Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р. Хасанов,
членов Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Белогорская центральная районная больница" (далее - Заказчик) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
- ООО "ЛАНТА" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка канцтоваров 1" (извещение N0375200050221000063) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию::
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
При этом пунктом 6 Правил использования КТРУ определено, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил, а случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно документации о закупке, Заказчиком по позициям N1-N3 технического задания документации о Закупке установлены коды позиций КТРУ.
Так, например, по позициям N1 "Тетрадь 24л" и N2 "Тетрадь 18л" установлен код КТРУ: 17.23.13.196-00000001 "Тетрадь различного назначения". Вместе с тем, по данным позициям Заказчиком указаны не все характеристики, указанные в КТРУ и обязательные к применению (например, не указана обязательная характеристика: Вид тетради - Общая).
Аналогичная ситуация, например, по позиции N3 "Скоросшиватель картонный" (КТРУ: 17.23.13.193-00000007 "Папка картонная"), где также не указана характеристика КТРУ обязательная к применению: Тип: Папка-скоросшиватель.
Таким образом, в ходе заседания Комиссии установлено, что в описании объекта Заказчиком по позициям N1-N3 указаны не все характеристики, обязательные к применению согласно КТРУ.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют пункту 4 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства N 145, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии также установлено, что в описании объекта закупки по позициям N1-N3 Заказчиком указаны отличные от КТРУ характеристики требуемых к поставке товаров, а также содержится обоснование необходимости установления дополнительных требований к товарам, не предусмотренных КТРУ.
При этом, в качестве обоснования необходимости использования указанных характеристик Заказчик установил следующее:
"СОГЛАСНО П, П, 5 И 6 ПРАВИЛ ЗАКАЗЧИКИ ВПРАВЕ УКАЗЫВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННУЮ КТРУ, ПРИ НАЛИЧИИ ОБОСНОВАНИЯ,
Заказчиком принято решение о включении дополнительных характеристик товара отличных от характеристик, размещенных в КТРУ в связи с минимизированием рисков предоставления некачественного товара, несоответствующего потребностям Заказчика товара по его прямому назначению,
Описание объекта закупки, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правилам использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08,02,2017 г, N 145, Заказчик формирует техническое задание в соответствии с собственными потребностями, учитывая требования действующего законодательства, Заказчиком определена позиция и характеристика по которой риск получения некачественного товара минимизирован, Требуемый к поставке товар необходим Заказчикам для качественного, своевременного и безопасного сопровождения основной деятельности учреждения,
В соответствии с п, 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления Правительства РФ N 145 от 08 февраля 2017 г, заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупок, приглашении и документации о закупке иную и (или) дополнительную информацию, а также дополнительные и (или) иные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, При отсутствии в каталоге требуемых позиций заказчик осуществляет описание товара в соответствии с требованиями ст,33 Закона, что прямо предусмотрено Правилами использования КТРУ,
В соответствии с частью 1 статьи 33 федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон N 44-ФЗ) при составлении описания объекта закупки используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии,
Закон N 44-ФЗ не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, В обзоре судебной практики применения Закона о контрактной системе, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года, отмечается, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться, как ограничение круга потенциальных участников закупки".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное обоснование не в полной мере раскрывает потребность Заказчика в установлении дополнительных характеристик.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации о Закупке также установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок.
Так, например, по позиции N8 "Регистратор тип 1" по характеристике "Цвет должен быть градиент для рекламной документации яркой презентации" указано значение "Розово;голубой градиент".
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявок не содержит информации относительно того, каким образом необходимо заполнять заявку при употреблении знака ";". В данном случае участникам Закупки следует указать одно из значений, перечисленных через данный знак, либо Заказчику требуется оставить значение "Розово;голубой градиент" в неизменном виде, и потребности Заказчика будет удовлетворять данное значение.
Из чего следует, что описание объекта Закупки подобным образом не позволяет однозначно судить относительно того, каким образом участникам Закупки необходимо заполнять данную характеристику, и какое значение будет соответствовать потребности Заказчика.
По позиции N9 "Регистратор тип 2" Заказчиком по характеристике "Арочный механизм папки открывается на 180 градусов" указано значение "Должно быть нет".
При этом, в инструкции отсутствуют сведения относительно того, каким образом необходимо заполнять заявку при употреблении "должно быть". Вместе с тем, из данного описания не следует, какое значение будет удовлетворять потребности Заказчика, не указано необходимо ли значение менее 180 или более 180 градусов. В данном случае потребности Заказчика будет удовлетворять любое значение, кроме 180.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.07.2021 N0375200050221000063-1, на участие в Закупке подано 5 заявок, которые были допущены к участию в Закупке, в том числе и заявка Заявителя. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 35,5%.
На основании изложенного, Комиссией не было установлено, что допущенное Заказчиком нарушение повлияло на результаты определения победителя, в связи с чем, Комиссией было принято решение предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 29 июля 2021 г. N 082/06/106-1296/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2021