Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 19 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО ОП "ЦИТАДЕЛЬ" (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 23748-ЭП/21 от 22.07.2021) на действия ГБДОУ детский сад N 19 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране помещений Государственных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2021 году (извещение N 0372200021021000022) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 07.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200021021000022 Начальная (максимальная) цена контракта - 1 967 616,00 рублей.
В жалобе ООО ОП "ЦИТАДЕЛЬ" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, по основаниям, изложенным в доводах жалобы.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы, подтверждают следующие обстоятельства
1. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе:
"15.2.2. В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" оценивается количество у участника конкурса лицензированных охранников, имеющих опыт работы аналогичный предмету конкурса не менее 5 лет.
Начисление баллов по показателю "Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами" производится следующим образом:
Количество баллов НЦБi, присуждаемых i-й заявке определяется согласно пункту 24 Правил по формуле:
а) в случае если Кmax<Кпред, - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если Кmax Кпред, - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
при этом НЦБmax = КЗ x 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,25;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик;
НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Дробное значение НЦБi, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Кпред составляет - 50 сотрудников участника конкурса, имеющий лицензию частного охранника не ниже 4 разряда, опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 5 лет.
Сотрудником, отвечающим требованиям заказчика по настоящему показателю критерия оценки принимается сотрудник участника конкурса, имеющий лицензию частного охранника не ниже 4 разряда, имеющий обучение по профстандарту 12.003 "работник по обеспечению охраны образовательных учреждений", имеющий медицинскую (санитарную) книжку, опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 5 лет, имеющий обучение по программе "Пожарно-технический минимум для сотрудников, осуществляющих охрану организаций и руководителей подразделений организаций".
должна содержаться следующая информация: ФИО специалиста; Номер и дата выдачи документа В заявке о прохождении специального обучения; Наименование специальности; Стаж работы по специальности; Должность в организации участника; Квалификационный разряд сотрудника; Номер и дата выдачи документа о прохождении обучения по профстандарту 12.003 "работник по обеспечению охраны образовательных учреждений"; Серия, номер и дата выдачи трудовой книжки ; Номер и дата приказа о приеме на работу (при наличии); Номер и дата подписания трудового договора со специалистом; Номер и дата подписания гражданско-правового договора со специалистом (при наличии); Дата выдачи медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника; Серия и номер медицинской (санитарной) книжки, её дата выдачи и кем она выдана; Серия, номер и дата выдачи личной карточки охранника; Серия, номер, срок действия и наименование территориального органа выдавшего удостоверение частного охранника;номер удостоверения о прохождении обучения по программе "Пожарно-технический минимум для сотрудников, осуществляющих охрану организаций и руководителей подразделений организаций"; справки об отсутствии у специалиста судимостей , полученной не позднее чем за 12 месяцев до даты подачи заявки на участие в конкурсе или предусмотренного ст. 351.1. ТК РФ решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о допуске данного сотрудника к соответствующему виду деятельности; справки об отсутствии привлечения к административной ответственности за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача для каждого сотрудника (справка должна быть выдана не ранее 2020 года); номер и дата выдачи документа, подтверждающего прохождение руководителем участника организации обучения по программе "охрана труда"; номер и дата документа, подтверждающего прохождение руководителем участника, обучения по программе "пожарно-технического минимума"; номер и дата документа, подтверждающего прохождение руководителем участника, обучения по программам подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; номер и дата документа, подтверждающего прохождение ответственного специалиста обучения по программе "Повышение квалификации специалистов и руководителей служб охраны труда (руководители и специалисты служб охраны труда организаций, лица, ответственные за состоянием охраны труда в организации, преподаватели курсов по охране труда и безопасности жизнедеятельности)";согласие сотрудников дающее право Заказчику на обработку их персональных данных;
Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: копии штатного расписания участника; копии личной карточки охранника; копии удостоверений частного охранника; копии медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника; копии трудовой книжки и трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений между участников закупки и сотрудником;копии приказа о приеме на работу или гражданско-правового договора;копии действующей на дату рассмотрения и оценки конкурсных заявок медицинской (санитарной) книжки; документов, подтверждающих обучение по программе подготовки охранников не ниже 4-го разряда; копии документа о прохождении обучения по профстандарту 12.003 "работник по обеспечению охраны образовательных учреждений", копии удостоверений установленного образца о прохождении обучения по программе "Пожарно-технический минимум для сотрудников, осуществляющих охрану организаций и руководителей подразделений организаций"; копии справки об отсутствии у специалиста судимостей , полученной не позднее чем за 12 месяцев до даты подачи заявки на участие в конкурсе или предусмотренного ст. 351.1. ТК РФ решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о допуске данного сотрудника к соответствующему виду деятельности; справки об отсутствии привлечения к административной ответственности за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача для каждого сотрудника (справка должна быть выдана не ранее 2020 года); копиидокументов, подтверждающих прохождение руководителем участника организации обучения по программе "охрана труда"; копии документов, подтверждающих прохождение руководителем участника, обучения по программе "пожарно-технического минимума"; копии документов, подтверждающих прохождение руководителем участника, обученияпо программам подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; копии документов, подтверждающих прохождение ответственного специалиста обучения по программе "Повышение квалификации специалистов и руководителей служб охраны труда (руководители и специалисты служб охраны труда организаций, лица, ответственные за состоянием охраны труда в организации, преподаватели курсов по охране труда и безопасности жизнедеятельности)"; копия согласие сотрудников дающее право Заказчику на обработку их персональных данных.
Участнику следует в составе своей заявки приложить копии указанных документов. При этом представленные документы должны быть в виде полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В случае предоставления не полного пакета документов или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документа, представленного не в полном объеме, начисление баллов по такому документу не производится.
В случае не предоставления информации начисление баллов по данному критерию не производится.
В случае, если установлено требование о предоставлении копий трудовых договоров, то такие договора должны быть приложены в состав заявки со всеми приложениями, изменениями и дополнительными соглашениями.При предоставлении копий медицинской (санитарной) книжки, удостоверений частного охранника, трудовой книжки должны быть приложены в состав заявки все заполненные страницы.
При предоставлении документов, касаемых руководителя участника организации, совместно с копиями документа предоставляется документ (протокол) о назначении руководителя.
При предоставлении документов, касаемых прохождения ответственного специалиста обучения по программе "Повышение квалификации специалистов и руководителей служб охраны труда (руководители и специалисты служб охраны труда организаций, лица, ответственные за состоянием охраны труда в организации, преподаватели курсов по охране труда и безопасности жизнедеятельности)" совместно с копией удостоверения предоставляется копия приказа о назначении данного специалиста ответственным за данное направление, копия его трудового договора, копия приказа о назначении на должность.
В случае использования электронной трудовой книжки - сведения предоставляются в виде электронного документа, содержащего следующую информацию: Информация о работнике; Даты приема, увольнения, перевода на другую работу; Место работы; Вид мероприятия (прием, перевод, увольнение); Должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение; Вид поручаемой работы; Основание кадрового мероприятия (дата, номер и вид документа); Причины прекращения трудового договора.
В случае выявления недостоверной информации в представленных документах начисление баллов по показателю не производится.
Обработка персональных данных будет осуществляться комиссией с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".
Согласно Конкурсной документации Заказчик сформулировал требования к наличию справки об отсутствии привлечения к административной ответственности за употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения таким образом, что она является обязательной для предоставления в том числе и на руководителя предприятия и по специалисту по охране труда, которые не оказывают охранные услуги непосредственно на посту охраны:
"справки об отсутствии привлечения к административной ответственности за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача для каждого сотрудника (справка должна быть выдана не ранее 2020 года)"
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок не способствует определению лучшего условия исполнения контракта.
Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из содержания ст. 33 Закона о контрактной системе, следует, что при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования КТРУ, Правила использования КТРУ) определяет правила формирования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования КТРУ, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Таким образом, в случае, если объект закупки включен в КТРУ, то при описании объекта закупки используется соответствующая позиция КТРУ.
Например, в КТРУ имеется позиция 80.10.12.000-00000003, которая определяет технические характеристики услуг частной охраны (Выставление поста охраны).
Вместе с тем, в силу п. 5 Правил, Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Анализ конкурсной документации показал, что она содержит следующее обоснование необходимости использования дополнительных характеристик:
"3.9. Обоснование использования дополнительного описания объекта закупки, находящихся в КТРУ: дополнительные требования указаны для более подробного описания оказываемых услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих потребностям Заказчика."
Комиссия УФАС констатирует, что из содержания вышеприведенного описания закупаемого товара Заказчиком не приведено обоснование установления характеристик товара, не поименованных в КТРУ.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п. 6 Правил использования КТРУ, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в положения конкурсной документации.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ОП "ЦИТАДЕЛЬ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его конкурсной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБДОУ детский сад N 19 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
пр. Энтузиастов, 22, корп. 3, лит. А,
Санкт-Петербург, 195279
тел.: 7-812-5298200
ГУП "Агентство по государственному
заказу РТ"
ул. Московская, д. 55,
Казань, 420021
факс: (843) 292-95-87
ООО ОП "ЦИТАДЕЛЬ"
ул. Б. Разночинная, д. 16, лит. А, оф. 512,
Санкт-Петербург, 197110
тел.: +7 (812) 647-01-66
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-3650/21 об устранении нарушений законодательства о закупках
28.07.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-3650/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБДОУ детский сад N 19 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, конкурсной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса с номером извещения 0372200021021000022;
- внести изменения в конкурсную документацию, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372200021021000022 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его конкурсной комиссии в срок до 28.08.2021 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
3. Оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу РТ":
- обеспечить Заказчику, его конкурсной комиссии техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июля 2021 г. N 44-3650/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021