Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области "Музейно-мемориальный комплекс "Дорога жизни" Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Тач +":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8324 от 19.07.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на создание уличной экспозиции музея "Дом авиаторов".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено Заказчиком 28.06.2021 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 913 957,00 рубля.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения документации в части установления излишних требований к потенциальным участникам, в связи с которыми участниками данной торговой процедуры не могут стать компании, не разрабатывающие данное программное обеспечение изначально, а также не имеющие доступ к изначальному исходному коду, который имеется у Заказчика
Комиссией установлено, что объектом закупки является создание уличной экспозиции музея "Дом авиаторов": оказание услуг (выполнение работ) по созданию уличной экспозиции музея "Дом, где в 1941-1944 гг. жили авиаторы, защищавшие Ленинград; среди них - многие Герои Советского Союза: Бунимович Ю.Э., Колесник П.А., Преображенский Е.Н., Чванов В.Т. и другие" на территории музейного комплекса.
Комиссией установлено, что Пунктом 1.2 Описания объекта закупки (приложение N 1 к конкурсной документации) (далее - Описание объекта закупки) Заказчик устанавливает, что целями оказания услуг (выполнения работ) по созданию уличной экспозиции музея "Дом авиаторов" является создание уличной экспозиции музея "Дом авиаторов" на территории музейного комплекса.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что уличная экспозиция музея "Дом авиаторов" - интерактивная экспозиция, которая представлена посредством мультимедийного оборудования, с наполнением уникальным мультимедийным контентом, разработанным непосредственно для целей использования в данном мультимедийном оборудовании, оформленном в заданной стилистике с учетом действующей экспозиции в музее "Дом авиаторов" и экспонатов на территории музейного комплекса, как единая система.
Комиссией установлено, что в Описании объекта закупки также определены следующие цели оказания услуг:
"Служит для автоматизации предоставления информации и демонстрации/воспроизведения медиа материалов посетителям музейного комплекса: фото/видео/3D моделей/текстовых файлов.
Обеспечение всех посетителей музейного комплекса объективной информацией о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о сражениях Ленинградской битвы 1941-1944 гг. и об общем вкладе в победу лётчиков 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного Клайпедского Краснознамённого полка (далее - ГМТАП).
Вовлечение молодых людей через исторические материалы и экспонаты музейного комплекса в процесс сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны.".
Комиссией установлено, что согласно пункту 6 Описания объекта закупки показателями достижения результатов оказания услуг (выполнения работ) являются: Уличная экспозиция музея "Дом, где в 1941- 1944 гг. жили авиаторы, защищавшие Ленинград; среди них - многие Герои Советского Союза: Бунимович Ю.Э., Колесник П.А., Преображенский Е.Н., Чванов В.Т. и другие" на территории музейного комплекса должна быть создана (подготовлена) и открыта в установленные Заказчиком сроки и в соответствии с требованиями Заказчика.
Комиссией установлено, что пунктами 3.1, 3.2 Описания объекта закупки установлено следующее:
"Для создания уличной экспозиции музея "Дом авиаторов" требуется оказать следующие услуги (выполнить следующие работы):
1) разработка аудиовизуальных программ и произведений (контентов);
2) поставка мультимейдийного оборудования и материалов, необходимых для монтажа мультимедийного оборудования;
3) монтаж комплекса мультимедийного оборудования, в том числе подготовительные работы, включающие разработку технической документации, необходимой для монтажа мультимедийного оборудования на территории музейного комплекса;
4) пуско-наладка мультимедийного оборудования и аудиовизуальных контентов (настройка системы).
После выполнения работ по монтажу и пуско-наладке мультимедийного оборудования и аудиовизуального контента Исполнитель проводит обучение сотрудников Заказчика по работе с программным обеспечением и мультимедийным оборудованием.".
В соответствии с положениями подпункта 4.4.3 проекта контракта Исполнитель вправе привлекать для оказания услуг (выполнения работ) третьих лиц, в порядке, установленном настоящим Контрактом и действующим законодательством.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии вышеуказанными положениями объектом закупки являются функционально и технологически связанные между собой работы, услуги и товар, которые Заказчик планирует приобрести по результатам открытого конкурса. Кроме того, исполнитель по контракту может привлечь соисполнителей (третьих лиц) для оказания услуг, выполнения работ, в том числе поставки мультимедийного оборудования, в рамках исполнения контракта.
В отношении довода о разработке программного обеспечения (далее - ПО) для уличной экспозиции и исходных кодов Комиссией установлено следующее
Требования к услугам (работам) по разработке программного обеспечения "Картотека. Уличный киоск N1", "Картотека. Уличный киоск N2" содержатся в пунктах 4.4.1, 4.4.2. Описания объекта закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что в действующей экспозиции в музее "Дом авиаторов" уже функционирует инсталляция "Картотека", которая представляет собой три экрана на стене и размещенные рядом с экранами физические таблички с фамилией, именем и отчеством летчиков (далее - ФИО).
Представитель Заказчика также указал, что механика работы инсталляции - посетитель касается таблички с ФИО летчика, размещенной рядом с экраном, на экране открывается карточка летчика. Сами экраны при этом не являются интерактивным, т.е. пользователь не взаимодействует с экраном касанием.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии также указал, что в уличной экспозиции музея планируется размещение мультимедийного оборудования (уличных интерактивных информационных киосков с сенсорными экранами), в том числе в которые необходимо будет загрузить материалы из инсталляции "Картотека", но при этом предусмотреть возможность посетителям уличной экспозиции выбирать информацию о летчиках из картотеки с помощью касаний экрана информационного киоска, соответственно на экране необходимо разместить меню выбора с возможностью путем касания экрана оборудования иметь возможность выбора конкретной персоны и возможность возврата в первоначальное состояние меню).
Комиссией установлено, что пунктом 4.4.1 Описания объекта закупки установлено следующее:
"ИСС (Информационно-справочная система) для уличного киоска должна быть создана на основе существующего, не интерактивного приложения "Картотека", в которое необходимо внести изменения и доработки, а именно: реализовать интерактив в приложении через касание элементов экрана, внести изменения в интерфейс главного экрана приложения, разработать интерфейс дополнительного экрана с картотекой и выбором персоналии из списка, реализовать интерактив на карточке персоналии, убрать автоматический скролл страницы".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии также указал, что на основании вышеизложенного новое приложение (ПО) может быть разработано (создано) "с нуля", но с использованием уже имеющееся приложение и добавить к нему новый функционал, который подробно описан в указанном пункте и выполнить остальные требования при разработке ПО. Контентное наполнение всех инсталляций, имеющихся в экспозиции музея "Дом авиаторов", подлежит (есть возможность) редактированию (изменению, дополнению) с помощью системы администрирования.
Представитель Заказчика также указал, что для исправления текста или замены изображения в отдельной программе отсутствует необходимость подключения к конкретному оборудованию. Обновление производится непосредственно с компьютера администратора, на котором установлена специальная программа, взаимодействующая с соответствующей инсталляцией. Мультимедийное оборудование уличной экспозиции будет установлено на открытой площадке территории музейного комплекса.
Представитель Заказчика уточнил, что при создании уличной экспозиции особенно важно обеспечить возможность удаленного управления мультимедийным оборудованием и контентом, загруженном на инсталляцию. Поскольку в экспозиции музея функционирует система управления инсталляциями, и система администрирования контента, в Описании объекта закупки подробно описаны требования, которые должны быть выполнены для того чтобы новые ПО осуществляли возможность интеграции с функционирующими системами:
"4. ИСС должна иметь локальное хранилище данных. Все данные должны храниться в редактируемом формате на каждом устройстве с ИСС отдельно и не зависеть от изменений, внесенных на других устройствах с данной ИСС.
5.Данные должны храниться в файлах *.xml, *.json или аналогичных, структура которых должна быть разработана Исполнителем и соответствовать данному требованию к услугам.
6. Дальнейшее добавление и редактирование контента должно производиться в строгом соответствии с реализованной Исполнителем структурой данных.
7. Обновление контента должно производиться через административную панель. Изменения, внесенные в файлы, должны вступать в силу после перезапуска программного обеспечения.
8. Необходимо обязательное ведение автоматического журнала работы ИСС в электронном формате для фиксирования возникающих нештатных ситуаций.
9. ИСС должна быть разработана в среде программирования VVVV.
10. ИСС должна быть наполнена информацией по персоналиям летчиков, содержать их фотографии, биографии, информацию о наградах.
11.Дизайн ИСС должен быть выполнен с соблюдением правил и стилистики графического контента музея "Дом авиаторов"".
При выполнении указанных в Описании объекта закупки требований, перечисленных выше, новые приложения должны соответствовать существующей художественной (идейно-тематической) стилистике и иметь возможность управления через систему администрирования. Непосредственно в систему администрирования изменения не вносятся, необходимо обеспечить возможность подключения ее к новым ПО.
Согласно Описанию объекта закупки Система управления представляет собой устройство "планшет 1Рас1", на котором установлен ряд программ для управления экспозицией в музее: управление освещением, управление звуком в залах и управление инсталляциями в музее (в том числе: возможность их включать, выключать, перезагружать).
Представитель Заказчика уточнил, что с целю возможности осуществления сотрудниками музея управления новыми инсталляциями уличной экспозиции, необходимо добавить в систему управления на устройстве "планшет 1Рас1" данную возможность. При этом исходный код ПО но управлению экспозицией не требуется. Любой Исполнитель может создать собственное ПО по управлению мультимедийным оборудованием уличной экспозиции и загрузить на устройстве "планшет 1Рас1" в музее. Исходный код самой системы устройства "планшет 1Рас1" и операционной системы 108 для выполнения указанных услуг (работ) не требуется (не предоставляется).
Представитель Заказчика пояснил, учитывая вышеизложенное, для того чтобы оказать услуги (выполнить работы) в рамках данной закупки потенциальному исполнителю не требуются исходные коды программ и приложений. Наполнение имеющихся программ можно скопировать с помощью системы управления, либо переписать (перерисовать) непосредственно с оборудования экспозиции в музее "Дом авиаторов". Интеграция в систему администрирования происходит автоматически, если выполнены все требования из Описания объекта закупки, а добавление нового приложения на устройство "планшет 1Рас1" в музее, производится путем создания программы для конкретного устройства "планшет 1Рас1", имеющегося в музее "Дом авиаторов".
Комиссией установлено, что согласно п. 4.3.1.2. Описания объекта закупки:
"Мультимедийное оборудование должно быть новым оборудованием (оборудованием, которое не было в употреблении, в ремонте, в том числе, которое не было восстановлено, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Качество оборудования должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья людей, а также экологическую безопасность. Подтверждением качества поставляемого оборудования со стороны Исполнителя являются документы установленного образца, заверенные надлежащим образом, (сертификаты качества на товары)".
Представитель Заказчика указал, что "сертификаты качества на товары" являются одним из видов документов установленного образца, заверенных надлежащим образом, подтверждающих качество поставляемого оборудования.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель материалов и сведений в обоснование доводов в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Тач +" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 22 июля 2021 г. N 047/06/54.3-1620/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021