Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А. Кочетова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольская городская клиническая больница N7" (далее - Заказчик) - Куртваап Л.Э., Голубева Ю.Н. (по доверенности),
- ИП Ключко Игорь Викторович (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка перевязочного материала" (извещение N0375200002021000210) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как следует из жалобы Заявителя:
"Заказчик указывает в описании "Бинт марлевый медицинский нестерильный из хлопчатобумажной марли прямоугольной или овальной формы - Соответствие", однако в следующей строке установлено следующее требование "Форма бинта - прямоугольная или овальная".
В первом случае участник декларирует , что бинт может быть обеих форм, в то время как далее по описанию позиции, участник должен выбрать что-то одно.
Указанные характеристики влекут за собой введение в заблуждение потенциальных участников закупки, а также невозможность корректно заполнить первую часть заявки.
Согласно описанию по данной позиции требуется "ГОСТ 1172-93. Бинты марлевые медицинские - Соответствие"
Если внимательно изучить требования, установленные данным ГОСТом, то опять же возникают вопросы касаемо введения в заблуждение потенциальных участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Заказчик расширяет границы ГОСТа, ничем не обосновывая данные действия. Более того, техническим заданием установлено, что рулоны должны быть НЕСТЕРИЛЬНЫЕ, однако, в техническом задании заказчик приводит характеристики исключительно для СТЕРИЛЬНЫХ рулонов, тем самым намеренно вводя участников в заблуждение.
Требование к Белизне не менее 70% противоречит п. 1.2.3 ГОСТ 1172-93 "БИНТЫ МАРЛЕВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ", т.к. показатель "не менее 70%" соответствует стерильным бинтам, в то время как для нестерильных бинтов данный показатель составляет "не менее 80%".
Требование к толщине бинта, установленное заказчиком, также противоречит ГОСТ 1172-93, т.к. при требуемых размерах рулона, толщина бинта для прямоугольной формы должна составлять не более 20 мм, а для овальной - не более 35 мм, но никак ни "не более 40 мм" как установлено в техническом задании.
Также просим обратить внимание на требования к капиллярности и разрывной нагрузке.
Во-первых, капиллярность нестерильных марлевых рулонов должна составлять не менее 7,0 см (п. 1.1.6 ГОСТ 1172-93) , а ни "не менее 6,5 см" как указано в техническом задании.
Во-вторых, капиллярность - это показатель, который не может иметь конкретного значения.
Что касается разрывной нагрузки, то по данной характеристике также имеются противоречия с государственным стандартом.
Во-первых, в соответствии с п. 1.1.5 ГОСТа 1172-93, разрывная нагрузка нестерильных бинтов должна быть не менее 9 кгс, а ни "не менее 8 кгс" как указано в техническом задании.
Во-вторых, значение вышеописанного показателя в стандартах выражено в виде неконкретных значений, тогда как в техническом задании заказчиком установлена обязанность указать конкретный показатель оспариваемой позиции, что противоречит положениям ГОСТ. Кроме того при указанных выше обстоятельствах участнику, не имеющему в наличии товара, данные значения не могут быть известны, что противоречит положениям Письма ФАС РФ от 01.07.2016 N ИА/44536/16 и требованиям п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе".
Пунктом 2 раздела IV. "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)" документации о Закупке по позициям N1-N2 установлены следующие характеристики:
N п/п |
КТРУ |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Ед. изм. |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
Обоснование параметров |
1 |
21.20.24.131-00000022 |
Рулон марлевый тканый, нестерильный |
Длина |
м |
7 |
В соответствии с КТРУ |
|
|
|
Ширина |
см |
14 |
В соответствии с КТРУ |
|
|
|
Способ укладки |
|
Бинты |
В соответствии с КТРУ |
|
|
|
Бинт марлевый медицинский нестерильный из хлопчатобумажной марли прямоугольной или овальной формы |
|
Соответствие |
Общее описание закупаемой продукции |
|
|
|
Форма бинта |
|
прямоугольная или овальная |
В соответствии с ГОСТ 1172-93 |
|
|
|
Белизна |
% |
не менее 70 |
В соответствии с ГОСТ 1172-93 |
|
|
|
Капиллярность |
см |
не менее 6,5 |
В соответствии с ГОСТ 1172-93 |
|
|
|
Разрывная нагрузка полоски бинта размером 50х200 мм |
кгс |
не менее 8 |
В соответствии с ГОСТ 1172-93 |
|
|
|
Толщина бинта |
мм |
не более 40 |
В соответствии с ГОСТ 1172-93 |
|
|
|
ГОСТ 1172-93. Бинты марлевые медицинские |
|
Соответствие |
Для подтверждении соответствия бинта качественным характеристикам |
|
|
|
Поверхностная плотность марли должна соответстовать ГОСТ 9412-93 Марля медицинская. Общие технические условия |
г/м |
не менее 36 |
В соответствии с ГОСТ 9412-93 |
|
|
|
Срок годности на момент поставки |
месяц |
более 12 |
Характеризуется потребностью заказчика |
2 |
21.20.24.131-00000028 |
Рулон марлевый тканый, нестерильный |
Длина |
м |
5 |
В соответствии с КТРУ |
|
|
|
Ширина |
см |
10 |
В соответствии с КТРУ |
|
|
|
Способ укладки |
|
Бинты |
В соответствии с КТРУ |
|
|
|
Бинт марлевый медицинский нестерильный из хлопчатобумажной марли прямоугольной или овальной формы |
|
Соответствие |
Общее описание закупаемой продукции |
|
|
|
Форма бинта |
|
прямоугольная или овальная |
В соответствии с ГОСТ 1172-93 |
|
|
|
Белизна |
% |
не менее 70 |
В соответствии с ГОСТ 1172-93 |
|
|
|
Капиллярность |
см |
не менее 6,5 |
В соответствии с ГОСТ 1172-93 |
|
|
|
Разрывная нагрузка полоски бинта размером 50х200 мм |
кгс |
не менее 8 |
В соответствии с ГОСТ 1172-93 |
|
|
|
Толщина бинта |
мм |
не более 40 |
В соответствии с ГОСТ 1172-93 |
|
|
|
ГОСТ 1172-93. Бинты марлевые медицинские |
|
Соответствие |
Для подтверждении соответствия бинта качественным характеристикам |
|
|
|
Поверхностная плотность марли должна соответстовать ГОСТ 9412-93 Марля медицинская. Общие технические условия |
г/м |
не менее 36 |
В соответствии с ГОСТ 9412-93 |
|
|
|
Срок годности на момент поставки |
месяц |
более 12 |
Характеризуется потребностью заказчика |
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что по позиции N1 "Рулон марлевый тканый, нестерильный" по параметру "Бинт марлевый медицинский нестерильный из хлопчатобумажной марли прямоугольной или овальной формы" установлена характеристика "соответствие", что подразумевает, что бинт может быть как овальной, так и прямоугольной формы. Вместе с тем, далее Заказчиком по параметру "Форма бинта" установлена характеристика "прямоугольная или овальная", что, согласно инструкции предполагает выбор одного из значений. Таким образом, Заказчик изначально указывает, что бинт может быть как прямоугольной, так и овальной формы, однако далее описание объекта Закупки предполагает выбор одной из форм бинта, что не позволяет участника Закупки однозначно судить о потребности Заказчика.
Таким образом, Комиссией Крымского УФАС России установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Также, Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в техническом задании документации о Закупке установлены предельные максимальные и минимальные значения, не соответствующие предельным значениям ГОСТов, соответствие которым установлено Заказчиком в техническом задании.
Так, например, по позиции N1 "Рулон марлевый тканый, нестерильный" по характеристике "Белизна" Заказчиком установлено требование о соответствии требованиям ГОСТа 1172-93, и указано значение "не менее 70 %".
Вместе с тем, пунктом 1.2.3. ГОСТа 1172-93 "БИНТЫ МАРЛЕВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ. Технические условия" указано, что белизна нестерильных бинтов должна быть не менее 80%.
Таким образом, Заказчик в техническом задании документации о Закупке установил минимальное значение не в соответствии с требованиями ГОСТа, что позволяет участникам Закупки указать значение, например, 70% или 75%, которое будет соответствовать требованиям документации о Закупке, но не будет соответствовать требованиям ГОСТа 1172-93.
К примеру, по характеристике "Капиллярность", Заказчиком также установлено требование о соответствии требованиям ГОСТа 1172-93, и указано значение "не менее 6,5", при этом пунктом 1.1.6 ГОСТа 1172-93 установлено, что капиллярность готовых бинтов должна быть, см, не менее: для нестерильных - 7,0.
Установление Заказчиком данного минимального значения по характеристике также позволяет указать участникам Закупки минимальное значение в соответствии с документацией о Закупке, но не соответствующее требованиям ГОСТа, который устанавливает минимальное значение 7,0.
Аналогичная ситуация по таким характеристикам, как, например, "Толщина бинта", "Разрывная нагрузка полоски бинта размером 50х200 мм" и т.д.
В этой связи, Комиссией Крымского УФАС России установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Также согласно жалобе Заявителя:
"Касаемо срока годности на момент поставки, в техническом задании в таблице "Требования Заказчика к характеристикам товара, требующим предоставление КОНКРЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ" установлено "Срок годности на момент поставки более 12 месяцев".
Во-первых, касаемо срока годности на момент поставки - в силу того, что поставка товара осуществляется по заявкам, участник на момент подачи заявки не может предоставить данный показатель в виде конкретного значения. Таким образом, данное требование нарушает Закон о контрактной системе.
Во-вторых, даже если учесть, что слова "более" нет в инструкции, не ясно, будет ли заказчик отклонять участников за указание в первой части заявки "более 12 месяцев" - если учесть, что таблица называется - предоставление конкретных показателей.
В данном случае считаем, что заказчику правильнее было бы написать "Срок годности на момент поставки более 12 месяцев - Соответствие".
По позициям N1-N2 "Рулон марлевый тканый, нестерильный" технического задания документации о Закупке также установлена характеристика "Срок годности на момент поставки", где указано значение "более 12".
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявок не содержит информации относительно того, каким образом необходимо заполнять заявку при употреблении слова "более". Таким образом, в данном случае участникам Закупки следует указать значение более указанного, без сопровождения слова "более", либо Заказчику требуется оставить значение "более 12" в неизменном виде, и потребности Заказчика будет удовлетворять данное значение.
Согласно пояснениям Заказчика, участникам Закупки следовало руководствоваться пунктом 3 инструкции, а именно данные характеристики признаются показателями, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, например, в первой части заявки ИП Клименко К.А., допущенного к участию в Закупке по первым частям, по характеристике "Срок годности на момент поставки" указано значение "13".
Из чего следует, что описание объекта Закупки подобным образом позволяет неоднозначно судить относительно того, каким образом участникам Закупки необходимо заполнять данную характеристику, и какое значение будет соответствовать потребности Заказчика.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.А. Кочетова
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 июля 2021 г. N 082/06/106-1298/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2021