Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Велариум" (далее - Заявитель) на действия администрации МО городской округ город Сочи при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по подготовке проекта генерального плана муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в рамках научно-исследовательской работы по развитию градостроительной политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение N 0118300018721000481) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что конкурсная документация составлена с нарушением положений Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения в которых не согласен с доводами жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
01.07.2021 г. уполномоченным органом/Заказчиком - администрацией МО городской округ город Сочи проводился открытый конкурса в электронной форме: "Проектные (изыскательские) работы по объекту: "Выполнение работ по подготовке проекта генерального плана муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в рамках научно-исследовательской работы по развитию градостроительной политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение N 0118300018721000481).
Начальная (максимальная) цена контракта - 101 500 000,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что включение в документацию требования о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности необоснованно ограничивает круг лиц, участвующих в электронном конкурсе.
Представители уполномоченного органа/Заказчика с доводом не согласились, из пояснений следует, что в п. 15 Раздела 1 "Информационная карта" в составе конкурсной документации участнику закупки необходимо предоставить лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности в составе:
- лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности в составе:
- создание и (или) обновление государственных топографических планов.
- установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований.
- действующая лицензию ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с местом осуществления деятельности на территории собственного режимно-секретного подразделения (в соответствии с Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны", п. 8 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 N 3-1). Степень секретности "Совершенно секретно".
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 431 -ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о геодезии и картографии) геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно п. 42 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований.
Лицензирование картографической деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2016 года N 1099 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности". В приложении к указанному Положению о лицензировании указаны наименования лицензируемых видов деятельности, в том числе установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований (пункт 8).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определен статьями 11-12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В соответствии с данными нормами, орган местного самоуправления вправе выступать инициатором изменения грани муниципального образования в рамках полномочий, которыми данный орган наделен в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ.
Полномочия органа местного самоуправления в части градостроительной деятельности закреплены Градостроительным кодексом РФ. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.
В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.
Генеральный план городского округа отнесен к документам территориального планирования муниципального образования в соответствии с ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ.
Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа установлено статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5.1 вышеуказанной статьи, обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Требования к выполнению данных работ предусмотрены разделом VI Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 января 2018 года N 10 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 года N 793" (далее - Приказ N 10). В частности, требования к отображению границ муниципальных образований отображены в 44 раздела VI Приказа N 10. Данный приказ включен в состав нормативно-правовой базы разработки градостроительной документации (п. 8 Описания объекта закупки).
Требования Приказа N 10 распространяются на все виды документов территориального планирования, в том числе и на генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Описанием объекта закупки, предусмотрена подготовка обязательного приложения к генеральному плану со сведениями о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), а также подготовка документов, содержащих сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования.
При этом в состав исходных данных, передаваемых Исполнителю (Приложение N 1 Описанию), включены сведения ЕГРН на территорию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в формате xml.
Так, в рамках Этапа 6 работ по подготовке предварительного варианта проекта генерального плана, Исполнитель разрабатывает карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав муниципального образования. Требования к результатам работ изложены в Приложениях NN 8, 9 в п. 2.1-2.3, 2.5, к Описанию.
Указанная карта относится к "утверждаемой" части генерального плана (п. 3.2 Приложения N 9 к Описанию). В материалах по обоснованию генерального плана в текстовой части должны содержать перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пп. 6 п. 2.1 Приложения N 8 к Описанию), а в и графической части - границы муниципального образования и границы существующих населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования; (п. 2.2 Приложения N 8 к Описанию).
Защита указанных сведений в составе генерального плана осуществляется в рамках Этапов 7-8 выполнения работ.
Границы муниципального образования город-курорт Сочи установлены Законом Краснодарского края от 03.04.2020 N 4268-КЗ "Об установлении муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа".
В связи с принятием Федерального закона от 22.12.2020 N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" и Закона Краснодарского края от 3 апреля 2020 года N 4266-КЗ "Об установлении границ муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа" соответствующие сведения должны быть отражены в генеральном плане муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края.
Предметом закупки является не корректировка существующего генерального плана муниципального образования город- курорт Сочи (утв. решением Городского Собрания Сочи N 89 от 14.07.2009 "Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи"), а создание принципиально нового документа территориального планирования.
Описанием объекта закупки предусмотрено, что Исполнитель по муниципальному контракту принимает на себя обязательства выполнить в том числе работы, отнесенные к картографической деятельности, которая подлежит лицензированию в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства.
Описанием объекта закупки (далее - Описание) в рамках Этапа 1 предусмотрено выполнение работы по созданию картографической основы проекта генерального плана муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в соответствии с требованиями, установленными Приложением N 2 к указанному Описанию.
В соответствии со ст. 4 Закона о геодезии и картографии, орган местного самоуправления отнесен к субъектам геодезической и картографической деятельности, что подразумевает наличия у данного органа полномочий на инициирование выполнения геодезических и картографических работ.
При этом в составе исходных данных, о градостроительном развитии проектируемой территории, передаваемых Исполнителю (Приложение N 1 к Описанию), включены имеющиеся в наличии архивные топографические планы и карты М 1:2000, М 1:5000, М 1:10000 на территорию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края;
Приложением N 2 устанавливаются следующие требования к составу и результатам работ по Этапу 1.
Согласно п. 2 Приложения N 2 к Описанию, в состав работ по Этапу 1 входит:
-подготовка программы работ, ее согласование и утверждение;
-заказ космической съемки с пространственным разрешением не хуже 1-м/пиксель на всю территорию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, произведенной не ранее 1 сентября 2020 года;
-получение разрешений на проведение аэрофотосъемочных работ;
-получение пунктов государственной геодезической сети;
-проведение планово-высотной подготовки;
-проведение аэрофотосъемочных работ;
-обработка материалов аэрофотосъемки;
-создание цифрового ортофотоплана;
-камеральное дешифрирование материалов ДЗЗ;
-полевое дешифрирование материалов ДЗЗ;
-подготовка векторных данных М 1:2000;
-подготовка М 1:2000 полного состава сведений;
-подготовка технического отчета о выполненных работах.
Обследование пунктов сети городской полигонометрии не предусматривается.
Съемка подземных коммуникаций не предусматривается.
Согласно п. 5 Приложения N 2 к Описанию, по результатам работ Заказчику должны быть представлены следующие материалы:
-материалы космической съемки с разрешением не хуже 1-м, выполненной не ранее 01.09.2020 г.
-материалы аэросъемки, выполненной не ранее 01.09.2020 г. (Аэрофотоснимки и данные лазерного сканирования) в электронном виде в 2 экз. Материалы лазерного сканирования в формате LAS классифицированные на классы: "здания", "земля", "растительность низкая", "растительность средняя", "растительность высокая".
-ортофотоплан на освоенные участки города в электронном виде в стандартной номенклатуре рамок трапеций, с пространственным разрешением 0,1 м в 2 экз.
-топографический план в векторном формате в виде бесшовного покрытия в разрезе каждого населенного пункта в форматах GDB (файловая база геоданных ArcGIS), *.mif/mid, в системе МСК-23 в 2экз.
-топографический план в растровом формате в стандартной номенклатуре рамок трапеций в формате PDF в 2 экз.
-технический отчет о выполненных работах в 2 экз.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о геодезии и картографии, топографический план отнесен к материалам, получаемым в результате выполнения картографических работ и представляет собой топографическую карту, создаваемую в крупном масштабе в отношении ограниченного участка местности без учета кривизны земной поверхности. Соответственно, в силу требований пункта 42 статьи 12 Закона о лицензировании, подлежит лицензированию.
На основании данных норм, в соответствии с п. 8 Приложения N 2 к Описанию, для выполнения данных работ обязательно наличие следующий лицензии на выполнение лицензируемых видов работ у Исполнителя:
-лицензия на осуществление геодезической и картографической деятельности в составе.
-создание и (или) обновление государственных топографических планов;
-установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований.
Один экземпляр результата выполненных работ подлежит передаче в Федеральный картографо-геодезический фонд.
Данное требование установлено на основании Приказа Роскартографии от 24.11.2006 N 109-пр. Преемником Роскартографии является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр является лицензирующим органом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также органом, уполномоченным на обновление топографических карт и планов, осуществление топографического мониторинга.
Описанием в рамках Этапа 2 предусмотрено создание базы пространственных данных для разработки материалов обоснования генерального плана муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на период до 2044 г. Требования к составу и содержанию данных услуг установлены Приложением N 3 и п. 2.1 к Описанию объекта закупки соответственно.
Согласно п. 3 Приложения N 3 к Описанию, перечень слоев, структура атрибутивных данных, состав справочников, правила цифрового описания объектов карт в векторной модели пространственных данных в составе исходным материалов должны быть, по возможности, приведены в соответствие с требованиями:
-разделов II-XII Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации 09.01.2018 N 10 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793" (Зарегистрирован 31.01.2018 г. N 49832).
Перечень слоев, структура атрибутивных данных, состав справочников, правила цифрового описания объектов карт в векторной модели пространственных данных в составе исходным материалов должны быть согласованы с заказчиком на этапе проектирования базы пространственных данных. Протоколом структуры базы данных, карт и слоёв.
Представляемые для загрузки пространственные данные должны иметь привязку в Местной системе координат Сочи и системы МСК-23 Краснодарский край (п. 5 Приложения N 3 к Описанию).
Таким образом, при выполнении работ по муниципальному контракту, заключаемому по итогам Закупки, Исполнитель:
-подготавливает топографический план по результатам подлежащей лицензированию картографической деятельности;
- отображает в проекте генерального плана границы муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края, установленные Законом Краснодарского края от 03.04.2020N 4268-КЗ "Об установлении муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа" с учетом законодательства о федеральной территории "Сириус";
- подготавливает информационную базу с использованием сведений о границах муниципального образования город-курорт Сочи;
- подготавливает обязательное приложение к проекту генерального плана муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края в целях подготовки описания местоположения границ населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования город-курорт Сочи.
Указанная деятельность, которую Исполнитель должен осуществить в соответствии с условиями муниципального контракта, заключаемого по итогам закупки, направлена, в том числе, на получение результатов картографической деятельности (подготовка топографического плана в векторном и растровом форматах), а также корректировку границ муниципального образования город- курорт Сочи, следовательно, в соответствии с пунктом 42 статьи 12 Закона о лицензировании, данная деятельность является картографической деятельностью, на осуществление которой, в силу части 1 статьи 21 Закона о геодезии и картографии, требуется наличие соответствующей лицензии.
Таким образом, требования конкурсной документации к участникам не противоречат п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Велариум" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300018721000481).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 июля 2021 г. N 1107/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021