Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" - Воловик Марины Степановны;
от ООО "ВЕБ ИНФОРМ" - Галстян Натальи Сергеевны,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" о включении сведений ООО "ВЕБ ИНФОРМ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 03.06.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321004567 "Оказание услуг по технической поддержке регионального архива медицинских изображений", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
13 июля 2021 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" о включении сведений ООО "ВЕБ ИНФОРМ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 03.06.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321004567 "Оказание услуг по технической поддержке регионального архива медицинских изображений".
При предварительном рассмотрении, поступившее обращение было возвращено на доработку в рамках требований частей 3, 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078.
После доработки возвращенного обращения, 19 июля 2021 года заказчик вновь обратился в Алтайское краевое УФАС России с информацией об участнике закупки для включения о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков.
28 июля 2021 года состоялось рассмотрение обращения заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" о включении сведений ООО "ВЕБ ИНФОРМ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 03.06.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321004567 "Оказание услуг по технической поддержке регионального архива медицинских изображений", с проведением внеплановой проверки.
Представитель заказчика пояснил, что обращение в уполномоченный орган с заявлением о включении сведений об ООО "ВЕБ ИНФОРМ" в реестр недобросовестных поставщиков является его обязанностью в силу закона.
Представитель ООО "ВЕБ ИНФОРМ" против удовлетворения заявления заказчика возражает. Указал, что обязанности по контракту исполнялись надлежаще, кроме отдельных случаев, когда несвоевременное исполнения обязательств было связано с действиями заказчика. Кроме того, после получения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчик устранил все указанные в нем недостатки, что является основанием для отмены решения заказчика.
Заслушав представителей заказчика и исполнителя, изучив полученное обращение, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
26 апреля 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000321004567 "Оказание услуг по технической поддержке регионального архива медицинских изображений". Начальная (максимальная) цена контракта - 4 800 000 руб.
В соответствии с условиями заказчика исполнитель должен оказать услуги по технической поддержке регионального архива медицинских изображений: регулярные и по требованию с определением приоритета.
На участие в закупке было подано 2 заявки. Все заявки были признаны соответствующими согласно протокол от 13 мая 2021 года.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19 мая 2021 года заявка N 109751624 (заявка ООО "Альфамед") была признана несоответствующей, заявка N 109785659 (заявка ООО "ВЕБ ИНФОРМ") признана соответствующей. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
03 июня 2021 года между КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" и ООО "ВЕБ ИНФОРМ" был заключен контракт N 0817200000321004567 на оказание услуг по технической поддержке регионального архива медицинских изображений. В Приложении N 2 к контракту определены сроки исполнения запросов в зависимости от присвоенного приоритета.
В период действия контракта между заказчиком и исполнителем велась переписка по вопросам взаимного выполнения обязательств по контракту: заказчик указывал на несоблюдение исполнителем сроков выполнения заявок, исполнитель - на невыполнения заказчиком обязанностей по обеспечению доступа к информационным ресурсам, а также на не предоставление заказчиком соответствующей лицензии на эксплуатируемое специальное программное обеспечение.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 11.1 и 11.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
исполнитель не приступает своевременно к исполнению контракта или оказывает услугу настолько медленно, что завершение оказания услуги к установленному в контракте сроку становится явно невозможным;
во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, и исполнитель не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от заказчика;
отступления в услуге от условий контракта или иные недостатки услуги в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 3 стать 715 Гражданского кодекса РФ Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков
18 июня 2021 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0817200000321004567 от 03.06.2021 г. в связи с нарушениями сроков исполнения заявок.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.06.2021 г. было направлено ООО "ВЕБ ИНФОРМ" 22 июня 2021 года заказным письмом и по электронной почте, а также размещено в единой информационной системе.
Письмом от 28 июня 2021 года ООО "ВЕБ ИНФОРМ" указало, что предприняло все зависящие от него действия для своевременного исполнения заявок, и просило отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не отменил.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.06.2021 г. вступило в законную силу 12 июля 2021 года.
Представитель ООО "ВЕБ ИНФОРМ" указал, что заявки некоторое время продолжали поступать после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и были исполнены.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, Закон о контрактной системе не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Комиссия, рассмотрев представленные сведения и документы в материалы дела, пришла к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения поставщика. ООО "ВЕБ ИНФОРМ" исполняла поступающие в ее адрес заявки, своевременно информируя заказчика об обстоятельствах, препятствующих исполнению условий контракта. После устранения заказчиком препятствий продолжало исполнять обязанности по контракту, действуя разумно и добросовестно.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" при осуществлении закупки N 0817200000321004567 "Оказание услуг по технической поддержке регионального архива медицинских изображений" нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью ООО "ВЕБ ИНФОРМ".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М. Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 28 июля 2021 г. N РНП-22-119-Р/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2021