Резолютивная часть решения оглашена 03.08.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 04.08.2021.
На основании ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_"
рассматривается обращение, направленное областным казенным учреждением "Добровский районный центр занятости населения" (далее также -заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.04.2021 N 2/21-СЭА на оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающих к ним территорий (реестровый номер контракта 2480500284021000004), заключенного с ООО "Алгоритм" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346200003821000024, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "Алгоритм" условий контракта.
На основании п. 13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 30.07.2021 N448 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена без участия представителей сторон.
От ООО "Алгоритм" 03.08.2021 поступило письменное мнение в отношении принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также документы и сведения в обоснование его позиции.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 28.07.2021, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Алгоритм" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 28.04.2021 N 2/21-СЭА на оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающих к ним территорий (реестровый номер контракта 2480500284021000004), заключенного с ООО "Алгоритм" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346200003821000024 (далее по тексту также - исполнитель).
28.04.2021 между заказчиком и исполнителем заключен N 2/21-СЭА на оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающих к ним территорий (реестровый номер контракта 2480500284021000004) (далее -контракт).
В силу п. 1.1 контракта, Исполнитель обязуется оказать услуги по уборке внутренних помещений и прилегающих к ним территорий (далее - услуги) в соответствии с Заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к Контракту) и условиями настоящего Контракта, а Госзаказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в соответствии с настоящим Контрактом.
Согласно техническому заданию (приложение N1 к контракту) услуги оказываются исполнителем с момента заключения контракта по 31.12.2021. Периодичность - ежедневно - пять раз в неделю, исключая выходные и праздничные дни. Время (график) оказания услуг: в рабочие часы Заказчика: пн.-чт.: с 8:24 до 16:30; Пт.: с 8:24 до 16:00.
При этом установлен перечень услуг по уборке помещений.
Заказчиком представлены копии претензий от 30.04.2021, 14.05.2021, 01.06.2021 в адрес исполнителя, в которых зафиксировано, что исполнитель к оказанию услуг не приступил.
Данные претензии направлены заказными письмами с уведомлением.
07.06.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что исполнитель не приступил к оказанию услуг.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Разделом 4 контракта предусмотрено право заказчика на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 09.06.2021 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, направлено исполнителю на адрес электронной почты и место нахождения, указанные в контракте.
В данном случае датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, а именно - 10.07.2021.
Датой расторжения контракта является 21.07.2021.
Между тем, обществом в материалы проверки представлены копии писем от 29.04.2021 исх. N201/21, 05.05.2021 исх. N210/21, 12.05.2021 исх. N215/21, 17.05.2021 исх. N239/21, в которых общество уведомляет заказчика о том, что представителями заказчика создаются препятствия, не позволяющие обществу выполнить условия контракта.
Кроме того, обществом представлены копии актов N1 от 29.04.2021, N2 от 05.05.2021, N3 от 12.05.2021, N4 от 17.05.2021, из содержания которых следует, что комиссией в составе менеджера Меньшова С.П. и незаинтересованных третьих лиц по отдельности (Рыкова Л.Г., Кузнецова К.О., Сакаринена В.Д., Бондаревой Т.Н.) в указанные даты проводилась проверка оказания услуг по контракту. В ходе данной проверки этими лицами были установлены факты воспрепятствования сотрудниками заказчика в оказании услуг по уборке.
При этом, обществом были представлены скриншоты отправления указанных документов заказчику по электронной почте.
Из представленных заказчиком сведений следует, что вышеуказанные письма и акты, а равно иные документы и сведения от исполнителя на электронную почту заказчика не поступали.
Вместе с тем, Комиссия Липецкого УФАС России критически относится к представленным обществом в материалы проверки копиям вышеуказанных писем и актов, ввиду следующего.
Так, в материалы проверки обществом не представлено надлежащих и неоспоримых доказательств наличия обстоятельств, указанных в данных письмах. В частности, обществом не представлено документальных доказательств, подтверждающих факты воспрепятствования сотрудниками заказчика в оказании обществом услуг, изложенные в письмах.
В тоже время в данных актах не содержится сведений об уборщице, которой чинятся препятствия в уборке.
Техническим заданием к персоналу исполнителя предъявлены определенные требования. Так, персонал Исполнителя должен иметь чистую спецодежду (брючной костюм), обувь, а также карточку, идентифицирующую сотрудника (бейдж) с указанием его Ф.И.О., а также фотографией. Исполнитель назначает лицо (менеджера), ответственное за координацию и деятельность рабочего персонала в процессе исполнения обязанностей по оказанию услуг. Исполнитель предоставляет заказчику в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта списки рабочего персонала, привлекаемого для оказания клининговых услуг. К представленным спискам исполнителем прилагаются:
копии трудовых договоров;
сведения с паспортными данными (ксерокопии страниц паспортов со сведениями, содержащими: где, когда и кем выдан паспорт, данные о владельце паспорта и его месте регистрации).
Рабочий персонал исполнителя допускается на территорию объекта по документам, удостоверяющим личность на территории Российской Федерации в соответствии с представленным списком.
Также техническим заданием определено, что полный список используемых материалов должен быть предоставлен Заказчику Исполнителем, не позднее 3-х рабочих дней до начала оказания Услуг.
В силу п. 9.17 контракта, в целях Контракта датой получения Стороной претензий, уведомлений, решений и других юридически значимых сообщений в ходе заключения и исполнения Контракта, считается дата их непосредственного получения Стороной. Претензии, решения, уведомления и другие юридически значимые сообщения должны быть направлены заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручены Стороне под расписку, либо направлены по факсу, либо по адресу электронной почты с фиксацией их получения другой Стороной (Исполнитель 7(911)-757-15-14 факс, 6150078@bk.ru адрес электронной почты. Госзаказчик 8(47463) 21923 факс, zan@dobroe.lipetsk.ru адрес электронной почты.) Датой получения Стороной претензий, решений, уведомлений и других юридически значимых сообщений считается также дата отказа Стороны от их получения, зафиксированного либо представителем Стороны, их направившей (при вручении нарочным, при отправке по адресу электронной почты или факсу), либо представителем организации почтовой связи (при отправке по почте).
Установлено, что исполнитель не исполнил свои обязанности по предоставлению заказчику в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта списки рабочего персонала, привлекаемого для оказания клининговых услуг, а также по предоставлению полного списка используемых материалов не позднее 3-х рабочих дней до начала оказания Услуг.
В материалы проверки заказчиком представлены сведения, из которых следует, что на электронную почту заказчика от исполнителя не поступало каких-либо писем.
В материалы проверки исполнителем представлено принятое им 28.05.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что заказчиком чинились препятствия исполнителю, что сделало невозможным исполнение контракта.
В силу ч. 20 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе).
При проведении проверки установлено, что исполнитель направил свое решение заказчику почтовой связью 01.06.2021.
Вместе с тем, доказательств вручения заказчику данного решения не представлено.
Из представленных сведений следует, что решение заказчиком не получено.
Следовательно, решение исполнителя 28.05.2021 об одностороннем от исполнения контракта не вступило в законную силу.
Комиссия, оценив, представленные исполнителем документы, установила, что они в совокупности с представленными заказчиком в материалы проверки доказательствами не подтверждают факты оказания исполнителем услуг в установленном контрактом порядке или невозможности их оказания по вине заказчика.
По правилам статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях исполнителя не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.
Исполнителем не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения исполнителем условий контракта.
С учетом изложенного, на основании п. 13 Правил имеются законные основания для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При проведении внеплановой проверки на основании п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлены нарушения ч. 13 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
Как было установлено, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 09.06.2021 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, направлено исполнителю на адрес электронной почты и на адрес места нахождения, указанные в контракте.
В данном случае датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, а именно - 10.07.2021.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой расторжения контракта является 21.07.2021.
Вместе с тем, в представленных заказчиком документах содержатся сведения о дате расторжения контракта - 23.07.2021. Аналогичная информация размещена и в реестре контрактом.
Следовательно, дата расторжения контракта определена заказчиком неверно, без учета положений ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Однако, неверно определенная заказчиком дата расторжения контракта не влияет на результат закупки, а также не является основанием для отказа во включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, в силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Размещение сведений о дате расторжения контракта в реестре контрактов не относится к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) или размещения его в единой информационной системе.
Частью 9 ст. 104 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи.
Также, в силу п. 21 Правил, информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Федерального закона, автоматически исключается из реестра по истечении двух лет со дня, следующего за датой, в которую такая информация подлежала размещению в реестре в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил.
Исходя из даты расторжения контракта - 21.07.2021, сведения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) подлежали направлению в антимонопольный орган не позднее 26.07.2021.
С учетом того, что сведения в отношении исполнителя заказчик направил в антимонопольный орган 28.07.2021, то есть с нарушением установленного ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе срока, срок для исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) подлежит исчислению с учетом положений ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе, п. 21 Правил.
Установленное нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года следующие сведения об ООО "Алгоритм", а также его учредителе (генеральном директоре) в связи с односторонним отказом областного казенного учреждения "Добровский районный центр занятости населения" от исполнения контракта 28.04.2021 N 2/21-СЭА на оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающих к ним территорий (реестровый номер контракта 2480500284021000004):
- общество с ограниченной ответственностью "Алгоритм" (ИНН 6150099832, КПП 615001001, ОГРН 1206100018508, адрес: 346421, Ростовская область, г. Новочеркасск, пер. Одесский, д. 41, ком. 7);
- учредитель (генеральный директор): "_";
- дата заключения контракта - 28.04.2021;
- реестровый номер контракта - 2480500284021000004;
- предмет контракта - оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающих к ним территорий;
- цена контракта - 12688,57 рублей;
- срок исполнения обязательств исполнителя по контракту - с момента заключения контракта по 31.12.2021;
- основание расторжения контракта - решение областного казенного учреждения "Добровский районный центр занятости населения" от 07.06.2021;
- дата расторжения контракта -21.07.2021.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ч. 13 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 3 августа 2021 г. N РНП-48-183с/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021