Резолютивная часть решения оглашена 04.08.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 06.08.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Джули" на положения документации об электроном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: Спортзал (Лит.А1/Н-7,75,Лит.А2/Н-6,35) (реестровый номер 0846600001621000034) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 451 от 30.07.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 28.07.2021 поступила жалоба ООО "Джули" (далее - заявитель) на положения аукционной документации заказчика - муниципального бюджетного учреждения культуры "Городской центр культуры и досуга" (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заявитель, заказчик, уведомленные надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направили.
В жалобе заявителя указано, что в составе аукционной документации не размещена в полном объеме проектная документация, что является нарушением Закона о контрактной системе;
Заказчик, муниципальное казенное учреждение "Центр компетенции централизованного бухгалтерского учета и муниципального заказа Лебедянского муниципального района" (далее - уполномоченное учреждение) с доводом жалобы не согласны, представили письменное пояснение по доводу жалобы.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 576 600,00 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Установлено, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту. Следовательно, в рассматриваемом случае должны быть учтены требования п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе
Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 12.2 данной статьи установлено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Согласно п. 1.1 контракта подрядчик обязуется собственными силами и из своих материалов (если иное не предусмотрено настоящим контрактом), с использованием собственного (ой)/ арендованного (ой) оборудования, техники и персонала и/или силами привлеченных субподрядных организаций, за свой риск выполнить работы по капитальному ремонту административного здания УМВД России по Липецкой области, в соответствии с техническим заданием на выполнение работ (приложение N1 к настоящему контракту) и локальным сметным расчетом (приложение N2 к настоящему контракту) и сдать результат работ заказчику в установленные настоящим контрактом сроки.
Таким образом, исходя из объекта электронного аукциона, описание объекта электронного аукциона приведено в сметной документации.
При рассмотрении жалобы установлено, что на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в составе документации об электронном аукционе заказчиком размещена проектная документация, в состав которой входят, в том числе локальные сметные расчеты.
При этом заявителем в жалобе не указано, какие именно разделы, листы проектной документации не размещены на официальном сайте единой информационной системы.
Статьей 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
При этом, положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Липецкого УФАС России заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованной рассматриваемого довода жалобы.
В силу ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе на основании получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
До принятия Комиссией решения по существу на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено:
- 21.07.2021 документация об электронном аукционе и извещение о его проведении;
- 30.07.2021 протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе.
При проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссией в действиях заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.07.2021 N0846600001621000034-1 аукционной комиссией уполномоченного учреждения рассматривалась заявка единственного участника с идентификационным номером 24.
Аукционной комиссией уполномоченного учреждения принято решение о признании заявки ООО "СТРОЙМОНТАЖСЕРВИС 2005" соответствующей требованиям закона и документации об электронном аукционе.
В документации об электронном аукционе и извещении о его проведении установлено дополнительное требование к участникам электронного аукциона, утвержденное Постановлением Правительства РФ "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99):
При этом, указан перечень документов (или копий документов), подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Данное дополнительное требование установлено заказчиком в соответствии с п. 2.4 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Исходя из анализа представленной уполномоченным учреждением заявки, поступившей на участие в рассматриваемом электронном аукционе установлено, что в качестве документов, подтверждающих свое соответствие установленному заказчиком дополнительному требованию, участником представлено:
1. копия договора субподряда N 20-09/ФКР/П20/СУБ/, предметом которого является реконструкция жилого дома в городе Москва, являющийся объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ЦАО, Поварская ул. 20, заключенный между ООО "Строительная Компания "Созидание" и ООО "СТРОЙМОНТАЖСЕРВИС 2005" на сумму 21 468 376,43 руб.;
2. копия акта о приемке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3;
3. справка о том, что договор от 10.10.2020 N 20-09/ФКР/П20/СУБ/ является договором субподряда, ввиду чего разрешение на ввод объекта в эксплуатацию субподрядной организации не выдается.
Исходя из изложенного, в составе заявки участника отсутствует копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, что не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99.
Более того, согласно копии представленного договора ООО "СТРОЙМОНТАЖСЕРВИС 2005" по условиям контракта при его исполнении являлось субподрядчиком, а ООО "Строительная Компания "Созидание" генподрядчиком.
Исходя из анализа закупок, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок, а также сведений договора субподряда N 20-09/ФКР/П20/СУБ/ от 10.10.2020, установлено, что реконструкция жилого дома в городе Москва, являющийся объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ЦАО, Поварская ул. 20 - являлась предметом электронного аукциона на оказание услуг или выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме с реестровым номером 027300000012000961 (начальная (максимальная цена контракта 31 957 453,46 руб.) (заказчик - фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы). По итогам закупки контракт заключен между заказчиком - фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и ООО "Строительная Компания "Созидание".
Установлено, что договор, представленный ООО "СТРОЙМОНТАЖСЕРВИС 2005" в качестве подтверждения опыта по дополнительным требованиям, заключен 24.08.2020 в рамках исполнения обязательств по контракту с реестровым номером 202770109055901953 (реестровый номер закупки 027300000012000961) между фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и ООО "Строительная Компания "Созидание" на реконструкция жилого дома в городе Москва, являющийся объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ЦАО, Поварская ул. 20 на сумму 31 957 453,46 руб.
Генеральный подрядчик - один из основных участников инвестиционного процесса в строительстве, который на основании договора подряда (контракта), заключенного с заказчиком, полностью отвечает за осуществление строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией и в обусловленный срок, за обеспечение высокого качества выполняемых строительных и монтажных работ по объекту или комплексу строительства. Генподрядчик имеет право поручать по субподрядному договору выполнение отдельных видов и комплексов работ специализированным подрядным организациям, т.е. субподрядчикам.
Субподрядчик - специализированная подрядная организация, привлекаемая генеральным подрядчиком на договорных условиях для выполнения на строящемся объекте строительных, специальных строительных, ремонтных, монтажных работ.
При этом субподрядные организации, привлекаемые подрядчиком для выполнения работ по контракту, не являются организаторами строительства, выполняют часть обязательств и работ по объекту, не несут ответственности за своевременный ввод объекта в эксплуатацию, не имеют гражданско-правовых отношений с заказчиком (застройщиком) и не несут перед ним ответственности.
Согласно абзацу 11 пункта 2 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 "О рассмотрении обращения": "На основании изложенного, по мнению ФАС России, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд)".
Исходя из вышеизложенного, указанные в Постановлении Правительства N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2017 NФ05-15295/2017 по делу N А40-7626/17, определение Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 305-КГ18-19792 по делу N А40-223872/2017).
Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления Правительства N 99.
Исходя из изложенного, представленный ООО "СТРОЙМОНТАЖСЕРВИС 2005" контракт является договором субподряда, и не может считаться надлежащим подтверждением опыта участника.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок установлен ст. 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 6 указанной нормы предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Следовательно, поскольку ООО "СТРОЙМОНТАЖСЕРВИС 2005" не представил документы, подтверждающие его опыт по дополнительным требованиям, то его заявка должна быть признана аукционной комиссией заказчика не соответствующей требованиям документации.
Таким образом, аукционной комиссией допущено нарушение ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Данные действия членов аукционной комиссии уполномоченного учреждения содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.99, ст.105-106 Закона о контрактной системе, административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Джули" на положения документации об электроном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: Спортзал (Лит.А1/Н-7,75,Лит.А2/Н-6,35) (реестровый номер 0846600001621000034) необоснованной.
2. В действиях аукционной комиссии уполномоченного учреждения установлено нарушение ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 4 августа 2021 г. N 048/06/105-1050/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2021