Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителя Заказчика - ГБУЗ "Детский санаторий "Голубая волна" МЗ КК, в отсутствие представителя ИП Бережного Ю.А., рассмотрев жалобу ИП Бережного Ю.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Детский санаторий "Голубая волна" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по стирке, сушке, глажению и дезинфекции белья" (извещение N 0318100049121000066) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно: об установлении в документации Заказчиком неправомерного требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (дезинфектология).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Детский санаторий "Голубая волна" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по стирке, сушке, глажению и дезинфекции белья" (извещение N 0318100049121000066).
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 735,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 46) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В п.22, 44 "Информационной карте" аукционной документации установлено:
22 |
Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ |
Требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ): Установлено. Наличие лицензии на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") на работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность: дезинфектология. Основание: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
44 |
Если позиция 22 содержит требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки |
Лицензия (копия или оригинал) на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") - дезинфектология. |
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) следует, что проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Нормой, отраженной в части 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Данные мероприятия выполняются, как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Пунктом 2.8 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" определено, что после выписки пациентов в освободившейся палате проводят уборку по типу заключительной дезинфекции, постельные принадлежности подвергают камерной дезинфекции или обработке растворами дезсредств при наличии водонепроницаемых чехлов.
В таблице N2 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации аукциона в электронной форме указано:
Наименование показателя |
Данные заказчика |
Место приемки/выдачи (доставки) исполнителем изделий |
Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, проспект Революции, 13, ГБУЗ "Детский санаторий "Голубая волна" |
График приемки/выдачи (доставки) исполнителем изделий |
по заявке Заказчика |
Срок стирки и (или) глажки партии изделий (включая доставку) со дня приемки исполнителем |
Не более 2 рабочих дней |
Способ глажения |
Прямое белье х/б и лен, белое и цветное (простыни, пододеяльники, наволочки, полотенца) - механизированный способ. Фасонное белье белое и цветное (нательное, халаты, халаты медицинские, костюмы медицинские, халаты махровые) - механизированный способ, ручное глажение. |
Поэтапные действия, осуществляемые исполнителем в процессе оказания услуг |
Исполнитель должен оказывать услуги лично, без привлечения субподрядчиков. Исполнитель осуществляет услуги на своем оборудовании, своими силами и своими моющими средствами технологическую и санитарную обработку белья, которая включает в себя дезинфекцию, стирку, крахмаление и глажку принятых изделий. 1. Каждая партия белья, полученная Исполнителем в стирку, должна проходить обязательную предварительную дезкамерную обработку в соответствии с ГОСТ Р 56247-2014 "Прачечные промышленные. Общие требования", МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях", Инструкцией N 330 от 16.07.1986 года. 2. Транспортировка, погрузка, разгрузка должны производиться Исполнителем с соблюдением санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г.) (с изменениями от 27 марта 2007 г.). Заказчик оставляет за собой право контроля документального подтверждения проведения соответствующей подготовки (дезинфекции) автотранспорта на пригодность осуществления транспортировки чистого белья. Транспортировка чистого белья и грязного белья должна осуществляться в упакованном виде, специально выделенным автотранспортом Исполнителя, который должен проходить санобработку. 2.1. Исполнитель осуществляет приемку грязного белья, выдачу (доставку) чистого белья по накладной согласно утвержденной форме N 3-МЗ, разгрузку и погрузку белья Заказчика. 3. Исполнитель услуг производит сортировку и упаковку чистого белья по ассортименту (простыни, пододеяльники и т.д.) в полиэтиленовые мешки весом не более 10 кг. 4. Этапы стирки должны соответствовать ГОСТ Р 52058-2003 "Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия", МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях". В соответствии с Инструкцией N 330 от 16.07.1986 года, обработка в прачечной текстильных изделий медицинских учреждений должна обеспечивать их полное обеззараживание, что достигается стиркой с кипячением, дезинфекцией химическими препаратами и глажением при температуре не ниже 110 град. С для изделий из смешанных и не ниже 140 град. С - из хлопчатобумажных и льняных тканей. 5. Стирка халатов медицинских должна осуществляться раздельно от белья больных. 6. Стирку белого белья осуществлять отдельно от цветного, с добавлением дезинфицирующего и отбеливающего средства. В зависимости от степени загрязнения и вида белья выбирается необходимая программа стирки. 7. Медицинские халаты крахмалить. 8. Стирка, полоскание и отжим должны производиться без механических повреждений изделий. При полоскании белья использовать нейтрализаторы запаха. На выстиранных изделиях не допускается нарушение целостности ткани. После стирки изделия должны быть чистыми, без деформации. 9. Белье после глажения должны быть сухим и хорошо выутюженным. 10. Заказчик оставляет за собой право контроля работы и качества белья в любое время. 11. Пересчет, взвешивание будет производиться совместно с исполнителем. Изделия взвешиваются в сухом виде. 12. Комплектовка белья должна производиться строго по отделениям. 13. Не допускается хранение чистого белья непосредственно на полу. 14. При неудовлетворительном качестве выполненной услуги, обязательное проведение повторной стирки и повторное глажение за счет Исполнителя |
Заказчиком установлен код ОКПД2 96.01.19.115 "Оказание услуг по стирке, сушке, глажению и дезинфекции белья".
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный Постановлением N 291, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) следует, что проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Нормой, отраженной в части 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Данные мероприятия выполняются, как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
В пункте 4.2.6 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" установлено, что в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, для обработки постельных принадлежностей должно быть дезинфекционное структурное подразделение, либо обработка может проводиться в иных организациях, имеющих дезинфекционные камеры.
Пунктом 2.8 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" определено, что после выписки пациентов в освободившейся палате проводят уборку по типу заключительной дезинфекции, постельные принадлежности подвергают камерной дезинфекции или обработке растворами дезсредств при наличии водонепроницаемых чехлов.
Камерная дезинфекция - это самый безвредный способ уничтожения. Это метод очень безопасен, т.к. обеззараживание данного вида проводится благодаря пару, нагретому до температуры 800-980°С. Процедура обычно проходит от 5 до 60 минут. Продолжительность мероприятия зависит от вида возбудителя.
В таблице "Требования, установленные к услуге", раздела 2 "Описание объекта закупки" документации аукциона в электронной форме, установлено: способ дезинфекции - камерный. Заявитель обжалует наличие в извещении и документации аукциона в электронной форме, требование о наличии у участника лицензии на оказание услуг в области дезинфектологии.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
На основания пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании) утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Постановления N 291), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный Постановлением N 291, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Пунктом 3 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан определено, что медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
Заказчик является медицинским учреждением, оказывающим медицинскую помощь и использование дезинфекционных камер обусловлено спецификой его деятельности учреждения и требованиям СП 3.5.1378-03, предполагающего камерное обеззараживание вещей.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С 01.06.2021 г. вышло постановление Правительства РФ N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" где указано, что наличие лицензии по дезинфектологии не требуется.
Постановление Правительства РФ N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" вступает в законную силу с 1 сентября 2021 г. до 1 сентября 2027 г. и будет действовать новое Положение о лицензировании медицинской деятельности.
С учетом изложенного, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ и которая в соответствии с Законом N 99-ФЗ подлежит лицензированию.
Аналогичный вывод содержится в определение Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу N А23-840/2016.
Заказчик является медицинским учреждением, оказывающим медицинскую помощь и использование дезинфекционных камер обусловлено спецификой деятельности учреждения и требованиями СП 3.5.1378-03, предполагающего камерное обеззараживание вещей.
Таким образом, требование Заказчика о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (дезинфектологии) не противоречит требованиям действующего законодательства и направлено на осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бережного Ю.А. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100049121000066).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 июля 2021 г. N 1090/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021