Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, Комиссия антимонопольного органа), в составе:
<_>. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместитель председателя Комиссии;
<_>- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
в присутствии:
заказчика государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканское училище (колледж) Олимпийского резерва имени Р.М. Дмитриева" (далее также - ГБПОУ РС(Я) "РУ(К)ОР им. Р.М. Дмитриева", заказчик): <_> (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС(Я)", уполномоченное учреждение): <_>., <_> (представители по доверенностям);
заявителя Индивидуального предпринимателя Горшкова Евгения Сергеевича" (далее - ИП Горшков Е.С., заявитель): <_> (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ИП Горшкова Евгения Сергеевича на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканское среднее специальное училище Олимпийского резерва имени Романа Михайловича Дмитриева" при проведении электронного аукциона на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта (извещение N 0816500000621008272), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Горшкова Е.С. на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ИП Горшкова Е.С. следует, что:
1) При описании объекта закупки заказчиком не использованы установленные характеристики товара и допустимые значения характеристик КТРУ, а также документация о закупке не содержит обоснование необходимости применения установленных характеристик к товарам.
2) Заказчиком установлены требования с излишней детализацией, обязывая указать не только характеристики поставляемого товара, но и материалов, используемых для его изготовления, а также показатели, которые можно выявить только проведя соответствующие испытания, что противоречит Закону о контрактной системе.
3) Заказчиком не соблюдены требования статьи 14 Закона о контрактной системе, поскольку не соблюден Национальный режим, кроме того заказчик закупает товары одной закупкой, которые входят в перечень установленный Постановлением Правительства N617, и те, которые не подпадают под ограничения Постановления Правительства N617, что противоречит Закону о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители уполномоченного учреждения и заказчика с жалобой не согласились, поддержали свои письменные пояснения.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ИП Горшкова Е.С. обоснованной по следующим основаниям.
1) Довод жалобы заявителя о том, что заказчиком не применены позиции КТРУ к товарам, необходимым к поставке в соответствии с предметом контракта, признан обоснованным на основании следующего:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145.
Согласно пункту 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, без обоснования необходимости установления каких-либо дополнительных требований к товару, не предусмотренных КТРУ, установление таких требований не допускается.
Исходя из указанных данных в закупочной документации аукциона, предметом закупки является поставка комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта.
Заказчиком выбрана позиция ОКПД2 32.30.15.239. Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки.
Между тем, согласно позициям описания объекта закупки имеется соответствующий код КТРУ в том числе по следующим позициям:
Состав комплекта (количество, ед.изм.) |
Код позиции ОКПД2 -КТРУ |
1. Уличные хоккейные борта односторонние с ограждающей сеткой по периметру, 1 комплект |
32.30.15.299-00000013 32.30.15.299-00000014 32.30.15.299-00000015 32.30.15.299-00000016 32.30.15.299-00000017 32.30.15.299-00000018 |
2. Хоккейные ворота с сеткой, (пара 1) |
Сетка хоккейная: 32.30.15.117-00000008 32.30.15.117-00000007 Ворота хоккейные: 42.99.12.110-00000001 42.99.12.110-00000002 |
3. Комплект искусственного покрытия под размер поля 30*60, 1800 м2 |
32.30.15.299-00000077 32.30.15.299-00000078 |
4. Покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон, цвет терракотовый (в комплекте с разметочной краской и, в случае использования рулонного покрытия, клеем) |
22.19.72.000-00000003 22.19.72.000-00000004 22.19.72.000-00000005 |
12. Уличный кардиотренажёр на все группы мышц с безынерционным нагрузочным механизмом |
32.30.15.239 |
13. Мобильная баскетбольная ферма, (комплект 2) |
32.30.15.111-00000026 32.30.15.111-00000027 |
15. Уличные ворота для мини-футбола и гандбола, свободностоящие, размер 3х2м (в комплекте с противовесом и сеткой) |
32.30.15.110-00000015 32.30.15.110-00000017 |
Однако при описании объекта закупки заказчиком в описании объекта закупки не использованы установленные характеристики товара и допустимые значения характеристик КТРУ.
Таким образом, характеристики объекта закупки указаны без учета применения КТРУ, что в свою очередь нарушает часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы заявителя признан обоснованным.
2) Довод жалобы заявителя о том, что заказчиком установлены требования с излишней детализацией, обязывая указать не только характеристики поставляемого товара, но и материалов, используемых для его изготовления, а также показатели, которые можно выявить только проведя соответствующие испытания, что противоречит Закону о контрактной системе, признан обоснованным на основании следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами частей 3, 4 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно подразделу 1.2. Инструкции Случаи указания в описании объекта закупки изменяемых и не подлежащих изменению значений показателя характеристики товара пунктом 1.2.4. установлено в том числе следующее: Заявка в отношении предлагаемого товара должна содержать конкретные значения показателей, включенных в описании объекта закупки, за исключением случаев, предусмотренных настоящим подразделом Инструкции.
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг) указаны в Описании объекта закупки.
Пунктом 4 Описания объекта закупки установлено в том числе следующее:
4. Покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон, цвет терракотовый (в комплекте с разметочной краской и, в случае использования рулонного покрытия, клеем) |
Описание |
Должно представлять собой многофункциональное двухслойное рулонное покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон. |
Краска акриловая для нанесения разметки |
Должно быть не менее 54 |
|
Покрытие для полукруглых сегментов и вспомогательной зон для установки уличного спортивного комплекса и уличных тренажеров (579 м2) |
Должен иметь толщину покрытия от 13 |
|
Покрытие |
Должно иметь ровную поверхность и представляет собой двуслойную единую/цельную резиновую конструкцию. Иметь гладкую поверхность (как на лицевой, так и на изнаночной стороне) без выступов |
|
Покрытие |
Должно обладать антискользящим эффектом, иметь высокую прочность, износостойкость и предназначено для эксплуатации в условиях значительных статических и динамических нагрузок |
|
Для улучшения эксплуатационных характеристик |
Должны быть включены в состав EPDM гранулы терракотового цвета, повышающие прочность, упругость и эластичность покрытия, а так же придающие покрытию оригинальную расцветку |
|
Композит верхнего слоя покрытия |
Должен состоять из резиновой крошки черного цвета на не менее 76 |
|
Композит верхнего слоя покрытия |
фракция 0,6_1,9 |
|
Плотность верхнего слоя |
Должна быть не менее 980 |
|
Толщина верхнего слоя |
Должна быть не менее 5 |
|
Нижний слой покрытия |
Должен состоять из резиновой крошки черного цвета не менее 61 |
|
Нижний слой покрытия |
фракция 0,6_1,9 |
|
Плотность нижнего слоя |
Должна быть не менее 820 |
|
Толщина нижнего слоя |
Должна быть не менее 8 |
|
допустимое отклонение в толщине покрытия |
Должно быть не более 0,1 |
|
допустимое отклонение по ширине двуслойного рулона |
Должно быть не более 1,0 |
|
Ширина цельного двуслойного рулонного покрытия |
Должна быть 154 |
|
Общий вес цельного двуслойного рулонного покрытия |
Должен быть не менее 11,96 |
|
Длина рулонов |
Должна быть не менее 10 |
|
Температура эксплуатации рулонного покрытия |
должна составлять от -40 до + 110. |
|
В резиновом рулоне |
Должны отсутствовать сторонние включения в виде металлокорда, текстиля, пластмасс и камней |
|
Состав покрытия |
Должен не содержать тяжелых металлов. |
|
EPDM |
Должно быть распределено равномерно по всей поверхности верхнего слоя |
|
Плотность покрытия |
Должна быть равномерна по всему полотну каждого из слоев |
|
Двуслойное рулонное покрытие |
Должно иметь ровные боковые срезы кромок, для обеспечения отсутствия зазоров в местах стыка полотен после монтажа покрытия |
|
Соответствие покрытия |
Должно соответствовать ГОСТ Р ЕН1177-2013, отвечать единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям |
|
Количество рулонов |
Должно быть не менее 113 |
|
Толщина покрытия |
Должна быть 12 |
|
Дорожки |
Должны отделяться друг от друга белыми линиями шириной 5 |
|
высокопрочного однокомпонентного полиуретанового связующего нижнего слоя покрытия |
Должно быть 10 |
|
высокопрочного однокомпонентного полиуретанового связующего верхнего слоя покрытия |
Должно быть 8 |
|
Толщина покрытия на беговой дорожке по кругу и прямой (S=1075 м2). |
Должна быть не < 13 |
|
Линии разметки |
должны наносится акриловой износостойкой краской |
|
Полугруглый сегмент для установки уличного спортивного комплекса и уличных тренажеров внутри беговых дорожек (S=220 м2) |
Должен иметь толщину покрытия от 12 |
|
Полугруглый сегмент для стритбола внутри беговых дорожек (S=220 м2) |
Должен иметь толщину покрытия от 12 |
|
Вспомогательная зона для установки уличных тренажеров (S= 90 м2) |
Должна иметь толщину покрытия от 12 |
|
EPDM гранул терракотового цвета верхнего слоя покрытия |
Должно быть 16 |
|
EPDM гранул терракотового цвета верхнего слоя покрытия |
Фракция 1,1_3,9 |
|
Рулонное покрытие |
должно поставляться на весь объем требуемый для укладки с учетом технологической подрезки при монтаже |
|
Поставка покрытия для беговой дорожке |
с учетом технологической подрезки при монтаже по кругу и прямой не менее 1162 м2 |
|
Клей двухкомпонентный полиуретановый из расчета 1 кг на 1 кв метр |
Должно быть не менее 1605 |
|
Праймер полиуретановый (грунтовка) |
Должно быть не менее 240 |
|
Срок гарантии на покрытие |
Не менее 1 |
|
Срок эксплуатации покрытия |
Не менее 10 |
Таким образом, заказчиком установлено требование о предоставлении конкретных показателей к материалам (пункты 1,3,5,7,9-16 Описания объекта закупки) в составе заявки на участие в аукционе, следовательно, заказчик, установивший требования к показателям используемого товара, которые можно определить только методом испытания, обязал участников закупки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ.
Заказчик не обосновал и не представил подтверждающих доказательств, чем вызвана потребность Заказчика излишне детализировать требования к товарам, их компонентам, результатам испытаний и т.д.
Заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы заявителя признан обоснованным.
3) Заказчиком не соблюдены требования статьи 14 Закона о контрактной системе, поскольку не соблюден Национальный режим, кроме того заказчик закупает товары одной закупкой, которые входят в перечень установленный Постановлением Правительства N617, и те, которые не подпадают под ограничения Постановления Правительства N617, что противоречит Закону о контрактной системе, признан обоснованным на основании следующего:
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617) утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 2 Постановления N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно: а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
Ограничения, установленные Постановлением N 617, распространяются на товары, включенные в Перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (п. 4 Постановления N 617).
Согласно извещению о проведении спорной закупки к поставке требуется товар: Хоккейные ворота с сеткой (ОКПД): 32.30.15.117 - Инвентарь для игры в хоккей с шайбой и мячом, 42.99.12.110 - Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе.
Товар, являющийся объектом закупки, входит в Перечень, утвержденный Постановлением N 617.
Вместе с тем, в извещении и аукционной документации ограничения в соответствии с Постановлением N 617 не установлены.
Таким образом, в действиях заказчика - ГБПОУ РС(Я) "РУ(К)ОР им. Р.М. Дмитриева" установлено нарушением части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с частью 5 Постановления 617 для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
В нарушение указанной нормы, Заказчиком объединены в один лот товары, включенные в перечень Постановления 617 с кодом ОКПД2 32.30.15.117, 42.99.12.110 и не включенные в него - товары с кодом ОКПД2 32.30.15.299, 22.19.72.000, 32.30.15.239, 32.30.15.110, 32.30.15.111.
Таким образом, Заказчик допустил нарушение Закона о контрактной системе, объединив в один лот товары, включенные в перечень Постановления 617 и не включенные в него, требования часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы заявителя признан обоснованным.
Жалоба ИП Горшков Е.С. признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что инструкция по заполнению заявки содержит требования, затрудняющие процесс ее заполнения. Так, в инструкции Комиссией выявлены нарушения Закона, вводящие участников закупки в заблуждение. Заказчиком в инструкции по заполнению заявки необоснованно установлены многочисленные знаки и способы изложений характеристик которыми обозначаются характеристики товаров, подлежащие конкретизации.
Исходя из изложенного Комиссия Якутского УФАС России установила, что инструкция по заполнению заявки и объемное техническое задание, использованные Заказчиком и уполномоченным органом при проведении аукциона, содержали избыточные требования к товарам, а также обширный ряд показателей, не позволяющих точно определить необходимые качества и эксплуатационные характеристики предмета закупки. Таким образом, заказчик фактически использовал инструкцию, призванную упрощать процесс проведения аукциона, для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку они были вынуждены самостоятельно разгадывать его потребность в том или ином значении показателей.
Данная позиция поддержана судами различных инстанций (постановления Арбитражного суда СевероКавказского округа по делу N А53-19097/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам N А32-47801/2018, N А53-24106/2018, N А53-40566/2019). Так, в одном из своих постановлений Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд указал: "_при разработке инструкции заказчики должны осознавать, что включение её в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью более чёткого и ясного понимания участниками потребностей заказчиков в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения её при разработке требований к предмету закупки создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок".
Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что документация об электронном аукционе не соответствует требованиям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
А также, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0816500000621008272 на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта (извещение N 0816500000621008272) поступило 4 заявки из которых 3 заявок отклонены и признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Горшкова Евгения Сергеевича на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканское среднее специальное училище Олимпийского резерва имени Романа Михайловича Дмитриева" при проведении электронного аукциона на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта (извещение N 0816500000621008272) обоснованной.
2. Признать заказчика ГБПОУ РС(Я) "РУ(К)ОР им. Р.М. Дмитриева" нарушившим части 3,4 статьи 14, часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГБПОУ РС(Я) "РУ(К)ОР им. Р.М. Дмитриева" обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 июля 2021 г. N 014/06/59-1519/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021