Резолютивная часть решения объявлена 23.07.2021 г.
Изготовлено в полном объеме 23.07.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, врио руководителя Калмыцкого УФАС России,
Габунов А.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
Мукабенов Б.А. - член Комиссии, , старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
рассмотрение жалобы происходило с применением видео-конференц-связи, при участии:
в присутствии представителя Заказчика Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия - Ванькаева Д.М. (доверенность N 37 от 22.07.2021 г.);
в отсутствии представителя заявителя ООО "СМИЛТА", надлежаще уведомлен о дате и времени;
Рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "СМИЛТА",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 19.07.2021 г. поступила жалоба от ООО "СМИЛТА" на действия Заказчика - Государственное учреждение - Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия, при проведении электронного аукциона на поставку в 2021 году технических средств реабилитации (сигнализаторов звука) для обеспечения инвалидов, реестровый номер извещения N 0205100000221000091.
Уведомлением от 19.07.2021 г. рассмотрение жалобы ООО "СМИЛТА" назначено на 22 июля 2021 года в 15 часов 00 минут, для изучения материалов дела Комиссия Калмыцкого УФАС России решила, жалобу ООО "СМИЛТА" отложить на 23 июля 2021 г. в 13:30, лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте.
Представитель по доверенности от Заказчика с доводом жалобы не согласился, представил письменные возражения, просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, установила следующее.
07.07.2021 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0205100000221000091 о проведении электронного аукциона в электронной форме на поставку в 2021 году технических средств реабилитации (сигнализаторов звука) для обеспечения инвалидов.
Начальная (максимальная) цена контракта - 31 281 (тридцать одна тысяча двести восемьдесят один) рублей 01 копеек.
Дата окончания подачи заявок - 15.07.2021 г.
В жалобе Заявитель указывает:
1. ООО "Смилта" подало заявку на участие в электронном аукционе.
Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0205100000221000091 от 15.07.2021 г. (п. 9): В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, на основании ч. 8 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ, электронный аукцион признается несостоявшимся.
В связи с чем ООО "Смилта" не участвовала в электронном аукционе, будучи уверенным, что он не состоиться.
Однако электронный аукцион все же состоялся 16.07.21 г. несмотря на п. 9 вышеуказанного Протокола и второй участник закупки сделал ценовое предложение - 31 124,60 руб., в связи с чем был признан победителем закупочной процедуры.
Таким образом, ООО "Смилта" было введено в заблуждение п. 9 вышеуказанного Протокола, что не позволило ему принять участие в электронном аукционе и сделать свое ценовое предложение, ниже предложения второго участника.
1. Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 указанной выше нормы определено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе, аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В силу части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе (часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии установлено, что 15.07.2021 аукционной комиссией рассмотрены заявки участников, а также сформирован протокол рассмотрения заявок участников аукциона, согласно вышеуказанному протоколу было подано две заявки, две соответствовали требованиям, в п. 9 протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0205100000221000091 указано, следующее: в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, на основании ч. 8 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, электронный аукцион признается несостоявшимся. Однако, в связи с вышеизложенным, Заказчиком не представлены доказательства в обоснование своей позиции.
Поданные заявки были рассмотрены комиссией Заказчика. Все поданные заявки соответствовали требованиям аукционной документации и были допущены к участию в электронном аукционе. Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 15.07.2021 был размещен оператором электронной торговой площадки "РТС-тендер" - 15.07.2021.
16 июля 2021 года состоялся электронный аукцион. Участие в электронном аукционе принял один участник с предложением цены на 31 124, 60 рублей
В соответствии с ч. 8 ст. 69 ФЗ N 44-ФЗ по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе был составлен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, в котором Заказчиком была допущена техническая ошибка, а именно, в наименовании протокола, а также в протоколе указано, что электронный аукцион признан не состоявшимся в соответствии с ч. 8 ст. 67 ФЗ N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, в настоящее время в единой информационной системе размещена недостоверная информация о закупке N 0205100000221000091 (в части протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе), что является нарушением ч. 8 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика - Государственное учреждение - Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия могут быть квалифицированы по части 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено следующее.
Исходя из части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, содержащаяся в статье 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должны содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в числе прочей информации сведения о наличии /отсутствии ограничений участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Исходя из части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документации об аукционе в электронной форме должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона в электронной форме.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0205100000221000091, заказчиком в специально предусмотренном для данных целей разделе извещения, формируемого аппаратно-программными средствами единой информационной системы, не установлено предусмотренное частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Однако, в аукционной документации в п. 30 раздела II в сведениях об аукционе в электронной форме, указано: Требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): установлено.
Таким образом, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0205100000221000091 в действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы редакции сведения о наличии/отсутствии при проведении настоящей закупки предусмотренных частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ограничений в отношении участников закупок не установлено, что, соответственно, является нарушением пункта 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Частью 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В документации об аукционе установлены ограничения предусмотренные частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в нарушение части 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в проекте контракта указано, что срок возврата Заказчиком Подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Подрядчиком), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, не должен превышать 30 (тридцать) дней с даты исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 23 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. 24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства".
Пунктом 7.8 проекта контракта документации об аукционе предусмотрено условие согласно которому возврат Поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта в соответствии с пунктами 7.4, 7.5 и 7.6 Контракта, производится в случае надлежащего исполнения обязательств по Контракту в течение 30 дней со дня подписания Заказчиком итогового акта осуществленных поставок Товара.
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения гарантийных обязательств, возвращаются Заказчиком в течение 30 дней после получения письменного уведомления от Поставщика об окончании срока действия гарантийных обязательств, предусмотренных разделом 9 Контракта, с учетом пункта 7.3 Контракта.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, нарушают ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Ответственность за вышеуказанные нарушения Закона N 44-ФЗ предусмотрены частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из изложенного, Комиссия Калмыцкого УФАС России считает необходимым выдать Заказчику предписание об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0205100000221000091 от 15 июля 2021 года, отменить протокол подведения итогов N 0205100000221000091 от 21 июля 2021 года, вернуть на стадию рассмотрения первых частей заявки и внести изменения в проект контракта.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМИЛТА" - обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия нарушение ч. 4 ст. 42, ч. 27 ст. 34, ч. 8 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Габунов А.В.
Мукабенов Б.А.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 23 июля 2021 г. N 008/06/67-234/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021