Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Лагуновой Н.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ФЦССХ им.С.Г.Суханова" Минздрава России (г.Пермь) (далее - Заказчик) проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (изв. N 0356100029521000195),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100029521000195 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку медицинского оборудования.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 552 906,67 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 27.07.2021 г.
Заявитель полагает, что требованиям технического задания соответствует товар единственного производителя АО "Транс-Сигнал".
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 3.5. информационной карты аукционной документации описание объекта закупки указано в приложении N 1 "Техническое задание".
Согласно Техническому заданию к поставке требуется лабораторный паровой стерилизатор с вертикальной загрузкой и стандартной панелью управления со следующими характеристиками:
N п.п. |
Параметр |
Требования технического задания |
2. |
Технические характеристики: |
|
2.1 |
Объем стерилизационной камеры, л |
Не менее 75 л |
2.2 |
Диаметр стерилизационной камеры |
Не менее 400 мм |
2.3 |
Используемая вода |
Водопроводная, отвечающая требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Вода питьевая" |
2.4 |
Максимальная температура пара, град. |
Не менее 134 о С |
2.5 |
Время выхода на режим стерилизации |
Не более 30 мин |
2.6 |
Программируемый режим стерилизации без вакуумирования с временем выдержки заданной температуры не менее 90 минут |
Наличие |
2.7 |
Подводимое электропитание |
380 В, 50 Гц |
2.8 |
Коррозионностойкий корпус установки |
Наличие |
2.9 |
Бактерицидный фильтр |
Наличие |
2.10 |
Парогаситель для снижения температуры и давления пара при сбрасывании в канализацию |
Наличие |
2.11 |
Габаритные размеры парогасителя |
141х148х91 мм. |
2.12 |
Подводимое электропитание к парогасителю |
220В, 50 Гц |
2.13 |
Комплект запасных частей и комплектуюших в соответствии с перечнем, указанном в паспорте производителя |
наличие |
3. |
Документы: |
|
3.1 |
Регистрационное удостоверение |
Наличие |
3.2 |
Инструкция по эксплуатации на русском языке |
Наличие |
|
Гарантия на оборудование: |
не менее 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию |
Согласно доводу жалобы требованиям Технического задания будет соответствовать стерилизатор паровой вертикальный автоматический СПВА-75-1-НН и парогаситель НКМ 494721.001, производства АО "Транс-Сигнал".
В письменных пояснениях Заказчик указал, что требованиям Технического задания соответствуют стерилизатор паровой СПВА-75-1-НН и ВК-75-01.
Согласно информации на сайте: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch производителем стерилизатора парового ВК-75-01 является АО "ТЗМОИ" (регистрационное удостоверение ФСР 2008/02428).
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения доводов жалобы Комиссией в адрес представительства АО "ТЗМОИ" был сделан запрос (исх.N 009224-21 от 02.07.2021 г.), с просьбой пояснить соответствует ли стерилизатор паровой, выпускаемый АО "ТЗМОИ", требованиям Технического задания.
В ответе на запрос ООО "Фармстандарт-Медтехника" (исх.N 552-21 от 03.08.2021 г.) указало характеристики ВК-75-01. Проанализировав указанные характеристики Комиссия установила, что стерилизатор паровой ВК-75-01 не соответствует требованиям Технического задания, в частности, имеет следующие характеристики, отличные от установленных Заказчиком.
N п.п |
Параметр |
Требование технического задания |
Характеристики стерилизатора парового ВК-75-01 |
2.5 |
Время выхода на режим стерилизации |
Не более 30 минут |
Не более 60 минут |
2.7 |
Подводимое электропитание |
380В, 50 Гц |
220В, 50 Гц |
2.11 |
Габаритные размеры парогасителя |
141х148х91 мм |
Парогасительное устройство интегрировано в систему слива и является с ним единым целым |
Таким образом, Заказчиком не доказано наличие на товарном рынке товара двух различных производителей с характеристиками, соответствующими требованиям Заказчика.
Также Комиссия обращает внимание, что согласно направленным в адрес Комиссии коммерческим предложениям предложенным товаром являлся исключительно стерилизатор паровой СПВА-75-1-НН, производства ЗАО "Транс-Сигнал".
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение требований ч. 2 п. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Лагуновой Н.В. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (изв. N 0356100029521000195) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 августа 2021 г. N 012625/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2021