Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Клименковой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителя Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск'' - Могутовой М.С., Картмамбетовой Г.Г., представителей ИП Ерёмина М.В. - Павлова Ф.Б., Пильник Е.Н.,
рассмотрев обращение заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск'' по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на Поставку расходных материалов для глюкометров (извещение 0149200002321000880, контракт 2511010098421000064) и решения вопроса о включении сведений в отношении ИП Ерёмина Михаила Владимировича в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), разделом 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск'' поступило обращение о включении сведений в отношении ИП Ерёмина Михаила Владимировича в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта.
В результате осуществления проверки факта неисполнения индивидуальным предпринимателем контракта установлено следующее.
30.03.2021 между Заказчиком и ИП Ереминым М.В. заключен государственный контракт на Поставку расходных материалов для глюкометров.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательство по поставке расходных материалов для глюкометров (далее - товар) в порядке и на условиях настоящего Контракта, в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
Часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе устанавливает право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.2. контракта регламентировано, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе при однократном нарушении любых обязательств, предусмотренных в Контракте, а также предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик, посчитав, что поставщиком ненадлежащим образом исполняются условия контракта 28.06.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе устанавливает, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
28.06.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик направил заказным письмом с уведомлением в адрес поставщика и разместил в ЕИС. ИП Ерёмин М.В. получил решение 15.07.2021.
Статьей 95 Закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 26.07.2021.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Из статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках проведения закупки обязательств.
В ходе рассмотрения материалов дела было установлено, что 30.03.2021 между Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск" и ИП Ерёминым Михаилом Владимировичем был заключен контракт на поставку расходных материалов для глюкометров.
Сроки поставки товара: поставка товара осуществляется партиями в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с даты подачи Заказчиком письменной Заявки на поставку товара и переданной посредством факсимильного или электронного сообщения (не более 5-ти заявок). Количество поставок должно соответствовать количеству заявок. Не заявленный товар не поставляется и не оплачивается (пункт 6.1. контракта).
В соответствии с пунктом 6.5.1. контракта каждая отгрузка товара осуществляется на основании письменной заявки Заказчика на поставку товара, переданной посредством факсимильного или электронного сообщения, в соответствии с номенклатурой, характеристиками, количеством и ценой, указанными в заявке.
01.04.2021 Заказчиком подана первая заявка Поставщику на поставку 144 упаковок тест-полосок и одной упаковки контрольного раствора. Завяка получена поставщиком 02.04.2021. Товар отправлен 13.04.21 через ООО "Мурманская транспортная компания" и прибыл заказчику 16.04.21, то есть в последний день срока. Товар сопровождался регистрационным удостоверением на медицинское изделие от 28.08.2019 NФСЗ 2012/13425.
В акте N1 о приемке товара по количеству и качеству Заказчик указал, что страна производитель товара не соответствует указанной в спецификации, количество поставленных упаковок 135, недостача составляет 9 упаковок. Контрольный раствор не поставлен.
В свою очередь поставщик настаивает, что фактически было поставлено 135 упаковок, из которых 126 упаковок под N50 и 9 упаковок под N100, всего: (126 х50) + (9 х 100) = 7200 тест полосок. То есть если бы поставлялись 144 упаковки под N50, то в итоге также было бы получено 7200 шт. тест полосок. Контрольный раствор поставлен не был.
Относительно страны происхождения товара - тест полосок One Touch Verio Pro+ ИП Ерёминым М.В. представлены Сертификат соответствия ГОСТ, в приложении 0062268 к которому указаны производители ОАО "Фармстандарт-Лексредства" Россия, Курская область, г. Курск и ОАО "Фармстандарт-УфаВИТА" Россия, республика Башкорстан, г. Уфа. Также представлено регистрационное на медицинское изделие от 28.08.2019 NФСЗ 2012/13425, в приложении к которому по месту производства под номерами 2 и 3 значится город Курск и г. Уфа.
20.04.2021 от Заказчика в адрес Поставщика было направлено письмо с требованием устранить нарушения, допущенные при поставке.
ИП Еремин М.В. на данное требование Заказчика 28.04.2021 направил ответ, из которого следует, что, если Заказчику не подходят упаковки N100, то он готов их заменить на упаковки N50. Также индивидуальный предприниматель указал, что контрольный раствор выслан Заказчику.
30.04.21г. по почте России Ерёминым М.В. отправлен в адрес больницы недопоставленный контрольный раствор.
После получения письма от 28.04.21 Учреждение составило новый акт N2 от 30.04.21, в котором повторно указало, что страна производитель товара не соответствует указанной в спецификации, количество поставленных упаковок 135, недостача составляет 9 упаковок. Контрольный раствор не поставлен.
06.05.21 Заказчик направил в адрес ИП Ерёмина М.В. требование об устранении нарушений, в котором признало, что последний срок поставки 16.04.21, указало, что в соответствии со спецификацией единицей измерения товара указана упаковка, в связи с чем должно быть поставлено 144 упаковки любой фасовки. Больница также указала, что фактически на поставленных упаковках прописана страна -изготовитель Шотландия, упаковано в России. Для определения страны происхождения товара больница сослалась на Постановление Правительства РФ от 29.11.2000 N911 "О Правилах определения страны происхождения товара" и Межгосударственные стандарты ГОСТ 17527-2014 "Упаковка. Термины и определения", указав на определение упаковки как операции, связанные с подготовкой к герметизации, защите, перемещению, доставке, хранению, транспортированию и демонстрации продукции (как сырья, так и готовых изделий), осуществляемых как производителем, так и пользователем или потребителем. Из этого определения больница сделала вывод, что упаковка не является достаточной обработкой/переработкой товара для определения страны происхождения товара.
От поставщика потребовали в течение 4-х дней устранить выявленные нарушения, к требованию приложен был новый акт N2 от 30.04.21.
11.05.2021 Заказчик получил контрольный раствор.
12.05.2021 Учреждением составлен акт N3, в котором Заказчик продублировал информацию из акта N2. Также учреждение сослалось, что по позиции 2 (контрольный раствор) страна производитель не соответствует спецификации, остаточный срок годности меньше 12 мес.
18.05.2021 Заказчик направил ИП Ерёмину М.В. новое требование об устранении нарушений.
В ответ ИП Ерёмин М.В. потребовал от больницы проведения экспертизы поставленного товара на предмет его соответствия условиям Контракта, так как при возникших разногласиях вопрос об определении страны происхождения поставленного товара мог быть разрешён экспертами. По смыслу п. 8.6. договора, исходя из его буквального толкования, проведение экспертизы в данной ситуации является обязанностью, а не правом больницы. О результатах экспертизы Ерёмин попросил сообщить ему.
К письму от 21.05.2021.ИП Ерёмин М.В. приложил копии счетов от 13.04.2021 и 13.04.2021 (по цепочке приобретения товара) в качестве дополнительного к РУ и Сертификату соответствия подтверждения страны происхождения товара.
Затем ИП Еремин М.В. направил Заказчику письмо о сроках на раствор, указал, как месячные сроки считаются по ГК РФ, с учетом праздничных, нерабочих майских дней. Указал, что срок, исчисляемый месяцами, заканчивается в последний день месяца, следовательно, больница неправильно посчитала остаточный срок по раствору.
11.06.21 больница направила ИП Ерёмину М.В. претензию, в которой указала, что страна происхождения товара определяются Таможенным кодексом Таможенного Союза, критерии определения происхождения товаров в СНГ закреплены в Соглашении Правительств государств-участников СНГ от 20.11.2009, а также Единых правилах определения страны происхождения товаров.
При приёмке товара заказчик следует сертификату соответствия на товар, так как только сертификат, выданный соответствующими органами, подлинно свидетельствует о происхождении товара (ст.61ТК ТС). Из приложенных к товару РУ больница делает вывод, что подлинной страной происхождения товара является Швейцария. От Ерёмина потребовали в течение 4-х дней товар заменить.
Заказчик 28.06.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Проанализировав обстоятельства дела и представленную переписку сторон, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком не подтверждён факт существенного нарушения поставщиком условий договора. Товар был поставлен Учреждению.
В соответствии с пунктом 8.6. контракта для проверки поставленного товара, предусмотренного Контрактом, в части его соответствия условиям Контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза проводится заказчиком в течение 3 рабочих дней с даты доставки товара. По результатам проведенной экспертизы Заказчиком составляется экспертное заключение о соответствии (либо не соответствии) поставленного товара требованиям, установленным Контрактом.
Заказчик неоднократно составлял акты о несоответствии поставленного товара требованиям контракта, однако требование поставщика о проведении экспертизы удовлетворено не было.
Пунктом 13.1. контракта предусмотрено, что контракт расторгается по обоюдному согласию Сторон, оформленному в виде соглашения и подписанному Сторонами, или по решению суда, а также в одностороннем порядке при существенных нарушениях Поставщиком условий настоящего Контракта.
Существенными нарушениями условий настоящего Контракта считаются:
- однократная поставка недоброкачественного товара или фальсифицированного товара;
- однократная поставка товара, имеющего расхождения в документации по качеству (сертификаты и т.д.) с информацией, указанной на маркировке товара или информацией, указанной на упаковке (таре) товара;
- однократная непоставка товара;
- просрочка поставки товара;
- поставка товара в объеме, не соответствующем заявке (недопоставка).
Данные случаи фиксируется Заказчиком в экспертном заключении. Поставщик уведомляется об указанных фактах телефонограммой либо факсимильным сообщением с последующим предоставлением почтовой или нарочной связью.
Заказчиком не было составлено экспертное заключение, в котором был бы зафиксирован факт существенного нарушения условий контракта, которые определены Заказчиком в 13.1 договора.
В свою очередь, поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Мурманского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Отказать Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения ''Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск'' во включении сведений в отношении ИП Ерёмина Михаила Владимировича (ИНН 510201581348, 195220, г.Санкт-Петербург, ул.Гжатская, дом 5, корп.3, кв.55) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на Поставку расходных материалов для глюкометров (извещение 0149200002321000880, контракт 2511010098421000064).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.
Заместитель председателя комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Клименкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 3 августа 2021 г. N 051/06/104-568/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2021