Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
при участии посредством ВКС:
рассмотрев жалобу ООО "Горизонт",
У С Т А Н О В И Л А:
23.07.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Горизонт" на действия Заказчика - МКУ "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему и аварийному ремонту светофорных объектов на территории муниципального образования "Город Киров" (извещение N 0140300040821000771).
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе, Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 29.07.2021 года, откладывалось на 30.07.2021 г.
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании аукционной документации:
1. Заказчик необоснованно требует от Подрядчика предоставить сметы на выполнение работ, поскольку для определения НМЦК Заказчиком определен метод сопоставимых рыночных цен. Таким образом, требование Заказчика о составлении смет после определения цены иными способами прямо противоречит Закону о контрактной системе и ГК РФ.
2. В проекте контракта неоднократно упоминаются акты приемки выполненных работ (КС-2), которые с 01.01.2013 г. не являются обязательными. Соответственно, упоминание формы КС-2 должно быть исключено из текста проекта контракта.
3. В соответствии с Техническим регламентом (приложение N 2 проекта контракта) Подрядчик обязан сформировать паспорта светофорных объектов (при их отсутствии). Фактически среди работ по содержанию и техобслуживанию светофорных объектов Заказчик разместил дополнительный вид работ, при этом, не указав количество светофорных объектов, для которых необходимо выполнить данный вид работ. Следовательно, Заказчиком нарушена ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, Заказчику необходимо либо исключить работы по формированию паспортов светофорных объектов, либо указать их количество и учесть стоимость работ при расчете НМЦК.
4. Заказчиком установлена обязанность об организации дежурной службы на территории г. Кирова, что запрещено нормами Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с условиями Технического регламента Подрядчик обязан допускать к работам по обслуживанию и ремонту СО только лиц, прошедших в установленном порядке обучение по обслуживанию и ремонту СО и имеющих необходимые допуски, разрешения, свидетельства и т.п. При этом в аукционной документации отсутствует конкретика, какие именно документы, разрешения, свидетельства и т.п Заказчик имеет ввиду, законодательство подобные требования для данных видов работ не устанавливает.
6. Согласно разделу 4 Технического регламента (Приложение N 2 к Контракту) сроки устранения неисправности светофорных объектов: 20 часов с момента принятия заявки. Считает, что срок устранения неисправности короткий.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указал:
1. Требование Заказчика о предоставлении сметного расчета к цене контракта - это право Заказчика, и оно не противоречит Гражданскому кодексу. Стоимость всех видов и объемов работ, предусмотренных техническим заданием, могут быть обоснованы сметным расчетом.
2. Объем выполняемых работ указан в соответствии с техническим заданием и техническим регламентом. Смета разрабатывается на основании технического задания, в соответствии со сметными нормами. Акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 формируются на основании разработанного сметного расчета.
3. Наличие паспорта светофорного объекта необходимо Подрядчику для приемки (осмотра) всех светофорных объектов в начале исполнения контракта, а также для проведения технического обслуживания светофорного объекта, аварийно-восстановительных работ. Для составления паспорта не требуется дополнительное образование. По мнению заказчика в объекте закупки указаны тесно взаимосвязанные виды работ, которые не противоречат действующему законодательству, и не ограничивают конкуренцию среди потенциальных участников.
4. Дежурная группа - осуществляет прием заявок и экстренное устранение неисправностей, что указано во втором абзаце п.1.1. Регламента. Требование Заказчика о создании дежурной службы на территории г. Кирова обусловлено необходимостью быстрого реагирования ремонтных бригад и устранения неисправностей в минимальные сроки, для недопущения транспортного коллапса и повышенной аварийности на улично-дорожной сети в городе.
5. Специалисты должны обладать необходимыми знаниями и навыками по ремонту и техническому обслуживанию светофорных объектов и иметь подтверждающие документы по прохождению обучения, иметь допуски, разрешения, свидетельства, необходимые для выполнения всех видов работ. Данное требование устанавливается в соответствии с действующий законодательством к работникам (физическим лицам). Требование установлено для Подрядчика, а не для участника закупки, что не ограничивает конкуренцию и не нарушает п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. Для Заказчика критично важным является нахождение светофорных объектов в рабочем состоянии, и устранение неисправностей в указанные сроки, что не противоречит табл. 6.3 ГОСТ 50597-2017.
Считает жалобу необоснованной.
Уполномоченной орган поддержал позицию, изложенную Заказчиком, дополнительно пояснил, что составляемая Подрядчиком смета не требует согласования с Заказчиком, не препятствует началу работ. Более того, Подрядчику предоставлена возможность самостоятельно определить стоимость единицы того или иного вида работ, исключить при приемке работ споры об их стоимости. При приемке работ Заказчик принимает фактически выполненные объемы работ, которые соответствуют требованиям муниципального контракта, действующему законодательству, с учетом расценок, установленных Подрядчиком в смете.
Работы по формированию паспортов светофорных объектов являются технологически и функционально взаимосвязанными с работами по содержанию и техобслуживанию светофорных объектов.
Наличие в контракте обязанности Подрядчика организовать круглосуточную работу расположенной на территории г. Кирова дежурной службы не является требованием к участнику закупки о наличии материальных ресурсов (помещения дежурной части) и не является ограничением конкуренции. От участника закупки не требуется предоставления в составе заявки документов, подтверждающих наличие в собственности или ином владении помещения в городе Кирове. К участию в закупке допускаются все участники закупки (в том числе и не имеющие помещения дежурной службы на территории г. Кирова).
Требование о допуске к работам по обслуживанию и ремонту СО только лиц, прошедших в установленном порядке обучение, устанавливается в соответствии с действующим законодательством к работникам (физическим лицам) Подрядчика, которые будут принимать непосредственное участие в выполнении тех или иных видов работ (услуг), требующих наличие определенных допусков или разрешений. Это в первую очередь необходимо Подрядчику в целях организации безопасных работ.
Сроки устранения дефектов установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017.
Считает жалобы необоснованной.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, Уполномоченного органа, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
15.07.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0140300040821000771 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему и аварийному ремонту светофорных объектов на территории муниципального образования "Город Киров". Начальная (максимальная) цена контракта - 2 600 000,00 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 23.07.2021 г.
В соответствии пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований,
условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Относительно довода о предоставлении Подрядчиком сметы на выполнение работ, установлено следующее.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, обоснованием начальной (максимальной) цены контракта по закупке N 0140300040821000771 является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В обосновании НМЦК представлена информация, согласно которой по результатам поиска и сбора информации о ценах на закупаемые работы в соответствии с характеристиками объекта закупки были получены следующие данные:
- Подрядчик 1 (коммерческое предложение N 67 от 05.07.2021): 2 678 000,00 руб.;
- Подрядчик 2 (коммерческое предложение N 06/07-03 от 06.07.2021): 2 574 000,00 руб.;
- Подрядчик 3 (коммерческое предложение б/н от 06.07.2021): 2 548 000,00 руб.
При рассмотрении материалов жалобы Заказчиком были представлены копии запроса коммерческих предложений, а также ответов на него, которые подтвердили информацию по обоснованию НМЦК.
Согласно п. 2.1.10. проекта контракта Подрядчик обязан предоставить Заказчику в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта сметы на выполнение работ.
При рассмотрении материалов жалобы представитель Заказчика пояснил, что часть работ не имеет цикличности и носит аварийный характер, поэтому приемка выполненных работ не может быть равными долями, а должна быть по факту выполненных работ.
При этом Закон о контрактной системе не содержит запрета на предоставление Подрядчиком сметы на выполняемые работы, в случае, если обоснованием начальной (максимальной) цены контракта служил метод сопоставимых рыночных цен.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода о применении Заказчиком в проекте контракта необязательной формы КС-2, установлено следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Для этого используются формы бланков бухгалтерской отчетности, утвержденные нормативными и правовыми актами.
Перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ утвержден Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.
Формы КС-2 и КС-3 могут применяться и применяются на практике как в целях сдачи-приемки результата работ в целом по договору, так и в целях сдачи-приемки промежуточных результатов работ, выполняемых на соответствующих объектах, подлежащих впоследствии отдельной приемке.
Законодательство Российской Федерации не содержит положений, указывающих на то, что использование указанных документов подразумевает разработку проектно-сметной документации.
Таким образом, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 могут использоваться для приемки выполненных работ, в том числе и при отсутствии проектно-сметной документации.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода об организации дежурной службы на территории г. Кирова, установлено следующее.
Согласно п. 1.1. раздела 1 Технического регламента Приложения N 2 проекта контракта (далее - Технический регламент) установлены требования Заказчика к содержанию работ. В целях обеспечения круглосуточной и бесперебойной работы СО Подрядчик обязан организовать круглосуточную работу расположенной на территории г. Кирова дежурной службы для принятия заявок и сообщений посредством любой информационной телекоммуникационной сети (телефон, почтовые отправления, интернет, в т.ч. переданных с помощью специальных программ для обмена сообщениями (telegram, watsapp, viber)) о выявленных недостатках в работе светофорных объектов на участках улично-дорожной сети г. Кирова. Подрядчик обязан обеспечить бесперебойную работу светофорных объектов в случае плановых или аварийных отключений электропитания СО поставщиками электроэнергии, обрывов линий электроснабжения СО, выполнении работ по замене и ремонту кабелей электроснабжения СО, предусмотрев временное восстановление работоспособности от автономного источника питания. Длительность работы автономного источника питания - не более 24 часов подряд.
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что данное требование обусловлено необходимостью быстрого реагирования ремонтных бригад и устранения неисправностей в минимальные сроки, для недопущения транспортного коллапса и повышенной аварийности на улично-дорожной сети в городе.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Установление требования в Техническом регламенте об организации круглосуточной дежурной службы, которая обеспечит бесперебойную работу светофорных объектов в случае плановых или аварийных отключений электропитания светофорных объектов обусловлено объективной потребностью Заказчика в оперативном реагировании и устранении аварийной ситуации подрядчиком.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности.
Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает право заказчиков устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода о допуске к работам по обслуживанию и ремонту СО только лиц, прошедших в установленном порядке обучение, установлено следующее.
Согласно п. 1.1. раздела 1 Технического регламента Подрядчик обязан обеспечить бесперебойную работу светофорных объектов в случае плановых или аварийных отключений электропитания СО поставщиками электроэнергии, обрывов линий электроснабжения СО, выполнении работ по замене и ремонту кабелей электроснабжения СО, предусмотрев временное восстановление работоспособности от автономного источника питания. Длительность работы автономного источника питания - не более 24 часов подряд. Подрядчик обязан производить включение и отключение светофорных объектов по указанию Заказчика. Подрядчик обязан допускать к работам по обслуживанию и ремонту СО только лиц, прошедших в установленном порядке обучение по обслуживанию и ремонту СО и имеющих необходимые допуски, разрешения, свидетельства и т.п. Подрядчик обязан производить изменение режимов работы и длительности тактов СО, выполнять работу со схемами, составление программ работы светофоров, производить программирование контроллеров, устанавливать время включения и отключения светофорных объектов, производить плановые объезды и осмотры СО.
Согласно приказу Минтранса РФ N 260 от 28.07.2020 г. "Об утверждении перечня профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационных требований к ним" (далее - Приказ N 260) в данный перечень включен специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Согласно п. 6.2 Приказа N 260 специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения должен уметь:
1) устанавливать и коммутировать технические средства организации дорожного движения;
2) проводить обслуживание технических средств организации дорожного движения;
3) оценивать качество работы технических средств организации дорожного движения и проводить соответствующие мероприятия по устранению неисправностей.
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что от участника закупки не требуется предоставления в составе заявки, каких-либо документов на сотрудников. Устанавливая вышеуказанные требования к Подрядчику, Заказчик устанавливает требования, направленные на безопасное выполнение работ, на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды в месте выполнения работ.
Заказчиком также представлена информация, размещенная в свободном доступе в сети Интернет, согласно которой Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) проводится программа повышения квалификации "Организация дорожного движения", рассчитанная, в том числе, на специалистов по эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Кроме того, информация о проведении обучения специалистов по организации дорожного движения: технология транспортных процессов с присвоением квалификации "Специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения" содержится на сайте Arm-Ecogroup.
Представитель Заказчика пояснил, что данные документы свидетельствуют о возможности прохождения обучения по обслуживанию и ремонту светофорных объектов.
Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов, а также отсутствие у Заявителя необходимых для исполнения контракта специалистов.
Таким образом, к специалисту по эксплуатации технических средств организации дорожного движения предъявляются требования, связанные с предметом закупки, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Относительно довода об установлении коротких сроков устранения неисправностей, установлено следующее.
Согласно п. 2.1 раздела 2 Технического регламента устранение неисправностей работы светофоров осуществляется в сроки, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Подрядчик обеспечивает техническую возможность для осуществления круглосуточного приёма и выполнения заявок по неисправностям светофорных объектов. Подрядчик обязан обеспечить передачу Заказчику информации о причинах неисправности светофорных объектов - не позднее 3 (трех) часов после поступления заявки. Работоспособность светофорного объекта и его функционирование в установленном режиме должны быть обеспечены в срок до 20 (двадцати) часов с момента получения заявки и неисправности.
Таблица 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает сроки устранения дефектов дорожных светофоров и звуковых устройств, согласно которой срок устранения неработающего сигнала (сигналов) светофора не более 1 суток.
В силу п. 4.2 раздела 4 Технического регламента сроки устранения неисправности светофорных объектов: 20 часов с момента принятия заявки.
Таким образом, установление данного срока не противоречит требованиям ГОСТ, а также отвечает потребности Заказчика в оперативном устранении неисправности, для предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода об объединении в рамках одной закупки работ, не имеющих функциональной и технологической связи, установлено следующее.
В силу п. 2.7 раздела 2 Технического регламента установлено, что Подрядчик обязан сформировать паспорта светофорных объектов (при их отсутствии), составить схемы кабельных трасс с внесением их в паспорта светофорных объектов. Паспорт СО состоит из титульного листа, диаграммы работы СО, схемы с указанием расположения составных частей СО, перечня оборудования, входящего в состав СО, схемы кабельных трасс. Сформированные паспорта СО передать Заказчику.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
Кроме того, согласно протоколу N А-0783/21 рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 28.07.2021 г. заявка ООО "Горизонт" соответствует требованиям документации электронного аукциона и требованиям Закона о контрактной системе, следовательно, Заявитель жалобы на основании п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе согласился с условиями выполнения работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему и аварийному ремонту светофорных объектов на территории муниципального образования "Город Киров".
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Горизонт" на действия Заказчика - МКУ "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему и аварийному ремонту светофорных объектов на территории муниципального образования "Город Киров" (извещение 0140300040821000771).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 30 июля 2021 г. N 043/06/33-663/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2021