Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "Турэксперт" (далее - Заявитель) на действия Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов руководителей международных организаций, делегаций иностранных государств в рамках реализации основного мероприятия "Развитие интеграции Российской Федерации в международную экономическую систему, обеспечение участия в международных экономических организациях, форумах и соглашениях" Государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100008621000025) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателям "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" (далее - Показатель N 1) "Опыт участника открытого конкурса в электронной форме по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);
2) Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено оказание услуг по организации 4 мероприятий, функционально не связанных между собой.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.06.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 33 695 200 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 13901132710499999244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 04.08.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2 Критерия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
1.1. Согласно Конкурсной документации в рамках Показателя N 1 Критерия оцениваются сведения о наличии штатных или привлекаемых на договорной основе дипломированных специалистов, имеющих высшее образование по направлению подготовки/специальности "Экономика" или "Менеджмент", имеющих сертификат по программе обучения в области ивент-менеджмента.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что требование порядка оценки заявок по Показателю N 1 Критерия о предоставлении сведений в отношении специалистов, имеющих высшее образование исключительно по направлению подготовки/специальности "Экономика" или "Менеджмент" неправомерно, поскольку ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанное требование установлено в Конкурсной документации в соответствии с потребностью Заказчика и позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2. Согласно Конкурсной документации в рамках Показателя N 2 Критерия оцениваются сведения об опыте участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема за период с 01.01.2015 до даты размещения извещения о проведении Конкурса.
Оказанной услугой сопоставимого характера и объема считается:
- исполненный участником открытого конкурса в электронной форме государственный контракт (набор работ/услуг, выполненных/оказанных в рамках одного государственного контракта) по организации мероприятия, заказчиком которого является орган федеральной или региональной власти, выполненный за счет средств федерального или регионального бюджета;
- исполненный участником открытого конкурса в электронной форме набор работ/услуг по организации мероприятия, заказчиком которого является орган федеральной или региональной власти, выполненных/оказанных в рамках соглашения на предоставление субсидии из федерального или регионального бюджета;
- исполненный участником открытого конкурса в электронной форме договор, (набор работ/услуг, выполненных/оказанных в рамках одного договора), по организации мероприятия, заказчиком которого является орган федеральной или региональной власти, выполненный за счет средств федерального или регионального бюджета, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 08.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с ценой государственного контракта/соглашения на предоставление субсидии/договора не менее 80 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к минимальной стоимости предоставляемых к оценке контрактов (соглашений, договоров), поскольку указанное требование ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требование к минимальной стоимости исполненного контракта (договора, соглашения) в Конкурсной документации установлено в соответствии с потребностью Заказчика, в целях определения сопоставимости объема оказанных участником закупки услуг и позволяют определить лучшие условия исполнения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что требование к минимальной стоимости предоставляемых к оценке контрактов (договоров, соглашений) не противоречит Правилам.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении контрактов (договоров, соглашений), заказчиками которых является орган федеральной или региональной власти.
Изучив порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия, Комиссия приходит к выводу, что установление требования о предоставлении контрактов (договоров, соглашений) заказчиками которых является орган федеральной или региональной власти является ненадлежащим.
Так, исходя из порядка оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия не представляется возможным определить какой предмет оказываемых услуг является сопоставимым с объектом закупки, в связи с чем указанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено оказание услуг по организации 4 мероприятий, функционально не связанных между собой.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям ЕИС, Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг, связанных с обеспечением визитов руководителей международных организаций, делегаций иностранных государств в рамках реализации основного мероприятия "Развитие интеграции Российской Федерации в международную экономическую систему, обеспечение участия в международных экономических организациях, форумах и соглашениях".
В соответствии с техническим заданием Конкурсной документации в рамках исполнения контракта необходимо оказать услуги по организации девятой российско-киргизской межрегиональной конференции, восьмого российско-армянского межрегионального форума, десятого российско-абхазского делового форума, восьмой конференции по межрегиональному сотрудничеству России и Таджикистана.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что лот сформирован в соответствии с потребностью Заказчика. Кроме того, в ходе оказания услуг требуется комплексный подход в отношении стилистики оформления мест проведения мероприятий, форумов и конференций, а также используемой инфраструктуры, раздаточного материала.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Турэксперт" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 28.07.2021 N 17/06/105-791/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 июля 2021 г. N 17/06/105-791/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2021