Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кобякова В. А.- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный университет" - Деренчук Майи Александровны;
от ООО "ПРОГРЕСС" - заявлено ходатайство о рассмотрении обращения заказчика в отсутствие уполномоченного представителя;
от ТЕЛЬЦОВОЙ НАТАЛЬИ ВАЛЕНТИНОВНЫ - не явился, уведомлена,
в рамках проведения внеплановой документарной проверки и рассмотрения обращения Заказчика - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный университет" о включении сведений об ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОГРЕСС" (ИНН 4223077413) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта в рамках проводимой закупки N 0317100001421000003 "Услуги по уборке зданий учебных корпусов "Л", "М", "Д", "С", "К", "Кс" и общежитий N1, N2, N3, N4, N5 для нужд ФГБОУ ВО " Алтайский государственный университет", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю 23.07.2021 г. поступило обращение Заказчика - о включении сведений об ООО "ПРОГРЕСС", в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогу закупки N 0317100001421000003.
30.07.2021 г. состоялось заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи, в ходе проведения которого, представитель Заказчика дала пояснения о ходе исполнения контракта и факте его расторжения.
Участник закупки к заседанию Комиссии представил свои возражения относительно порядка исполнения контракта, а также документы в доказательство невозможности выполнения работ и его решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В рамках подготовки к проведению внеплановой документарной проверки и рассмотрения обращения, Заказчиком также представлены запрошенные документы.
Рассмотрев представленные документы, и обращение Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.03.2021 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317100001421000003, НМЦК контракта составляет - 13 994 602,68 руб.
Участие в закупки ограниченно в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем, участие могут принять только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Объектом закупки является - услуги по уборке зданий, код позиции КТРУ - 81.21.10.000-00000006 (обязательное применение с 01.07.2020 г.).
Требования к закупаемой услуге определены ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия".
Описание объекта закупки произведено в соответствии с требованиями статей 23, 33 Закона о контрактной системе и Правилами использования заказчиками каталога товаров работ и услуг, утвержденного Постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В составе аукционной документации представлена инструкция по заполнению заявок, а также проект контракта.
В период с 26.03.2021 г. по 09.04.2021 г. на участие в электронном аукционе было подано 7 заявок.
12.04.2021 г. аукционная комиссия рассмотрела представленные первые части заявок участниками закупки и приняла решение о их допуске к участию в электронном аукционе, в том числе ООО "ПРОГРЕСС" заявка ИНЗ 109490839.
13.04.2021 г. состоялось проведение электронного аукциона, в рамках которого ООО "ПРОГРЕСС" пор.N1 (заявка ИНЗ 109490839) предложило свое ценовое предложение - 4 930 026,98 руб. (снижение 64,77 %).
Рассмотрев вторые части заявок, при подведении итогов электронного аукциона 14.04.2021 г. аукционная комиссия признала ООО "ПРОГРЕСС" соответствующим требованиям аукционной документации, поскольку предложил наиболее низкую цену контракта среди других участников закупки прошедших данный этап рассмотрения заявок и представил в составе заявки необходимые документы для признания его соответствующим требованиям аукционной документации. Протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов размещены в ЕИС в порядке и сроки установленные статьями 67, 69 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Сведения процедуры заключения контракта ЕИС подтверждают соблюдение установленного статьями 83.2, 96 Закона о контрактной системе порядок и сроки заключения 29.04.2021 г. с ООО "ПРОГРЕСС" государственного контракта N 09ЭА.44.2021.
Государственный контракт заключен на сумму 4 930 026,98 руб. в соответствии с положениями статьи 34 Закона о контрактной системе.
Сведения о заключенном контракте, включая дополнительное соглашение к контракту от 12.05.2021 г., направлены в реестр контрактов установленный срок частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе (реестровая запись карточки контракта 1222500473821000029).
Согласно условиям пунктов 1.1, 1.2 контракта Заказчик обязуется обеспечить оплату, а Исполнитель обязуется оказать услуги по уборке зданий учебных корпусов "Л", "М", "Д", "С", "К", "Кс" и общежитий N1, N2, N3, N4, N5 для нужд ФГБОУ ВО " Алтайский государственный университет".
График оказания услуги:
Услуга должна быть оказана в период с 01.05.2021 г. по 31.10.2021 г. в соответствии с утвержденным графиком уборки (см. таблицы N5 по N16 Спецификации (Приложение N1 к контракту)), последовательность оказания услуги по согласованию с Заказчиком. В случае если на момент уборки помещение занято, уборка должна быть произведена до начала занятий следующего дня.
Пунктом 3.2 контракта предусмотренытребования к результатам оказания услуг:
- Результатом оказания Услуг являются уборка помещений Заказчика в полном объеме в соответствии с описанием объекта закупки.
Исполнитель представляет Заказчику ежемесячно акт оказанных услуг, составленный в двух оригинальных экземплярах и подписанный со своей стороны, вместе с актом оказанных услуг Исполнитель предоставляет счет на оплату, счет-фактуру (при наличии) или счет на оплату, счет-фактура УПД.
Заказчик в течение 5-ти (пяти) рабочих дней со дня получения акта оказанных услуг от Исполнителя, проверив соответствие качества оказанных услуг по установленным Заказчиком требованиям, обязан подписать акт оказанных услуг Исполнителю, или оформить мотивированный отказ.
В случае мотивированного отказа сторонами составляется акт с указанием обнаруженных недостатков и сроков их устранения. Заказчик в течение 3-х (трех) рабочих дней рассматривает и подписывает акт. Обнаруженные недостатки устраняются Исполнителем за свой счет, в течение 3-х (трех) рабочих дней.
13.05.2021 г. в адрес Исполнителя Заказчиком направлена претензия с требованием исполнения условий заключенного контракта и незамедлительно приступить к исполнению контракта.
Согласно пункту 5.1 контракта, по всем вопросам, не нашедшим своего решения в тексте и условиях настоящего Контракта, но прямо или косвенно вытекающим из отношений Сторон по нему, затрагивающих имущественные интересы и деловую репутацию Сторон Контракта, Стороны настоящего Контракта будут руководствоваться нормами действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.2 контракта, стороны принимают необходимые меры к тому, чтобы любые спорные вопросы и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Контракта или в связи с ним, были урегулированы путем переговоров. Спорные вопросы, по которым Стороны не достигнут согласия, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Алтайского края.
Представитель Заказчика пояснила, что в процессе исполнения Контрактных обязательств между сторонами возникла спорная ситуация по исполнению контракта. Заказчик указывает на то, что в общежитиях N 3, 4, 5 услуги по уборке не оказаны. При этом, в претензии N10-2-21/01/2646 от 26.05.2021 г. предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон.
В своих возражениях участник закупки указывает на то, что 01.05.2021 г. Исполнитель приступил к исполнению своих обязанностей по Контракту, о чем заблаговременно уведомил заказчика - направил на объект своего представителя, представил заказчику списки сотрудников, осуществляющих уборку по всем объектам заказчика, указанным в Контракте, закупил инвентарь для уборки и моющие средства. В праздничные дни, с 01.05.2021 г. по 10.05.2021 г. сотрудники добросовестно исполняли обязанности по Контракту. Однако 11.05.2021 г., когда руководство Университета вышло на работу, был отдан приказ охране Университета наших сотрудников на объекты не пускать. С 11.05.2021 г. сотрудники Исполнителя на объекты больше не попали - их не пускали без объяснения причин. В период действия контракта Университет заключил договора на этот же предмет контракта - на уборку корпусов Университета - с посторонним поставщиком.
На каждый случай создания препятствий для выполнения работ сотрудниками Исполнителя составлены соответствующие акты, направлены заказчику претензии с требованиями устранить все препятствия для выполнения работ по Контракту. Однако заказчик в нарушение п.1 ст.718 ГК РФ на переговоры не шел, на объекты не пускал.
Также Исполнителем принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу и контракт расторгнут в одностороннем порядке 05.06.2021 г.
В доказательство к материалам дела представлены Претензии: N65 от 10.05.2021 г.; N66 от 11.05.2021г.N85 от 20.05.2021 г.; N98 от 26.05.2021 г. В указанных претензиях указывается о фактах не допуска на место оказания услуг, а также прилагаются акты о таком не допуске составленные сотрудниками ООО "Прогресс".
Также участником закупки представлено принятое им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.05.2021 г. и уведомление о таком решении N70 от 15.05.2021 г. (получено Заказчиком 19.05.2021 г.).
Представитель Заказчика пояснила, что действительно такие акты и претензии, включая односторонний отказ Исполнителя имеют место, но не могут быть приняты во внимание как обоснованные, поскольку акты составлены без участия представителей Заказчика, а односторонний отказ не соответствует закону. В связи с тем, что участник не захотел по согласованию сторон расторгнуть контракт, то заказчик принял свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.06.2021 г.
Частями 21, 22 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Таким образом, контракт считается фактически расторгнутым по инициативе Исполнителя - 31.05.2021 г., то есть по истечении 10 календарных дней, с даты надлежащего уведомления Заказчика.
Как следует из объяснений представителя Заказчика и представленных документов в материалы дела, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "ПРОГРЕСС" в судебном порядке не оспаривалось и спор с исполнением контракта не передавался на рассмотрение в арбитражный суд.
Доказательства свидетельствующих о действительном неисполнении участником закупки (экспертиза) своих обязательств в материалы дела не представлено.
Заказчиком представлены в материалы дела акты проверки качества уборки, не утвержденные руководителем и без участия представителей от Исполнителя, от 11.05.2021 г. в количестве 5 штук.
Рассматриваемые акты не соответствуют положениям приемки оказываемых услуг, установленных пунктом 3.2 контракта, а именно:
- в случае мотивированного отказа сторонами составляется акт с указанием обнаруженных недостатков и сроков их устранения. Заказчик в течение 3-х (трех) рабочих дней рассматривает и подписывает акт. Обнаруженные недостатки устраняются Исполнителем за свой счет, в течение 3-х (трех) рабочих дней.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
- соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
Таким образом, к компетенции контрольного органа в сфере закупок не относится проверка соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Результаты такого контроля органом внутреннего государственного финансового контроля в материалы дела Заказчиком также не представлено.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, с целью получения дополнительных сведений (результатов экспертизы, проверок), для установления факта нарушения участником закупки существенных условий контракта, срок проведения внеплановой проверки и рассмотрения обращения Заказчика не может быть продлен.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - 03.06.2021 г., то есть уже после того как уже контракт расторгнут Исполнителем.
При этом, в основании принятия такого решения, Заказчик ссылается на положения части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 6.3 контракта, а именно:
- каждая из сторон в праве в одностороннем порядке направить предложение расторгнуть Контракт по соглашению сторон до окончания срока действия Контракта (до полного исполнения сторонами своих обязательств). В случае если вторая сторона не отвечает согласием на расторжение Контракта по соглашению сторон, инициатор такого вида расторжения может обратиться в суд с целью принудительного расторжения Контракта между сторонами.
Ссылок на иные положения Гражданского кодекса Российской федерации решение Заказчика не содержит, хотя представитель Заказчика считает, что рассматриваемый контракт был расторгнут по нарушению существенных условий, что в свою очередь, для установления недобросовестности участника закупки требует доказывания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
- рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
- проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил;
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Рассмотрев обращение и документы, представленные Заказчиком, в рамках проведения внеплановой документарной проверки, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный университет" нарушений Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона N 0317100001421000003 "Услуги по уборке зданий учебных корпусов "Л", "М", "Д", "С", "К", "Кс" и общежитий N1, N2, N3, N4, N5 для нужд ФГБОУ ВО " Алтайский государственный университет" - не выявлено;
2. Отказать во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОГРЕСС" (ИНН 4223077413).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 июля 2021 г. N РНП-22-128-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021