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки, комиссией заказчика принято решение об отклонении заявки на основании п. 2) ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе по причине несоответствия участника закупки требованиям ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации к участникам закупок предъявлено требование об обеспечении заявок, в рассматриваемом случае участник является не предоставившим надлежащее обеспечение заявки.
Данная позиция основывается на Письме Минфина России от 30 июля 2019 г. N24-05-05/57198 "Информационное письмо по вопросу отклонения заявки в случае выявления несоответствия банковской гарантии, представленной участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ".
Заявителем в качестве обеспечения заявки была представлена банковская гарантия от 29.06.2021 г. N10197623 (далее - Гарантия).
В соответствии со ст. 45 Закона о контрактной системе надлежащее исполнение Бенефициарам своего права требования по Банковской гарантии является направление требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии до окончании срока действия банковской гарантии. В представленной банковской гарантии содержатся условия, противоречащие установленным выше требованиям (в части сроков направления требования), а именно: п.8 Гарант отказывает Бенефициару в удовлетворении Требования, если это Требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям Гарантии либо получены Гарантом по окончании срока действия Гарантии".
Таким образом, из пункта 8 БГ следует, что в случае получения Гарантом требования после истечения срока действия Гарантии, которое направлено Заказчиком до истечения такого срока, исключается исполнение Гарантом своих обязательств по гарантии, что фактически лишает Заказчика законного права на получение выплат, предусмотренных положениями Федерального закона.
Указанная формулировка противоречит смыслу ст. 45 Закона о контрактной системе. Указание в тексте банковской гарантии сроков направления (предоставления, получения) требования Заказчика по банковской гарантии фактически относятся к обстоятельствам, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии (согласно ст. 368 ГК РФ), а в соответствии со статьей 376 ГК РФ нарушение указанных сроков является основанием отказа Гарантом в удовлетворении требований по банковской гарантии.
Таким образом, исходя из положений ч. 2 ст. 374 Гражданского Кодекса Российской Федерации, требование бенефициара должно быть предъявлено гаранту до окончания срока действия гарантии, что не может в ряде случаев считаться действием, совпадающим по времени совершения с моментом получения гарантом такого требования.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Исходя из совокупности применения ч. 2 ст. 194 и ч. 2 ст. 374 Гражданского Кодекса Российской Федерации отправленные Бенефициаром требования по банковской гарантии посредством организации связи в срок действия гарантии должны быть приняты и рассмотрены Гарантом, даже если получены им за пределами срока действия гарантии.
При этом установление в банковской гарантии положения, что требование платежа по гарантии должно быть получено Гарантом до истечения срока действия банковской гарантии, ведет к сокращению времени на подготовку Заказчиком такого требования и направления его банку-гаранту, поскольку в данном случае также необходимо учитывать сроки на получение такого требования банком.
Согласно п. 2) ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч. 2 и 3 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Банковская гарантия содержит условия, при которых она не обеспечивает обязательство, вызывая тем самым у Заказчика обоснованные претензии относительно ее обеспечительной функции применительно к положениям ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, признание заявки ООО "ВЕКСТРОЙ-ЮГ" несоответствующей требованиям конкурсной документации и Закона о контрактной системе не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда Краснодарского края NА32-4465/2021 от 08.07.2021 г.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВЕКСТРОЙ-ЮГ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821002879).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 июля 2021 г. N 1081/2021-КС (ключевые темы: банковская гарантия - заявка на участие в открытом конкурсе - конкурсная документация - участники закупок - конкурсная комиссия)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2021