Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО ТАПМ "Саратовархпроект" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" (далее - Уполномоченный орган), АО "АГЗ РТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях технического перевооружения (замены) гидро-силового оборудования объекта капитального строительства "Техническое перевооружение (замена) гидро-силового оборудования головной насосной станции N 2 Городищенской оросительной системы, Городищенский район, Волгоградская область" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0329100012621000008) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, не исполнившей предписание от 13.07.2021 по делу N 17/06/105-661/2021 (далее - Предписание).
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документации, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 11.05.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 94 500 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 082040525ФВ194009414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.06.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 11 заявок от участников закупки;
7) к участию в Конкурсе допущено 11 заявок от участников закупки;
8) дата подачи окончательных предложений о цене контракта - 29.06.2021;
9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе 8 заявок признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
10) победителем Конкурса признано ООО "Центр-Проект" с предложением о цене контракта 80 325 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссией, не исполнившей Предписание.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 54.7 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень оснований для признания заявки на участие в закупке, не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией.
При этом частью 11 статьи 55.16 ГрК РФ установлен минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и предельный размер обязательств по таким договорам. Таким образом, цена заключаемого договора не может превышать размер, установленный данной нормой с учетом уровня ответственности члена саморегулируемой организации (далее - СРО).
Решением комиссии ФАС России от 13.07.2021 по делу N 17/06/105-661/2021 (далее - Решение) в действиях Конкурсной комиссии выявлены следующие нарушения:
- части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном принятии решения о несоответствии заявки Заявителя, а также участников закупки с идентификационными номерами заявок "13833", "13470" требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, поскольку сумма цен контрактов (договоров), находящихся на исполнении у участников закупки превышает уровень ответственности члена саморегулируемой организации по договорам подряда, которые могут выполнять участники закупки;
- части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, выразившееся в формировании ненадлежащим образом протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 02.07.2021 N ППИ1
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдано Предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 01.07.2021 N ПРОII1, протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 02.07.2021 N ППИ1 (далее - Протоколы), а также пересмотра вторых частей заявок участников Конкурса в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом Решения. Срок исполнения предписания - до 27.07.2021.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 26.07.2021 N ПРОII2 (далее - Протокол вторых частей) заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации, а именно размер обязательств по договорам на исполнении, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств превышающий предельный уровень ответственности члена СРО.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, поскольку сумма цен контрактов (договоров), находящихся на исполнении у Заявителя превышает уровень ответственности члена саморегулируемой организации по договорам подряда, которые может выполнять Заявитель. По аналогичному основанию принято решение по участникам закупки с идентификационными номерами заявок "13476", "13730".
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в закупке представлена выписка из реестра членов СРО, согласно которой Заявитель имеет второй уровень ответственности по обязательствам по договору подряда на подготовку проектной документации, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - до 50 000 000 рублей. При этом Заявителем сформировано окончательное предложение о цене контракта в размере 47 898 000 рублей.
Вместе с тем исходя из совокупности положений части 4, 5 ,7, 8 статьи 55.8 ГрК РФ контроль за соответствием уровня ответственности члена СРО осуществляет саморегулируемая организация, а член СРО, в свою очередь имеет возможность увеличить размер внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Кроме того, согласно Протоколу вторых частей участники закупки с идентификационными номерами заявок "13476", "13730" признаны не соответствующими требованиям Конкурсной документации по аналогичным основаниям.
При этом на заседании Комиссии установлено, что участником закупки с идентификационным номером заявки "13476" в составе заявки на участие в закупке представлена выписка из реестра членов СРО, имеющая второй уровень ответственности по договору подряда на подготовку проектной документации и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - до 50 000 000 рублей. При этом участником закупки с идентификационным номером заявки "13476" сформировано окончательное предложение о цене контракта в размере 26 000 000 рублей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии ненадлежащим образом исполнившей Предписание в части признания заявки Заявителя и участника закупки с идентификационным номером заявки "13476" не соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. На заседании Комиссии установлено, что участником закупки с идентификационным номером заявки "13730" в составе заявки на участие в Конкурсе представлена выписка из реестра членов СРО, имеющая третий уровень ответственности по договору подряда на подготовку проектной документации и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - до 300 000 000 рублей. При этом участником закупки с идентификационным номером заявки "13730" сформировано окончательное предложение о цене контракта в размере 27 500 000 рублей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, признавшей заявку участника закупки с идентификационным номером "13730" не соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частями 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок) части 1 и части 1.1
(при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме должен содержать информацию о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 26.07.2021 N ППИ2 заявка участника закупки с идентификационным номером "13044" (ООО "Центр-Проект) (далее - Победитель) признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлена выписка из реестра членов СРО от 22.06.2021 N 199, согласно которой Победитель имеет второй уровень ответственности по одному договору подряда на подготовку проектной документации, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда - до 50 000 000 рублей. При этом Победителем сформировано окончательное предложение о цене контракта в размере 80 325 000 рублей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, не отстранившей от участия в Конкурсе Победителя на этапе подведения итогов Конкурса, нарушают часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТАПМ "Саратовархпроект" обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения части 9 статьи 31, части 4 статьи 54.7, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 04.08.2021 по делу N 17/06/105-847/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 августа 2021 г. N 17/06/105-847/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2021