Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_.> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_.> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_.> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
в отсутствии:
заказчика Администрации муниципального образования "Алданский район" (далее также - Администрация МО "Алданский район", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стоун Форт Север" (далее - ООО "Стоун Форт Север", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Стоун Форт Север" на действия (бездействия) заказчика Администрации МО "Алданский район" при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительный контроль: "Реконструкция автомобильной дороги "1-й Орочен-Лебединый" от ФАД М-56 "Лена" (А-360) протяженностью 3,85 км." (извещение N 0316300000321000003), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступил жалоба ООО "Стоун Форт Север" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ООО "Стоун Форт Север" следует, что заказчиком установлены требования к участникам закупки не в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласны. Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Стоун Форт Север" обоснованной на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требованиям к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, в том числе требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Следовательно, только в случаях, предусмотренных законом, заказчик вправе требовать от участника закупки осуществлять отдельные виды деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства саморегулируемой организации, то есть обладать специальной правоспособностью.
Вместе с тем, объектом рассматриваемой закупки является строительный контроль: "Реконструкция автомобильной дороги "1-й Орочен-Лебединый" от ФАД М-56 "Лена" (А-360) протяженностью 3,85 км.".
Пунктом 18.1 Информационной карты конкурсной документации установлено следующее:
18 |
Общие требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе |
При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие требования к участникам закупки: |
18.1 |
Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Участник закупки должен иметь наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний по предмету конкурса, в соответствии с п. 5.1. ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля" (Актуализированная редакция требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС 014/2011). Наличие компетентной лаборатории должно быть подтверждено копией аттестата аккредитации и (или) свидетельства о состоянии измерений в лаборатории и (или) аттестата подтверждения компетентности испытательной лаборатории, выданном аккредитованным юридическим лицом в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", с приложением перечня объектов и контролируемых в них показателей. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте. Объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний. |
Пунктом 23 установлено в том числе следующее:
23 |
Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: |
23.2 |
Документы, подтверждающие соответствие Единым требованиям в соответствии с ч 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, установленных в пункте 20.1 раздела II настоящей документации: копией аттестата аккредитации и (или) свидетельства о состоянии измерений в лаборатории и (или) аттестата подтверждения компетентности испытательной лаборатории, выданном аккредитованным юридическим лицом в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", с приложением перечня объектов и контролируемых в них показателей. |
Между тем, Комиссия, отмечает, что ГОСТ 32731-2014 не является нормативным правовым актом, а относится к числу технических актов, законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у организации, осуществляющей строительный контроль, собственной лаборатории, установление указанного требования к участникам закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик, установив в конкурсной документации излишние требования к участникам закупки, а также к составу второй части заявки на участие в конкурсе нарушил часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 54.3, часть 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
Жалоба заявителя признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стоун Форт Север" на действия (бездействия) заказчика администрации МО "Алданский район" при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительный контроль: "Реконструкция автомобильной дороги "1-й Орочен-Лебединый" от ФАД М-56 "Лена" (А-360) протяженностью 3,85 км." (извещение N 0316300000321000003) обоснованной.
2. Признать заказчика администрацию МО "Алданский район" нарушившим часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 54.3, часть 7 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику администрации МО "Алданский район" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_.>
Члены комиссии <_.>
<_.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 июля 2020 г. N 014/06/54.3-1554/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2021