Резолютивная часть объявлена 03.08.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 05.08.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
И.С. Шестакова - заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
М.В. Мельников - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.Н. Хлусова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заказчика - федерального казенного учреждение "Колония-поселение N 12 управления федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области": Бычковой Е.В., Гауковой А.А., Левченко Л.С.(по доверенности);
в отсутствии представителей заявителя - ИП Гарьковенко Ф.В., уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу (вх. N 5570 от 27.07.2021) ИП Гарьковенко Ф.В. (далее - Заявитель) на действия заказчика - федерального казенного учреждение "Колония-поселение N 12 управления федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обработке земли (извещение N 0335100007821000007) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 27.07.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Считает, что Заказчиком в документации об аукционе необоснованно установлены требования к составу сельскохозяйственной техники, маркам сельскохозяйственных машин и агрегатов, необходимых для оказания услуг по обработке земли, что нарушает требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик пояснил, что требования к составу сельскохозяйственной техники, маркам сельскохозяйственных машин и агрегатов установлены в связи с необходимостью максимально эффективной обработки земельных ресурсов Заказчика с учетом особенностей почвы, значительной площади обрабатываемого земельного участка. При этом, Заказчик в документации об Аукционе не ограничивает потенциальных участников закупки в выборе конкретных марок сельскохозяйственной техники. Кроме того, работы, составляющие объект закупки, носят сезонных и последовательный характер, пропуск одного из календарных этапов работ повлечет за собой срыв всех последующих этапов и нанесет значительный экономический ущерб для учреждения. Просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
20.07.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335100007821000007 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 62 360 674,36 рублей.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является оказание услуг по обработке земли.
Как установлено пунктом 24 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документацией об Аукционе описание объекта закупки указано в разделе 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" указанной документации.
Разделом 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе установлено следующее:
Озимый рапс на площади 1060 га, запланированной урожайностью 26,6 ц/га в амбарном весе.
Допустимый предшественник под посев озимого рапса в 2021 году: на площадях где предшествующая культура озимая пшеница
N п/п |
Выполнение с/х работ |
Агротехнические сроки по выполнению с/х работ |
Состав с/х техники |
||||
Наименование работ, с описанием агротехнических требований по выполнению с/х работ. |
Наименование материальных ценностей, нормы внесения (пестициды, удобрения) |
Марка с/х машины |
Марка с/х агрегата |
Количество единиц |
|||
1 |
Химическая обработка гербицидами сплошного действия |
Кайман Форте 2,5 кг/га |
Август 2021 год |
Трактор с мощностью двигателя 200 л.с. |
Опрыскиватель Amazone, JD, Lemken и др. |
2 |
|
2 |
Вспашка земли на глубину пахотного слоя 22 см |
|
Август 2021 год |
Трактор с мощностью двигателя 330 л.с. |
Плуг KUHN, Amazone, Lemken и др |
4 |
|
3 |
Обработка почвы 1-й след, на глубину 15-18 см. |
|
Август 2021 год |
Трактор с мощностью двигателя 300 л.с. |
Тяжелая дисковая борона KUHN, Amazone, Lemken и др |
2 |
|
4 |
Внесение минеральных удобрений N10P26K26, ( норма будет |
N10P20K30 150 кг/га |
Август 2021 год |
Трактор с мощностью двигателя 300 л.с. |
Распредилитель мин.удобрений Amazone, KUHN и др. |
1 |
|
5 |
Обработка почвы 2-й след, на глубину 10-15 см. |
|
Август 2021 год (сразу после внесение минеральных удобрений) |
Трактор с мощностью двигателя 330 л.с. |
Легкая дисковая борона Amazone, KUHN и др. |
3 |
|
6 |
Пред посевная обработка почвы. |
|
Август 2021 год (перед севом) |
Трактор с мощностью двигателя 330 л.с. |
Легкая дисковая борона Amazone, KUHN и др. |
3 |
|
7 |
Сев, на глубину 2-3 см. |
Мерседес норма высева 45-50 шт/м2 или 1 п.ед на 3 га. |
Август 2021 год |
Трактор с мощностью двигателя 330 л.с. |
Посевные комплексы Amazone, и др. |
2 |
|
8 |
Химическая обработка гербицидами |
Эсток 0,025 кг/га+ Галион 0,27 л/га |
Август 2021 год |
Трактор с мощностью двигателя 200 л.с. |
Опрыскиватель Amazone, JD, Lemken и др. |
1 |
|
9 |
Химическая обработка; фунгицид , инсектицид, микроудобрение, регулятор роста |
Колосаль 1 л/га+ +Клонрин 0,1 л/га +Ультрамаг Бор 1 л/га |
Август-Сентябрь 2021 год |
Трактор с мощностью двигателя 200 л.с. |
Опрыскиватель Amazone, JD, Lemken и др. |
1 |
|
10 |
Химическая обработка; фунгицид, микроудобрение, регулятор роста |
Титул Дуо 0,5 л/га+ Ультрамаг Бор 1 л/га |
Сентябрь-Октябрь 2021 год |
Трактор с мощностью двигателя 200 л.с. |
Опрыскиватель Amazone, JD, Lemken и др. |
1 |
|
11 |
Внесение минеральных удобрений (весенняя подкормка) |
Аммиачная селитра 400 кг/га |
Март-Апрель 2022 год |
Трактор с мощностью двигателя 300 л.с. |
Распредилитель мин.удобрений Amazone, KUHN и др. |
2 |
|
12 |
Внесение минеральных удобрений (весенняя подкормка) |
Полифоска21 200 кг/га |
Март-Апрель 2022 год |
Трактор с мощностью двигателя 300 л.с. |
Распредилитель мин.удобрений Amazone, KUHN и др. |
2 |
|
13 |
Химическая обработка; фунгицид, инсектицид, микроудобрение |
Колосаль 1 л/га+ Клонрин 0,1 л/га+ Ультрамаг Бор 1 л/га |
Апрель 2022 год |
Трактор с мощностью двигателя 200 л.с. |
Опрыскиватель Amazone, JD, Lemken и др. |
2 |
|
14 |
Химическая обработка; фунгицидам |
Пиктор 0,5 л/га |
Апрель-Май 2022 год |
Трактор с мощностью двигателя 200 л.с. |
Опрыскиватель Amazone, JD, Lemken и др. |
2 |
|
15 |
Химическая обработка; фунгицидам |
Пиктор 0,5 л/га |
Июнь 2022 год |
Трактор с мощностью двигателя 200 л.с. |
Опрыскиватель Amazone, JD, Lemken и др. |
2 |
|
19 |
Химическая обработка; десикация |
Тонгара 2 л/га |
Июль 2022 год |
Трактор с мощностью двигателя 200 л.с. |
Опрыскиватель Amazone, JD, Lemken и др. |
2 |
На заседании Комиссии представителями Заказчика было пояснено, что требования к составу сельскохозяйственной техники, маркам сельскохозяйственных машин и агрегатов установлены в связи с необходимостью максимально эффективной обработки земельных ресурсов Заказчика с учетом особенностей почвы, значительной площади обрабатываемого земельного участка. При этом, Заказчик в документации об Аукционе не ограничивает потенциальных участников закупки в выборе конкретных марок сельскохозяйственной техники.
В силу пункта 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (исполнителя, подрядчика), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика (исполнителя, подрядчика) лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе.
Из изложенного выше следует, что при формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
На основании изложенного, на основании представленных сторонами документов сведений Комиссия, принимая во внимание, что в документации об Аукционе Заказчиком указана возможность у потенциальных участников закупки использовать и иные марки сельскохозяйственной техники и агрегатов, кроме указанных в разделе 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе, приходит к выводу о том, что действия Заказчика по установлению требований к составу сельскохозяйственной техники, маркам сельскохозяйственных машин и агрегатов не нарушают требования Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что указав разделе 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе требования к наименованиям пестицидов и удобрений без сопровождения такого указания словами "или эквивалент", Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание то обстоятельство, что работы, составляющие объект закупки, носят сезонный и последовательный характер, а пропуск одного из календарных этапов работ и нарушение агротехнических сроков по выполнению сельскохозяйственных работ повлечет за собой срыв всех последующих этапов и нанесет значительный экономический ущерб для Заказчика, осуществляющего важную социальную функцию, Комиссия считает возможным обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гарьковенко Ф.В. обоснованной.
2. Признать заказчика - Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: |
|
И.С. Болтенко |
Члены Комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.Н. Хлусова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 5 августа 2021 г. N 039/06/33-866/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2021