Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Информационно-туристский центр":
от Заявителя - ООО "Снабженец-2":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8066 от 14.07.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по созданию виртуального тура по туристским объектам туристско-рекреационного кластера в селе Старая Ладога.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 07.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 750 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о согласовании исполнителем контракта привлечённых субподрядчиков.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Представитель Заказчика пояснил, что в Описании объекта закупки указано, что "Для разработки виртуальных туров Исполнитель обязан привлечь необходимых для его создания специалистов". В данном случае речь не идет о привлечении субподрядных организаций/соисполнителей по контракту, речь идет именно о специалистах, обладающих необходимой квалификацией. Требуемые специалисты могут находиться как в штате исполнителя, так и могут быть привлечены со стороны других организаций. Исполнителю дается возможность использовать оба варианта по своему усмотрению.
Заявитель приводит довод о том, что привлечение исполнителем третьих лиц "противоречит условиям договора (оказать услуги лично)". В пункте 3.3.2 проекта контракта указано, что исполнитель обязан: "Оказать услуги лично и (или) привлечь к исполнению Контракта третьих лиц". Соответственно, довод заявителя о том, что привлечение исполнителем третьих лиц "противоречит условиям договора (оказать услуги лично)", не соответствует действительности.
Заявителем приводится довод о том, что "критерии согласия заказчика на привлечение субподрядчиков (третьих лиц) в документации не раскрыты". При этом, в пункте 4.9 Описания объекта закупки написано следующее:
"Для написания текстов Исполнитель привлекает высококвалифицированного специалиста с опытом работы не менее 3 (трех) лет, высшее профессиональное образование и ученая степень по одной/нескольким/всем из перечисленных отраслей науки: "Культурология", "Исторические науки", "Педагогические науки".
Кроме того, в пункте 3.2 Описания объекта закупки указано следующее: "образование и опыт работы подтверждается наличием диплома об образовании по данной специальности и портфолио". Также в пункте 3.9 Описания объекта закупки указано, что: "соответствие установленным требованиям подтверждается предоставлением надлежащим образом заверенных копий документов (диплом об образовании, трудовая книжка и пр.)".
Таким образом, из вышеизложенного определено, что если исполнитель предоставит заказчику диплом об образовании специалиста по одной/нескольким/всем из перечисленных отраслей науки: "Культурология", "Исторические науки" "Педагогические науки", портфолио, а также копию трудовой книжки специалиста для подтверждения опыта работы не менее 3 (трех) лет, то кандидатура такого специалиста будет согласована.
Заявителем приводится довод о том, что при согласовании кандидатуры специалиста "заказчик ограничил потенциального исполнителя во времени". В пункте 3.2 Описания объекта закупки указано, что: "Все специалисты должны быть согласованы с Заказчиком в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты заключения Контракта". По условиям контракта, услуги должны оказываться с момента заключения контракта. Согласование кандидатуры специалиста за 1 рабочий день делается для самого исполнителя, чтобы не затягивать срок исполнения контракта, то есть чтобы с момента заключения контракта исполнитель мог практически сразу приступить к оказанию услуг.
Комиссией также установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.07.2021 N0345200019521000042-1 на участие в электронном аукционе подано 12 заявок и все допущены Заказчиком, аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
Представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено в материалы дела доказательств, что в аукционной документации содержатся противоречия, не позволяющие подготовить заявку и принять участие в электронном аукционе.
Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлен некорректный срок оказания услуг.
Комиссия установила, что Заказчиком в пункте 2.2 описания объекта закупки установлен следующий срок оказания услуг - "Сроки оказания услуг: с момента заключения контракта по 10 декабря 2020 года".
Кроме того, в проекте контракта (пункт 1.4) указан следующий срок оказания услуг - "Срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 10 декабря 2020 года".
Представитель Заказчика пояснил, что при формировании документации об электронном аукциона допущена техническая ошибка. Корректный срок оказания услуг - "10 декабря 2021 года".
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, в том числе, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части установления некорректного срока оказания услуг.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Снабженец-2" обоснованной в части второго довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения при заключении контракта.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 21 июля 2021 г. N 047/06/64-1604/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2021