Резолютивная часть оглашена
03.08.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Медторгбыт" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка дезинфицирующих средств для нужд ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова " в 2021-2022 гг." (извещение N 0142200001321015559, начальная (максимальная) цена контракта - 10 657 879,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Медторгбыт" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы ООО "Медторгбыт" следует:
1. Заказчиком в аукционной документации установлены требования, в нарушение требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Заказчик не присвоил реестровые записи КТРУ для пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6 технического задания.
3. Заказчик присвоил реестровые записи КТРУ для пунктов 7 - 16 технического задания, однако не указал обоснования добавленных характеристик по каждому требованию в нарушение п.6 Правил Постановления N145.
4. Заказчик закупает в одном лоте продукцию, подлежащую и не подлежащую обязательному лицензированию, так как для поставки товара по контракту будут затронуты все звенья.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку закупки, признать положения аукционной документации несоответствующими законодательству, выдать предписание об устранении выявленных нарушений, привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц.
Заказчик в письменных пояснениях против доводов Заявителя возражал, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчик указал, что в техническом задании аукциона предусмотрены характеристики товара, которые удовлетворяют потребность Заказчика в полном объеме, ориентирующие потенциального участника на предмет закупки необходимый Заказчику. При этом информация, заявленная Заказчиком, соответствует средствам не одного производителя, предмет закупки данного лота имеет эквиваленты. Например, по пункту З - дезинфицирующие средства Телесфор Люкс и ПероксиЛакт, по пунктам 5,6 - дезинфицирующие средства Альтсепт М Терра и Сапосепт, по пункту 17 дезинфицирующее средство Ксион Энзим и Омника Дез, по пунктам 18, 19 дезинфицирующее средство "Ксион Элит Салфетки" и "Дезивайпс". Доказательств обратного Заявителем не представлено.
Более того, как указано в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчик указывал качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 2 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно части 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом в соответствии с пунктом 9 Правил формирования КТРУ каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно пункту 10 Правил формирования КТРУ.
Согласно пункту 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок КТРУ.
Как следует из пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В поз. N2 в указано КТРУ 20.20.14.000-00000009;
В поз. N 1,3,4,5,6 указаны дезинфицирующие средства, имеющие форму "жидкий концентрат", не имеющие каталожных номеров в единой информационной системе КТРУ.
КТРУ 20.20.14.000-00000009 (форма выпуска: таблетка), 20.20.14.000-00000007 (форма выпуска: салфетка), 20.20.14.000-00000006 (форма выпуска: порошок), 20.20.14.000-00000005 (форма выпуска: жидкость), 20.20.14.000-00000004 (форма выпуска: гранулы), сведения единой информационной системы указаны в приложении N1 к данному отзыву.
Позиция КТРУ 20.20.14.000-00000005 (форма выпуска: жидкость) так же не подходит под описание поз. 1,3,4,5,6 спецификации (Приложение N1 к техническому заданию), т.к. данная позиция сформирована на основании ГОСТ Р 56990-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Химические дезинфицирующие средства и антисептики. Дезинфицирующие средства. Критерии и показатели эффективности" (см. Карточка каталога товаров, работ, услуг приложение N4 к данному отзыву) Область применения данного ГОСТ не затрагивает обеззараживание от возбудителей особо опасных инфекций (чумы, холеры, туляремии), в отношении энтеральных и парентеральных гепатитов (в т.ч. гепатита (А, В и С), ВИЧ, вирусов "атипичной пневмонии" (SARS), человеческого гриппа и его типов в т.ч. "птичьего" гриппа H5N1, "свиного" гриппа, Коксаки, ЕСНО, герпеса и в отношении цист и ооцист, яиц, онкосфер и личинок гельминтов. Указывая в техническом задании требования к вышеуказанной целевой активности Заказчик руководствовался Федеральными клиническими рекомендациями по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях, утвержденных Ученым советом Научно-исследовательского института дезинфектологии Роспотребнадзора.
Описание объекта закупки, содержащиеся в КТРУ, не может в полной мере удовлетворить потребностям заказчика. Например, поз. 7.8. Технического задания указано КТРУ 20.20.14.000-00000007 в описание указано только форма выпуска: салфетка (рисунок 1), без описания характеристик салфетки, таких как размер, пропиточный состава и целевая активность состава (против каких инфекций состав применим) и прочих характеристик, позволяющих четко понимать какой товар требуется Заказчику для целевого использования. При этом согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 6. Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - "Правил применения КТРУ") обосновываются дополнительные характеристики при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога.
Таким образом, Заказчик не обосновал дополнительные характеристики по причине отсутствия описания характеристик в позиции КТРУ, что не является нарушением вышеуказанных Правил применения КТРУ.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ спиртосодержащая непищевая продукция непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
В техническом задании отсутствует указание на процент содержания этилового спирта в требуемых салфетках в зависимости от объема готовой продукции. В состав дезинфицирующих салфеток входят также иные материалы и вещества помимо этилового спирта.
Наличие в описании конкретно этилового спирта от 63% обусловлено необходимостью проведения в медицинской организации для обработки поверхностей манипуляционных столов, кушеток и прочей медицинской мебели.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медторгбыт" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 августа 2021 г. N 701-14839-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2021