Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Спироника" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии имени С.Г. Суханова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пермь)" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (изв. N 0356100029521000196) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100029521000196 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку медицинских расходных материалов.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 818 817,70 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 22.07.2021 г.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены излишние требования к товару, которые противоречат положениям Закона о закупках, ГОСТам, ограничивают количество возможных участников закупки.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно с п.п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, в ч.2 ст.33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Кроме того, в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о закупках, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановление Правительства РФ N145 от 08.02.2017 г.(далее - Правила).
В силу п.4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В п.5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п.6 Правил).
Согласно техническому заданию Заказчиком закупаются "Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования" КТРУ 32.50.13.190-00256, "Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования" КТРУ 32.50.13.190-00247.
1. В п.1 технического задания Заказчиком установлено требование к типу контура "Реверсивный", а также требование к дополнительным адаптерам в комплекте контура, а именно: "Адаптер для подключения к аппарату Drger Babylog 15 мм/12 мм на 11 мм, адаптер 15 мм на 22 мм, адаптер 15 мм/12 мм на 8 мм". По мнению Заявителя, Заказчиком некорректно указан тип контура, поскольку реверсивные контуры должны подключаться к абсорберу аппарата ИВЛ, в то время как в аппарате, указанном Заказчиком в техническом задании, данный абсорбер отсутствует.
Вместе с тем, согласно письменным пояснениям представителя Заказчика, в настоящее время основным фактором успешного проведения ИВЛ и, соответственно, уменьшенного влияния ИВЛ на гемодинамику является сохранение спонтанных попыток дыхания больного. Самостоятельное дыхание сохраняет присасывающее действие грудной клетки, увеличивая преднагрузку, и снижает сопротивление в легочной артерии. В случае проведения принудительной дыхательной вентиляции аппарат ИВЛ практически полностью замещает функцию внешнего дыхания пациента (в плане доставки кислородно-воздушной смеси к альвеолам), особенно при наличии попыток спонтанного дыхания пациента. Таким образом, работа дыхания напрямую действует на показатели гемодинамики, и в значительной степени покрывается связкой "аппарат - контур". Для обеспечения новых адаптивных режимов вентиляции необходимо постоянное интерактивное взаимодействие в системе "аппарат - контур - пациент" с автоматической регулировкой определенных параметров вентиляции для достижения заданных параметров дыхательного объема, минутной вентиляции и в дальнейшем оксигенации крови.
В соответствии с ГОСТ Р 52423-2005, на который также ссылается в жалобе Заявитель, реверсивный дыхательный контур - этодыхательный контур, из которого выдыхаемый газ не выводится или выводится не полностью, а содержащаяся в нем двуокись углерода поглощается. Таким образом, это контур, который предполагает подключение к аппарату, как имеющему в своём составе адсорбер, так и не имеющему адсорбер. В зависимости от наличия адсорбера в аппарате ИВЛ происходит поглощение углекислого газа. Понятие "реверсивный контур" относится к самому контуру и предполагает движение кислородно-воздушной смеси как в одну сторону, так и в другую - обратную. Так и происходит движение смеси в контуре, необходимом Заказчику, то есть поток смеси сначала двигается от аппарата к пациенту, а затем обратно в аппарат.
Более того, специфика работы Заказчика предполагает сначала использование данного контура для дачи анестезиологического пособия, с подключением к наркозно-дыхательной аппаратуре, а затем, по завершении оперативного вмешательства, пациент с этим же контуром переводится в отделение реанимации и подключается к аппарату ИВЛ.
Комиссия также отмечает, что Заказчиком не установлено требование о совместимости закупаемого товара с аппаратом Drger Babylog, в составе набора необходимо лишь наличие адаптеров. Закупаемый контур может работать с несколькими аппаратами ИВЛ различных производителей, что соответствует потребности Заказчика.
Требование об указании типа контура - реверсивный соответствует описанию выбранного Заказчиком КТРУ, документация содержит обоснование установленного требования о наличии адаптеров, которое КТРУ не предусмотрено.
2. В п.2 технического задания Заказчиком установлено требование коннекторам со стороны пациента и аппарата - гибкие с разъемом 22 мм. Предоставлено обоснование данного требования: "Для защиты от утечки и гарантии прочного соединения".
По мнению Заявителя данное требование избыточно, противоречит положениям ГОСТ 31518.1-2012, в котором требования к гибкости отсутствуют.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 (Область применения) ГОСТ 31518-2012, "Настоящий стандарт устанавливает основные требования к размерам конических патрубков и гнезд, предназначенных для соединения частей оборудования для анестезии и интенсивной терапии, например, дыхательных контуров, испарителей, систем удаления загрязненных газов, а также к конструкции калибров для проверки этих частей".
Таким образом, ГОСТом 31518-2012 не предъявляются требования по герметичности, надежности, гибкости и прочие требования, указанные Заявителем. Данный ГОСТ определяет исключительно размеры, которые должны соблюдаться при производстве коннекторов. Размер необходимых Заказчику коннекторов установлен в техническом задании - это 22 мм, что соответствует требованиям вышеуказанного ГОСТ (п.1 ГОСТ 31518-2012):
"Стандарт распространяется на следующие конические соединения:
- соединения размером 8,5 мм, предназначенные для применения в дыхательных контурах для детей;
- соединения размером 15 и 22 мм, предназначенные для общего применения в дыхательных контурах;
- соединения с фиксаторами, включая функциональные характеристики;
- соединения размером 23 мм, предназначенные для подключения испарителей, но не применяемые в дыхательных контурах;
- соединения размером 30 мм, предназначенные для присоединения дыхательного контура к системам удаления загрязненных газов".
3. В п.2 технического задания Заказчиком установлено требование о наличии экспираторного клапана. Иных требований к данному клапану техническое задание не содержит. При этом в качестве обоснования установленного требования Заказчик указывает: "Для регулировки сопротивления на выдохе". Кроме того в данном пункте технического задания установлено требование к линии клапана выдоха, а именно: "Длиной 180-215 см, диаметром 3,0-3,7 мм на 6,0-6,7 мм на клапане выдоха. Обоснованием установленного требования указано: "Для мониторинга клапана выдоха".
По мнению Заявителя, установленные требования противоречат друг другу, указанных характеристик недостаточно для формирования предложения конкретного товара.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что как было указано выше, Заказчик самостоятельно определяет требования к закупаемому товару, которые позволяют ему удовлетворить потребность в этом товаре. Установленные Заказчиком требования не препятствуют Заявителю предложить товар, соответствующий данным установленным требованиям.
Как следует из пояснений Заказчика, экспираторный клапан служит для выпуска воздуха из контура, а при выпуске воздуха происходит регулировка сопротивления на выдохе. Соответственно, при открытии клапана воздух выходит, и давление в контуре понижается, при закрытии клапана воздух не выходит, и давление в контуре повышается. Это и есть регулировка, которая указана Заказчиком в обосновании требования.
При этом, во исполнение требований ч.2 ст.33 Закона о закупках, Заказчиком установлены минимальные и максимальные допустимые значения показателей к линии клапана выдоха, которые удовлетворяют потребность Заказчика.
4. В п.п.1,2 технического задания Заказчиком установлены требования к упаковке: "все изделия должны быть упакованы в единую клинически чистую упаковку". Поскольку требование отсутствует в КТРУ, Заказчиком предоставлено обоснование: "для обеспечения предотвращения контаминации изделия бактериологическими или вирусными агентами".
Вопреки доводам жалобы, Заказчик не устанавливает требований к маркировке упаковки.
Комиссия отмечает, что в соответствии с КТРУ, выбранным Заказчиком, медицинское изделие, закупаемое Заказчиком, является нестерильным, что также указано в техническом задании.
При этом, согласно пояснениям представителя Заказчика, необходимость применения дополнительной характеристики к упаковке "клинически чистой" вызвана требованиями Заказчика к безопасности пациентов и медицинского персонала.
Клинически чистым изделием называется изделие, изготовленное и упакованное в специальных производственных помещениях, соответствующего класса чистоты. Термин является общепринятым и используется ведущими мировыми производителями медицинских изделий (Medtronic, Sage, Intersurgical, Mederen, Fisher and Paykel и др.).
Классом чистоты помещения называют стандартизированные требования по содержанию в воздухе ненужных примесей, микробов, частиц. Разделение на тот или иной класс происходит исходя из содержания этих элементов в воздухе на квадратный метр. Соответственно, для достижения того или иного класса используется разное оборудование. Определение класса чистоты производственных помещений регламентируется ГОСТ ИСО 14644-1.
При этом Заказчик не устанавливает никакие другие требования к клинической чистоте упаковки требуемых медицинского изделия (ни к классу чистоты производственных помещений, ни к используемому оборудованию, ни к соответствию ГОСТ ИСО 14644-1 и т.д), то есть допускает к поставке любые дыхательные контуры, заявленные производителем как клинически чистые или изготовленные в клинически чистых условиях.
5. В п.2 Технического задания Заказчиком установлено требование к держателям контура - "не менее трех". Указано обоснование установленного требования: "Для обеспечения эргономичности и компактности контура, предотвращения загрязнения контура".
По мнению Заявителя, обоснование недостаточно, субъективно, в нарушение требований Закона о закупках отсутствует ссылка на эксплуатационную документацию оборудования.
Комиссия отмечает, что Законом о закупках не установлено требований к форме обоснования установленного требования, при определении требований Заказчик руководствуется собственной потребностью, при этом не должен допускать ограничения количества участников закупки (требованиям должен соответствовать товар как минимум двух производителей).
Согласно пояснениям Заказчика, держатели контура необходимы для фиксации дыхательных элементов контура, дыхательных шлангов, линий.
В соответствии с требованиями технического задания необходимо два шланга линии вдоха и одна линия выдоха. Соответственно для фиксации трех элементов контура Заказчику необходимо наличие трех держателей.
Предложения о поставке контуров с большим количеством держателей в комплекте рассматривается как улучшенные характеристики товара, поскольку дополнительные держатели могут быть использованы в случае, например, поломки основных используемых.
Кроме того, согласно пояснениям Заказчика совокупности установленных Заказчиком требований соответствует товар как минимум двух производителей, а именно ООО "Ассомедика", Республика Беларусь, "Интерсерджикал Лтд", Великобритания.
В целях принятия объективного решения Комиссией Пермского УФАС России направлены запросы в адрес официальных представителей поименованных производителей товара - ООО "ПМК" и ЗАО "Интерседжикал". Согласно ответам на запросы, товар, соответствующий требованиям технического задания, действительно производится данными производителями.
Помимо прочего, Комиссия принимает во внимание, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок N 0356100029521000196/1 от 23.07.2021 г. поступило пять заявок, четыре участника допущены к участию в электронном аукционе.
Комиссия также отмечает, что доказательств того, что оспариваемые положения аукционной документации не позволили Заявителю подать заявку, Комиссии не представлено. Податель жалобы не указывает, товар какого производителя планировался к поставке.
Более того, подача жалобы посредством электронной почты 21.07.2021 г. в 18:00 (с учетом окончания срока подачи заявок на участие в закупке - "22" июля 2021 г. 7:00 часов (время местное), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спироника" на действия ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии имени С.Г. Суханова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пермь)", при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (изв. N 0356100029521000196) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 июля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2021