Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Автолайн" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2022 - 2028 годах (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0172200002521000215) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок применения штрафных санкций;
2. В проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены типовые условия контракта, а именно установлен критерий контроля за соблюдением требований контракта, не предусмотренный Приказом Минтранса Российской Федерации от 29.12.2018 N 482 "Об утверждении типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, и информационных карт типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам" (далее - Приказ Минтранса России N 482);
3. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта;
4. У Заказчика отсутствует право на размещение Аукциона;
5. Закон субъекта Российской Федерации не соответствует положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 26.07.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 28.07.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 07.07.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 19 694 334 704,43 рубля;
4) источник финансирования - финансирование за счет бюджетных средств, КБК - 82804080540060860244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 28.07.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок применения штрафных санкций, поскольку примечанием к Приложению N 1 Приложения N 11 проекта контракта документации об Аукционе предусмотрено применение штрафных санкций за каждый факт ненадлежащего исполнения контракта, что не соответствует Приложению N 11 типового контракта, утвержденного Приказом Минтранса России N 482.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Согласно пункту 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приложением N 11 к типовому контракту, утвержденному Приказом Минтранса России N 482 предусмотрено, что в случае если в рамках установленного объема работ (километров пробега, часов работы транспортных средств, количества перевезенных пассажиров) подрядчик совершил отступлений от требований контракта больше максимального количества, предусмотренного Приложением N 1 к Приложению N 11, подрядчик уплачивает штраф в сумме, указанной в пункте 10.7 типового контракта утвержденного Приказом Минтранса России N 482.
На заседании Комиссии установлено, что примечание в Приложении N 1 к Приложению N 11 к проекту контракта документации об Аукционе содержит условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с Постановлением N 1042.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены типовые условия контракта, а именно установлен критерий контроля за соблюдением требований контракта не предусмотренный Приказом Минтранса России N 482.
В соответствии с пунктом 15 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Правила постановления Правительства N 606) типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Приложением N 10 к Приказу Минтранса России N 482 установлено, что подрядчик уплачивает штраф в случае, если в рамках установленного объема работ (километров пробега, часов работы транспортных средств, количества перевезенных пассажиров) подрядчик совершил отступлений от требований контракта больше максимального количества, предусмотренного проектом контракта.
Вместе с тем Приложением N 1 к Приложению N 11 к проекту контракта документации об Аукционе, например, пунктами 1, 5, 6, установлено, что максимальное количество допустимых отступлений от требований к качеству осуществления перевозок на n километров пробега транспортных средств не более 1 раз в календарный месяц (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Таким образом, количество допустимых отступлений от требований к качеству осуществления перевозок установлены не в рамках объема работы (километров пробега, часов работы транспортных средств, количества перевезенных пассажиров), а в рамках календарного месяца, что не соответствует положениям Приказа Минтранса России N 482.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в проекте контракта документации об Аукционе вышеуказанное положение, нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 17.1 документации об Аукционе участник закупки, с которым заключается контракт, обязан представить обеспечение исполнения контракта в сроки и порядке, установленные в документации об Аукционе в размере 1 969 433 470,44 рублей, что составляет 10 % начальной (максимальной) цены контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что размер обеспечения исполнения контракта установлен в пределах, установленных Законом о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что на участие в закупке подано 4 заявки от участников закупки, которые выразили согласие на условия, указанные в документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших вышеуказанное положение документации об Аукционе, не противоречат части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя у Заказчика отсутствует право на размещение Аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 26 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) путем наделения уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 26 Закона о контрактной системе Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга принято распоряжение от 19.02.2020 N 28-р "Об осуществлении полномочий Заказчика по осуществлению закупок работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам" в соответствии с которым подведомственный Комитету по транспорту Санкт-Петербурга Заказчик осуществляет полномочия заказчика по планированию и осуществлению закупок работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам самостоятельно.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили и представили сведения, согласно которым в бюджетной смете Заказчика предусмотрены бюджетные ассигнования на осуществление закупки, связанной с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Таким образом, Комиссия приходи к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2016 N 445-85 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Санкт-Петербурге и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 445-85) не соответствует положениям Закона об организации регулярных перевозок.
Вместе с тем довод Заявителя в отношении несоответствия положений Закона N 445-85 положениям Закона об организации регулярных перевозок не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии, поскольку Комиссия не уполномочена на проведение проверки соответствия законодательства субъекта Российской Федерации федеральному законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Автолайн" обоснованной в части установления критерия контроля за соблюдением требований контракта, не предусмотренного Приказом Минтранса России N 482.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 15 Правил постановления Правительства N 606.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 28.07.2021 по делу N 17/06/105-765/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 июля 2021 г. N 17/06/105-765/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2021