Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 5 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик)
в отсутствие представителей:
Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
ИП Лоран А.М. (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 23634-ЭП/21 от 21.07.2021) на действия Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории (извещение N 0172200004721000213) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.06.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200004721000213. Начальная (максимальная) цена контракта - 21 677 670,25 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Комиссия УФАС установила, что в конкурсной документации установлен следующий нестоимостной критерий оценки:
Критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины значимости этих критериев устанавливаются в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085.
Заказчик устанавливает следующие критерии оценки:
- характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
1. Цена муниципального контракта.
- характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
2. Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Величины значимости критериев оценки:
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия |
1. |
Цена муниципального контракта |
70% |
2. |
Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30% |
Сумма величин значимости критериев оценки, предусмотренных конкурсной документацией |
100% |
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Рейтинг заявки по критерию оценки - оценка в баллах, получаемая участником открытого конкурса в электронной форме по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Коэффициент значимости критерия оценки - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в конкурсной документации, деленный на 100.
Значимость критерия оценки - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в конкурсной документации, выраженный в процентах.
Победителем признается участник открытого конкурса в электронной форме, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого у частника открытого конкурса в электронной форме присваивается первый порядковый номер.
Оценка заявок по стоимостным критериям оценки
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Цена муниципального контракта" (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если Цmin > 0,
где:
Цi - предложение участника открытого конкурса в электронной форме, заявка которого оценивается;
Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками открытого конкурса в электронной форме;
б) в случае если Цmin < 0,
где Цmax - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками открытого конкурса в электронной форме.
Рейтинг по критерию "Цена муниципального контракта" по заявке рассчитывается путем умножения количества баллов, присуждаемых этой заявке по критерию "Цена муниципального контракта" на соответствующую указанному критерию значимость.
Оценка заявок по нестоимостным критериям оценки
Для оценки Заявок по критерию "Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предусмотрены следующие показатели и значимость показателей, присуждаемая за определенное значение указанного показателя, предложенное участником открытого конкурса:
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя |
3.1. |
Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема |
60 % |
3.2. |
Квалификация специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
20 % |
3.3. |
Наличие материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании |
20 % |
3.1. Шкала оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема":
Коэффициент значимости показателя (0,6).
Для оценки заявок по показателю установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки. Определение количества баллов будет определяться по соответствию Заявки условиям, установленным в столбце "Значение показателя", при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество присуждаемых баллов".
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
а) |
Документы и/или сведения не представлены и/или не соответствуют уровню шкалы б) и уровню шкалы в) |
0 баллов |
б) |
Представлены сведения о контрактах (договорах) на работы по благоустройству территорий для нужд государственных и (или) муниципальных заказчиков заключенных в 2018-2021 гг, исполненных на общую сумму, превышающую начальную (максимальную) цену контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме более чем в 2 раза в том числе не менее 1 контракта (договора) исполненного на сумму превышающую начальную (максимальную) цену контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме, и представлены подтверждающие документы |
50 баллов |
в) |
Представлены сведения о контрактах (договорах) на работы по благоустройству территорий для нужд государственных и (или) муниципальных заказчиков заключенных в 2018-2021 гг, исполненных на общую сумму, превышающую начальную (максимальную) цену контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме более чем в 3 раза в том числе не менее 2 контрактов (договоров) исполненных на сумму превышающую начальную (максимальную) цену контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме, и представлены подтверждающие документы |
100 баллов |
Сведения по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" подтверждаются сведениями о номере, дате заключения и предмете контракта (договора); информацией о заказчике: его наименовании, адресе, телефоне, идентификационном номере налогоплательщика, организационно-правовой форме; сведения о цене контракта (договора) в российских рублях; сведения о датах начала и окончания исполнения обязательств сторон по контракту (договору) за исключением гарантийных обязательств; количестве дней исполнения контракта (договора) и подтверждающими эти сведения документами: копией исполненного (без штрафных санкций) контракта (договора), с приложением (при наличии) копий дополнительных соглашений и изменений к такому контракту (договору), копий актов оказанных услуг (выполненных работ), копией документов об оплате.
Согласно ч.3 ст.24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05-5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Кроме того, согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
Помимо прочего, ограничение количества участников в данном случае не усматривается, поскольку отсутствие у участника конкурса комплекта подтверждающих документов не является основанием для отклонения такой заявки.
Отсылка к Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 является неуместной, так как оно не применяется при проведении такой процедуры как открытый конкурс в электронной форме. Также неуместной является отсылка к Решению ФАС РФ от 29.01.2021 по делу N 21/44/105/77, так как предметом рассмотрения указанного решения является открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту линейных объектов капитального строительства, для которого п. 27(2) Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 установлены конкретные критерии и показатели и их изменение является недопустимым.
Обращаем внимание, что по данным Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru индивидуальный предприниматель Лоран Александр Матвеевич заключил единственный контракт на 49 500,00 рублей на выполнение сантехнических работ (реестровый номер контракта 1420700206518000052), таким образом у участника отсутствует сопоставимый опыт выполнения работ по благоустройству и установленные критерии не могли нарушить права и законные интересы заявителя.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 32, 54.3, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Лоран А.М. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 июля 2021 г. N 44-3557/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2021