Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГБУЗ "Городская больница N 26" (далее - Заказчик);
ООО "Гарвей" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23898-ЭП/21 от 23.07.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий N49.3 (извещение N 0372200105021000242) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200105021000242.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 040 100,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении Заказчиком требований к товару, характерных для товара, производимых единственным производителем.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального
при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Приложение N3 к документации об электронном аукционе содержит требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, в частности, "Набор для донорской крови, четырехкамерный" содержит характеристику максимальный срок хранения эритроцитов, суток Не менее 49.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе, следующее:
В жалобе указано:
"Довод N 1:
Описание объекта закупки Заказчик дополнил характеристикой "Максимальный срок хранения эритроцитов, суток" со значением "Не менее 49", который имеется у раствора типа PAGGSM."
На данный момент в Российской Федерации соответствуют не менее чем три производителя контейнеров, с ресуспендирующим раствором PAGGSM, а именно: ООО "Гемоджентикс" (Россия) РУ РЗН 2021/14100, МАКО ФАРМА САС (Франция) РУ ФСЗ 2010/08535, завод по производству МИ "РАВИМЕД" Сп. Зо.о. (Польша) РУ ФСЗ 2009/04486.
Ресуспендирующий раствор PAGGSM имеет срок хранения 49 суток и необходим Заказчику для осуществления уставной деятельности :
1. для закупки товара, обеспечивающего максимальный срок хранения заготавливаемой крови;
2. для обеспечения неснижаемого запаса компонентов донорской крови;
3. в целях уменьшения списания эритроцитосодержащих компонентов крови по "истечении срока хранения".
А так же принципы, содержащиеся в ст. 6-12 Закона N 44-ФЗ обязываю Заказчика при планировании и осуществлении закупок исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Кроме того, предметом рассматриваемой закупки является не производство, а поставка товаров различного назначения и обладающих определенными функциональными свойствами. Оборот указанных товаров не ограничен, а, следовательно, возможность их приобретения с целью дальнейшей поставки имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии.
Вывод:
Как следует из содержания поступившей жалобы, положения аукционной документации понятны Участнику и не влекут двоякого толкования, а сама жалоба направлена на выяснение мотивов Заказчика, которыми тот руководствовался при определении потребности в товарах, которые являются предметом аукциона. Мотивы принятия решений относительно потребности в тех или иных товарах, их потребительских, функциональных свойствах, технических характеристиках, качественных и иных параметров товаров, являющихся предметом аукциона, не относятся к положениям аукционной документации, содержание которой определено в статье 65 Закон N 44-ФЗ.
Таким образом, поступившая жалоба, как следует из ее содержания, является попыткой со стороны Участника начать переговоры с Заказчиком относительно предмета закупки и возможности подать заявку на участие в определении поставщика с предложением товаров, иных по своим свойствам, характеристикам, условиям поставки товаров, нежели те, потребность в которых испытывает Заказчик, что как раз и является нарушением Закон N 44-ФЗ, прямой запрет на такие действия содержится в статье 46 Закон N 44-ФЗ.
Комиссия УФАС отмечает, что момент рассмотрения жалобы, потребности Заказчика удовлетворяют не менее чем три производителя контейнеров.
Заявитель представил на рассмотрение жалобы письмо ООО "Центр биометрической инженерии "Вимед" от 24.01.2019 и письмо ООО "Гемодженикс" от 28.04.2021, согласно которым, на момент написания данных писем, два из трех представленных производителя не обеспечивали поставку удовлетворяющих потребности заказчика контейнеров. Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС отметил, что данные письма не подтверждают невозможность поставки данных товаров на стадии исполнения контракта, в том числе, письмо ООО "Гемодженикс" содержит информацию о парируемых поставках контейнеров в августе 2021 года.
Представитель Заказчика настаивает на практической необходимости установления срока хранения эритроцитов не менее 49 суток как потребности Заказчика, в том числе, для обеспечения Заказчиком прав пациента, предусмотренных Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент проведения процедуры торгов иметь в наличии товар, потребность в котором определена Заказчиком.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, доводы жалобы, представленные материалы, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для признания в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Гарвей" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 июля 2021 г. N 44-3638/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2021