Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>,
<__.>,
рассмотрев жалобу ИП Сухов Андрей Сергеевич (ИНН: 220908775120) на действия Заказчика - ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" (ИНН: 8901004862), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку расходных материалов медицинского назначения, начальная (максимальная) цена контракта - 5 657 746,70 рублей (извещение N 0190200000321007257) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 4433 от 20.07.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 01.07.2021 09:08 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 21.07.2021 08:00 (МСК+2);
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 22.07.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме 23.07.2021.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. В техническом задании аукционной документации в позициях 1, 2, 3 держатель/электрод электрохирургический для открытых операций, биполярный, одноразового использования заказчик установил характеристики, информация по которым производителем не представлена. Данные характеристики являются избыточными. Подтверждением характеристик являются данные производителя, но они не представлены. Заявитель считает, что заказчик своими действиями создал ему необоснованные препятствия для составления корректной заявки
Данные действия могут быть совершены с целью обеспечения победы конкретному поставщику, а не исходя из объективных потребностей организации.
2. С 01.07.2021 вступили в силу изменения 44-ФЗ, от участников закупки не требуется предоставление в составе заявки ИНН учредителей. В п.32 аукционной документации Заказчик установил требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, где указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей. Таким образом требование ИНН учредителя неправомерно.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
1. В своей жалобе Заявитель сообщает, что Заказчик в техническом задании аукционной документации установил избыточные характеристики.
Так в позиции 1, 2 "Держатель/электрод электрохирургический для открытых операций, биполярный, одноразового использования" указал максимальное номинальное напряжение для использования изделия - 288 В.
По мнению Заявителя, наиболее подходящий товар под описание Заказчика по позиции 1 Инструмент Coviden Ligasure LF4418; по позиции 2 Электрод Ligasure для инструмента электролигирования Coviden LF3225. Участник закупки на момент подачи заявки не обязан иметь товар в наличии, следовательно, не имеет возможности подтвердить данную характеристику, самостоятельно произвести замер невозможно.
Заявитель полагает, что в позиции 3 "Держатель/электрод электрохирургический для открытых операций, биполярный, одноразового использования" Заказчиком установлены избыточные характеристики, а именно:
инструмент выполнен из медицинского пластика в форме ноницеобразного зажима без кремальеры;
максимальное раскрытие браншей (расстояние между концами браншей полностью раскрытого зажима) равно не менее 13,3 мм;
изгиб рабочей части браншей равен 20 градусов;
максимальное номинальное напряжение для использования изделия - 288 В
По мнению Заявителя, наиболее подходящий товар под описание Заказчика по позиции 3 "Точный Диссектор Ligasure с нанопокрытием Coviden LF2019".
Заявитель сообщает, что данный инструмент выполнен из медицинского пластика в форме ножницеобразного зажима с кремальерой, что не соответствует характеристике заказчика. Заявитель полагает, что Заказчик неверно установил значение характеристики "Изгиб рабочей части браншей", так как у инструмента LF2019 изгиб рабочей части браншей равен 40 градусам, что не соответствует характеристике Заказчика. Информация производителем по характеристикам "максимальное раскрытие браншей", "максимальное номинальное напряжение для использования изделия" производителем не представлена. Самостоятельно Заказчик не мог произвести замеры максимального раскрытия браншей до такой точности в мм, как и напряжение тока в изделии.
Помимо указанного, Заявитель обращает внимание, что заказчик своими действиями создал ему необоснованные препятствия для составления корректной заявки. Данные действия могут быть совершены с целью обеспечения победы конкретному поставщику, а не исходя из объективных потребностей организации.
Заказчик не согласен с Заявителем, представил мотивированное письменное возражение.
В своем возражении Заказчик сообщил, что, исходя из смысла ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В своих возражениях Заказчик ссылался на то, что в описании товара в техническом задании включены технические характеристики и требования к товару, отвечающему потребностям заказчика.
Заказчик сообщил, что при описании закупаемого товара использовал инструкции производителя по применению, имеющегося уже в наличии Товара.
Заказчик также считает, что верно установил требуемые значения, что подтверждается письмом официального производителя.
Копия письма производителя и инструкции по применению инструмента для рассмотрения на заседании Комиссии представлены.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России ознакомившись с представленными документами Заказчика установила, что объектом закупки является поставка расходных материалов медицинского назначения, а содержащаяся в них информация соответствует информации технического задания документации.
Более того, согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки не противоречит требованиям п.1 ч.1 и ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, предметом данного электронного аукциона является поставка товара, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий установленным заказчиком требованиям.
Комиссия также отмечает, что Заявителем не представлены документы, свидетельствующие об обоснованности довода жалобы Заявителя, позволяющие прийти к выводу, что заказчик установил избыточные требования к товару, своими действиями создал ему необоснованные препятствия для составления корректной заявки, и данные действия могут быть совершены с целью обеспечения победы конкретному поставщику.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия считает, что данные обстоятельства не свидетельствуют о возможных злоупотреблениях со стороны Заказчика в части ограничения круга потенциальных участников закупки.
Довод Заявителя не нашел свое подтверждение и является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы, в п.32 аукционной документации Заказчик установил требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, где указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, (далее - ИНН учредителей).
Заявитель считает требование об ИНН (при наличии) учредителя, установлено в документации неправомерно.
Заказчик пояснил, что информационная карта аукционной документации является единой утверждённой формой Департаментом государственного заказа ЯНАО. Заявка о закупе Заказчиком (ГБУЗ "СОКБ") была создана 22 июня 2021 года в программе "Региональная информационная система", и на тот момент были одни требования, но Департаментом государственного заказа ЯНАО данная закупка была опубликована 01 июля 2021 года и ими не были учтены изменения, которые вступали в силу с 01 июля 2021 года.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС установила, что с 01.07.2021 вступили в силу изменения в Закон о контрактной системе и от участников закупки не требуется предоставление в составе заявки ИНН учредителей.
Изменения в часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе внесены Федеральным законом от 30.12.2020 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное в документации об электронном аукционе требование, где указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, является излишним и противоречит положениям части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Заказчик имел возможность внести изменение в документацию об электронном аукционе.
Указанное нарушение, допущенное заказчиком в документации об электронном аукционе, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Вместе с тем, учитывая, что на момент рассмотрения жалобы Заявителя у Комиссии отсутствовала информация о нарушении прав третьих лиц, связанная с неправомерным требованием ИНН учредителей, а также в связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия считает возможным предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ИП Сухов Андрей Сергеевич (ИНН: 220908775120), на действия Заказчика - ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" (ИНН: 8901004862), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку расходных материалов медицинского назначения, начальная (максимальная) цена контракта - 5 657 746,70 рублей (извещение N 0190200000321007257), частично обоснованной.
2) Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3) предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4) Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5) Обязать заказчика обеспечить уведомление должностного лица заказчика, ответственного за утверждение аукционной документации N 0190200000321004534 о необходимости представить в срок до 17.08.2021 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию титульного листа утвержденной документации об аукционе;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностных лиц -назначается на 20.08.2021 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 28.2 КоАП физическое лицо или законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки указанных лиц, протокол об административном правонарушении будет составлен в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 28.2 КоАП.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Копия протокола будет направлена лицу, в отношении которого он составлен, по почте.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 июля 2021 г. N 089/06/64-415/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2021