Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ДЖУЛИ" (далее - Заявитель) на действия МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик), Администрации Частинского муниципального округа Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на ремонт МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа" (изв. N 0156600041621000072),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600041621000072 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на текущий ремонт здания, структурное подразделение "Невидимковская ООШ" по адресу: п. Невидимка, ул. Школьная ,4. Встроенное помещение смешанной группы детского сада в здании школы по адресу: пос. Невидимка, ул. Школьная, 4.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 17 417 960,60 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 14.07.2021 г.
1. По мнению Заявителя, в нарушение положений Закона о закупках, Заказчиком в аукционной документации не установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО, поскольку, согласно сметным расчетам аукционной документации в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта включены, в том числе монтаж кровли из профилированного листа, прокладка трубопровода канализации.
2. Также, Заявитель полагает, что Заказчиком в нарушение положений Закона о закупках не установлены дополнительные требования в соответствии с п 2.4. Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99).
Из пояснений Заказчика следует, что общий объем кровли ремонтируемого здания составляет 1960 м2, согласно локальному сметному расчету выполняются работы в соответствии с расценкой "Монтаж кровли из профилированного листа" площадью 50 м2, что составляет 2,6% от общей площади здания. Также выполняются работы по ремонту внутренних трубопроводов канализации. Общая протяженность трубопроводов канализации в здании 350 м. Согласно локальному сметному расчету выполняются работы в соответствии с расценкой "прокладка трубопроводов канализации" в объеме 23,5-м, что составляет 6,7% от общей протяженности трубопроводов канализации во всем здании.
Поименованные выше работы выполняются в целях восстановления исправности (работоспособности) и поддержания эксплуатационных показателей здания и составляют текущий ремонт.
Кроме того, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, работы, указанные в п.13.1 "Устройство кровель из штучных и листовых материалов" и в п. 15.1 "Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации" Перечня, требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т.е на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах), к которым объект закупки не относится.
В совокупности, все предусмотренные локальным сметным расчетом работы, образуют работы по текущему ремонту здания. В связи с этим считаем, что требования к участникам о членстве участников закупки в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не может быть применено.
Также, Заказчик указал, что в связи с тем, что объектом закупки согласно извещению является текущий ремонт здания образования (ОКПД2: 43.99.90.190), к закупке не может применяться п.2.4 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Комиссия, изучив письменные позиции сторон, представленные материалы и иную информацию отмечает следующее.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч.5 ст.66 Закона о закупках определены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, согласно которым, участнику необходимо предоставить, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) (п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках).
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии такого участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.14.2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с ч.2 ст.52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу положений ст. 55.17 ГрК РФ документом, подтверждающим членство юридического лица в саморегулируемой организации, в том числе в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, с 1 июля 2017 г. является выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является ремонт МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа".
Комиссия отмечает, что из анализа Аукционной документации, в том числе сметных расчетов, технического задания не следует, что предусмотренные объектом закупки ремонтные работы являются капитальным ремонтом. Требование предъявляемые к участнику закупки не содержат требования о предоставлении свидетельства СРО.
В целях объективного рассмотрения доводов жалобы, Комиссией Пермского УФАС направлен запрос (исх.N 009064-21 от 29.07.2021.) в адрес СРО "Союз строителей Пермского края" с просьбой пояснить, необходимо ли участнику закупки обладать членством в соответствующей СРО для выполнения работ, предусмотренных Техническим заданием, Локально-сметнымыи расчетами аукционной документации.
Из ответа на указанный запрос следует, что на основании норм действующего законодательства, технического задания, локально-сметных расчетов, СРО "Союз строителей Пермского края" пришло к выводу о том, что для выполнения работ по ремонту МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа" не требуется членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, в данной части, не противоречат положениям Закона о закупках.
2. В отношении довода Заявителя о неустановлении Заказчиком требований в соответствии с Постановлением N99 Комиссия отмечает следующее.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно п.2.4 Постановления N99 при выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования:
Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Как установлено выше, в объект закупки не входят работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Следовательно, у Заказчика отсутствует обязанность по установлению ограничений, предусмотренных Постановлением N99.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, в данной части, также не содержат нарушений положений Закона о закупках
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЖУЛИ" (далее - Заявитель) на действия МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик), Администрации Частинского муниципального округа Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на ремонт МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа" (изв. N 0156600041621000072) необоснованной.
2. Передать на материалы настоящей жалобы в части доводов о допущенных нарушениях ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отдел контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 июля 2021 г. N 012373/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2021