Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Т.С. Акопян,
Члены Комиссии: В.В. Моргунов,
А.А. Михарская,
рассмотрев дело N 061/06/64-1279/2021 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0814100000421000005 "Корм для собак" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) с участием представителя Заявителя - Черненко О.А. (доверенность от 01.02.2021 г. N 1); Заказчика - Дзейтова Р.А. (доверенность от 03.06.2021 г. N 01),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при утверждении Документации об аукционе.
Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, согласно которым отрицал доводы жалобы; указал, что действия Заказчика соответствуют Закону.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
09.07.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчик разместил Извещение о проведении электронного аукциона и Документацию. 16.07.2021 г. в указанные документы Заказчиком внесены изменения, согласно которым: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 812 500.00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок - 26.07.2021 09:00.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 27.07.2021 г.: на участие в закупке подано 2 заявки; обе заявки допущены к участию в процедуре торгов.
В соответствии с протоколом аукциона от 28.07.2021 г. в процедуре торгов приняли участие 2 участника закупки; наименьшее ценовое предложение составило - 804 375, 00 руб.
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
1.1 Согласно довода жалобы в Документации об аукционе противоречиво указан срок поставки товара.
В силу п. 2 ст. 42 Закона Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона в извещение о проведении электронного аукциона содержит информацию, указанную в статье 42 Закона.
В силу ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В Извещении Заказчик указал: "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - в соответствии с документацией".
Согласно п. 14 Информационной карты Документации об аукционе "Место и сроки поставки товара: в течение 2 календарных дней с даты подачи заявки Государственным заказчиком".
В п. 4. "Сроки и условия поставки товара" Технического задания ЧАСТИ III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И СПЕЦИФИКАЦИЯ" Документации об аукционе Заказчик указал: "Поставка товара осуществляется партиями в течение 3 (трех) рабочих дней с момента подачи заявки Государственным заказчиком на поставку товара, но не позднее 21.12.2022 г.".
В п./п. 4.2. п. 4. "Порядок поставки и приемки Товара" Проекта контракта Заказчик указал: "Товар поставляется в соответствии с Приложением N1 к настоящему Контракту непосредственно на склад Государственного заказчика, расположенного по адресу: РИ, г. Магас, ул. 65 Лет Победы, д. 15 "а", в течение 2 календарных дней с даты направления заявки Головному исполнителю. Заявки будут подаваться по мере готовности склада Государственного заказчика принять Товар".
Таким образом, Заказчиком, фактически, не определен срок поставки товара, в нарушение ч. 1 ст. 64 Закона.
Довод жалобы - обоснованный.
1.2 Согласно довода жалобы, Заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта в нарушение требований Закона.
Согласно Извещения и Документации к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
В силу ч. 6 ст. 96 Закона в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
Согласно ч. 6.2 ст. 96 Закона если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
Вместе с тем, положения п. 7.1. "Обеспечение исполнения Контракта" Проекта контракта: "В целях обеспечения исполнения обязательств по Контракту, Головной исполнитель предоставляет Государственному заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере 5% от начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 100 000 руб." указаны Заказчиком без учета ч. 6.1 ст. 96 Закона, в нарушение ч. 6 ст. 96 Закона.
Довод жалобы - обоснованный.
1.3 Согласно довода жалобы, код ОКПД товара, требуемого к поставке, указанный в Извещении, не соответствует коду ОКПД, указанному в Документации.
В Извещении Заказчик указал: Корм для собак - код позиции 10.92.10.119.
Вместе с тем, в п. 9 Информационной карты Документации об аукционе Заказчик указал: "Классификация товаров (ОКПД): 10.92.10.111".
Таким образом, Документация об электронном аукционе содержит информацию, отличную от указанной в Извещении о проведении такого аукциона, в нарушение ч. 1 ст. 64 Закона.
Довод жалобы - обоснованный.
1.4 Согласно довода жалобы, Заказчиком, фактически, не определен срок исполнения контракта.
Согласно Документации об аукционе, в том числе Технического задания, закупка осуществляется на поставку товара на 2023 год.
Вместе с тем, в п./п. 6.1 п. 6. "Срок действия Контракта" Проекта контракта, Заказчик указал: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по "31" декабря 2021 года, а по гарантийным обязательствам до полного исполнения".
Таким образом, Заказчиком, фактически, не определен срок исполнения контракта, в нарушение ч. 1 ст. 64 Закона.
Довод жалобы - обоснованный.
1.5 Согласно довода жалобы, Заказчиком, фактически, не определен срок годности товара.
В силу ч. 4 ст. 33 Закона требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно п. 14 Информационной карты Документации об аукционе "Место и сроки поставки товара: в течение 2 календарных дней с даты подачи заявки Государственным заказчиком".
В п. 3. "Требования к срокам годности" Технического задания ЧАСТИ III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И СПЕЦИФИКАЦИЯ" Документации об аукционе Заказчик указал: "Общий срок годности товара должен составлять не менее 12 месяцев. Срок годности поставляемого товара должен составлять не менее 10 месяцев от общего срока годности с момента поставки и приемки заказчиком товара".
В п./п. 5.8. п. 5. "Гарантия качества Товара" Проекта контракта Заказчик указал: "Гарантийный срок хранения Товара должен составлять не менее чем 12 (Двенадцать) месяцев с даты поставки".
Таким образом, Заказчиком, фактически, не определен срок годности товара, что не соответствует ч. 4 ст. 33 Закона, в нарушение ч. 1 ст. 64 Закона.
Довод жалобы - обоснованный.
2. В ходе рассмотрения дела установлены следующие нарушения:
2.1 В силу п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В нарушение п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона, указанное обязательное условие не включено Заказчиком в Проект контракта.
2.2 Согласно ч. 30 ст. 34 Закона если заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Вместе с тем, в Проект контракта Документации о закупке Заказчик не включил указанное обязательство поставщика. Положения Проекта контракта не соответствуют Закону, в нарушение ч. 30 ст. 34 Закона.
2.3 В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п./п. а п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: наименование страны происхождения товара.
Вместе с тем, в Инструкции по заполнению заявки Документации о закупке Заказчик указал требование, не соответствующее редакции Закона, действующей на момент публикации Извещения: "При описании товара, предлагаемого к поставке, участник закупки должен указать: а) наименование страны происхождения товара (в случае установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона)".
Таким образом, требование Заказчика к первой части заявки не соответствует ч. 3 ст. 66 Закона, в нарушение ч. 1 ст. 64 Закона.
2.4 В Инструкции по заполнению заявки Заказчик указал:
- При указании в описании объекта закупки показателя, сопровождающегося термином "до", участник закупок должен указать конкретный показатель менее/ниже заявленного заказчиком;
- При указании в описании объекта закупки показателя, сопровождающегося термином "от", участник закупок должен указать конкретный показатель более/выше заявленного заказчиком значения. Показатели, сопровождающиеся терминами "min", "max" являются неконкретными и подлежат уточнению участником закупки в составе первой части заявки. При этом "max" является верхним числовым значением, участник закупок при формировании первой части заявки должен предложить показатель равный или меньший заявленного заказчиком, "min" следует расценивать как нижнее числовое значение, участник закупок при формировании первой части заявки должен предложить показатель равный или больший заявленного заказчиком;
- Характеристики материала(ов) (значений показателей), определяющие многообразие вариантов исполнения материала, имеющие обобщающее слово или фразу, после которого (ой) стоит знак ":", и при этом разделенные между собой знаком ";", "," - участником аукциона данные характеристики должны быть конкретизированы и, следовательно, участник предлагает один вариант исполнения данного материала (значение показателя), за исключением случаев, когда иное установлено в настоящей инструкции. В других случаях перечисления через запятую, или использования иных знаков, не предусмотренных данной инструкцией, участник закупки указывает единицы измерения параметров в неизменном виде и при этом предлагает характеристики с учетом требований и правил, установленных в настоящей инструкции;
- При указании конкретного значения показателя по минимальным и максимальным (диапазонным/интервальным) значениям показателя вида от "х" до "x", или "х"-"х" где "x" - соответственно нижнее/ верхнее числовое значение, участник аукциона в электронной форме должен указать конкретное значение показателя;
- При указании в требованиях к материалу, товару (показателю) диапазонных/интервальных значений (за исключением случаев, указанных выше) участник должен указать конкретное значение, руководствуясь правилами курса алгебры, при этом не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие диапазонное/интервальное значение, и поэтому не могут быть конкретизированы. При указании слов "должен (но, на, ны) превышать"/ "не должен (но, на, ны) превышать", участник должен сделать предложение без указания слов "должен (но, на, ны)", за исключением, когда такие слова и/или значения показателей установлены производителем, при этом допускается соответственно указание слов "превышает(ют)"/ "не превышает(ют)";
- В случае использования в части "Техническая часть" следующих знаков: "" - "больше или равно", "
" - "меньше или равно", ">" - "более"; "<" - "менее", "не
" - не больше и не равно, "не
" - не меньше и не равно, по данным значениям участнику необходимо сделать конкретное предложение с учетом установленных требований и правил согласно настоящей инструкции по заполнению заявки;
- В случае использования знака "/", "\" в описании объекта закупки и при этом указанные знаки не являются дробным значением показателя, единицей измерения либо наименованием показателя, а также обозначением вида (типа) предлагаемого (используемого) товара (показателя), то данные знаки означают "или", и таким образом по данным значениям участнику необходимо сделать предложение с учетом установленных правил в настоящей инструкции по заполнению заявки, если иное не вытекает из настоящей инструкции и содержания документации об аукционе;
- Значения и характеристики материала или значения показателя материала (товара) указанные в скобках "( )", означают уточнение или дополнение (изменению и/или конкретизации не подлежат), за исключением случаев когда такие характеристики и/или значения являются взаимоисключающими (альтернативными) показателям, указанным перед скобками, в данном случае участником данные характеристики материала или значения показателя должны быть конкретизированы; и др.
Приведенные выше положения Инструкции усложняют процесс подготовки заявки, поскольку устанавливают различные требования к изложению в заявке конкретных показателей числовых значений. Из указанных требований невозможно понять, какие именно значения будут соответствовать потребностям Заказчика. Инструкция носит противоречивый и запутанный характер.
Фактически, Инструкция используется Заказчиком для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку требует от них разгадать потребность Заказчика в том или ином значении показателей.
При этом, в документации имеется Техническое задание, которое содержит требования к товарам, подлежащим указанию в составе заявки. С какой целью требования к товарам включены в состав Инструкции и нужно ли их указывать в заявке на участие в аукционе, из положений Инструкции и иных разделов документации, не ясно.
Позиция антимонопольного органа о недопустимости подготовки усложненных инструкций поддерживается арбитражной практикой: Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2019 по делу N А53-26885/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2019 по делу N А53-27847/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 по делу N А53-1541/2020, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу N А 53-13387/2020, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А53-40566/2019, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А53-39493/2019, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу N А53-24106/2018.
Выявленные нарушения Закона, создают условия для указания участниками в заявках неверных характеристик и, соответственно, отклонения заявок аукционной комиссией по формальным основаниям.
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 1 ст. 64 Закона.
2.5 В силу ч. 3 ст. 96 Закона исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в п. 24 "Обеспечение исполнения контракта" Информационной карты Документации о закупке и в п./п. 7.3 п. 7 "Обеспечение исполнения Контракта" Проекта контракта Заказчик указал: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
Следовательно, Заказчиком нарушена ч. 3 ст. 96 Закона.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728, в соответствии со ст.ст. 99, 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полигон" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 2 ч. 13, ч. 30 ст. 34, ч. 1 ст. 64, ч. 3, ч. 6 ст. 96 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене сформированных протоколов и аннулировании закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Т.С. Акопян
Члены комиссии В.В. Моргунов
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 июля 2021 г. N 061/06/64-1279/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021