Резолютивная часть решения оглашена 30 июля 2021 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, при участии представителя Администрации муниципального образования - Рязанского муниципального района Рязанской области <_>, представителя Муниципального казенного учреждения Рязанского муниципального района - "Центр торгов" <_>, в отсутствие представителей ООО "РТС-Тендер", уведомленных надлежащим образом (исх. N 3808 от 26.07.2021), представителей ООО "Джули", уведомленных надлежащим образом (исх. N 3806 от 26.07.2021), рассмотрев жалобу ООО "Джули" вх. N 4383 от 23.07.2021) на действия Заказчика (Администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области) при проведении электронного аукциона на ремонтные работы участка тепловой сети от т.11 до точки 27 (МКД ул. Юбилейная 9,6,8,3) с. Дядьково (извещение N 0859300019721000114 от 17.07.2021) и проведя внеплановую проверку,
у с т а н о в и л а:
Администрацией муниципального образования - Рязанского муниципального района Рязанской области (далее - Администрация, Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на ремонтные работы участка тепловой сети от т.11 до точки 27 (МКД ул. Юбилейная 9,6,8,3) с. Дядьково (далее - электронный аукцион).
17 июля 2021 года извещение о проведении электронного аукциона N 0859300019721000114 и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Муниципальное казенное учреждение Рязанского муниципального района - "Центр торгов" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 645 916, 00 руб.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно: в аукционной документации следует установить требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(5) "Выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта" Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В отзыве на жалобу б/н от 28.07.2021 (вх. N 4511 от 28.07.2021) Заказчик сообщил, что считает доводы жалобы необоснованными, так как при составлении аукционной документации Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.
В отзыве на жалобу N 22 от 28.07.2021 (вх. N 4510 от 28.07.2021) Уполномоченное учреждение сообщило, что считает доводы жалобы необоснованными, так как при составлении аукционной документации Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения Сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о ФКС установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о ФКС Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о ФКС в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Во исполнение Закона о ФКС Постановлением N 99 определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения электронного аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчику в аукционной документации следует установить требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(5) "Выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта" Постановления N 99.
В соответствии с пунктом 2 (5) Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнении работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительно требование, а именно, наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно аукционной документации объектом закупки являются ремонтные работы участка тепловой сети от т.11 до точки 27 (МКД ул. Юбилейная 9,6,8,3) с. Дядьково.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что протяженность тепловых сетей составляет более 38 км и данный объем работ по ремонту и замене некоторых участков тепловых сетей и запорной арматуры не является существенным и составляет не более 5 % от общего объема. В рамках рассматриваемой закупки предусмотрен именно текущий ремонт, поскольку данные работы направлены на предупреждение износа и выхода из строя тепловых сетей.
Согласно Письма ФАС России от 17.04.2017 N ИА/25494/17 "По вопросу о правомерности установления дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту при осуществлении закупок по текущему ремонту", установление в соответствии с Постановлением N 99 дополнительных требований к участникам закупки работ по текущему ремонту неправомерно и будет являться нарушением ч. 6 ст. 31 Закона о ФКС.
В ходе заседания Комиссии установлено, что Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 13.12.200 N 285 "Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" утверждена Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (далее - Типовая инструкция).
Согласно Приложению N 7 Типовой инструкции к текущему ремонту в том числе относится частичный ремонт тепловой изоляции (до 5% общей длины трубопроводов) с восстановлением антикоррозионных покрытий и окраски.
На основании изложенного, Комиссия Рязанского УФАС России, проанализировав материалы дела, приходит к выводу, что Заказчиком при составлении и утверждении документации об электронном аукционе обоснованно не установлено требование пункта 2 (5) Приложения N 1 к Постановлению N 99, так как работы включенные в объект закупки, не входят в состав мероприятий по капитальному ремонту линейного объекта и считает довод жалобы Заявителя необоснованным.
Вместе с тем Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 30 "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ (требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки - требование о предоставлении СРО, лицензий и других документов)" части II "Информационная карта" документации об электронном аукционе участник закупки должен быть членом СРО (ч. 3, 3.1 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного Кодекса РФ). Данное требование не распространяется на лиц, указанных в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Член СРО имеет право выполнять работы по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
2) если совокупный размер обязательств по договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Согласно аукционной документации объектом закупки являются ремонтные работы участка тепловой сети от т.11 до точки 27 (МКД ул. Юбилейная 9,6,8,3) с. Дядьково.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в описании объекта закупки не содержатся работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства, в связи с чем Заказчик неправомерно установил требования о наличии у участников закупки свидетельства о допуске СРО.
На основании изложенного, Комиссия Рязанского УФАС России, приходит к выводу, что действия Заказчика при проведении электронного аукциона на ремонтные работы участка тепловой сети от т.11 до точки 27 (МКД ул. Юбилейная 9,6,8,3) с. Дядьково нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о ФКС содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем при проведении внеплановой проверки установлено следующее
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно ч.2 ст. 66 Закона о ФКС заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Подпунктом а) пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о ФКС установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, должна содержать наименование страны происхождения товара.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о ФКС вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 69 Закона о ФКС аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Как следует из документации о закупке "Участник должен быть членом СРО".
При этом в соответствии с пунктом 31 "Требование о представлении копий документов, подтверждающих соответствие работы требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к работе" части II "Информационная карта" документации об электронном аукционе участник закупки должен в составе второй части заявки предоставить копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, установленной законодательством Российской Федерации (требование о предоставлении данного документа не распространяется на лиц, указанных в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом, в соответствии с частью 2.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей).
С учетом изложенного, при рассмотрении вторых частей заявок Аукционная комиссия должна руководствоваться положениями документации о закупке, в части проверки наличия в заявках участников закупки указанной выписки.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0859300019721000114 от 23.07.2021 заявка участника с идентификационным номером 110248055 (ООО "АЛЬФАМАТИК") отклонена по причине не соответствия требованиям документации, а именно: непредставление документов и информации, которые предусмотрены частью 11 ст. 24.1, ч. 3 или 3.1, 5, 8.2 ст. 66 Закон N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, а именно: участник закупки в соответствии с требованиями ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ не представил документы: копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, установленной законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из обстоятельств, установленных по делу, признание Аукционной комиссией второй части заявки ООО "АЛЬФАМАТИК", не соответствующей требованиям документации о закупке, на том основании, что участник закупки не предоставил выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, нарушает требования ч. 7 ст. 69 Закона о ФКС.
В свою очередь, по мнению Комиссии Рязанского УФАС, в действиях Аукционной комиссии отсутствует состав административного правонарушения, т.к. при рассмотрении вторых частей заявок участников Аукционная комиссия при принятии решения о несоответствии заявки участия руководствовалась положениями документации о закупке.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Джули" необоснованной.
2. Признать Заказчика (Администрацию муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области) нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о ФКС.
3. Признать Аукционную комиссию (Муниципальное казенное учреждение Рязанского муниципального района - "Центр торгов") нарушившей ч. 7 ст. 69 Закона о ФКС.
4. Выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному учреждению и Оператору электронной площадки (ООО "РТС-Тендер") об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы от 04.08.2021 по делу N062/06/64-685/2021 уполномоченному должностному лицу (заместителю руководителя - начальнику отдела контроля закупок) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 4 августа 2021 г. N 062/06/64-685/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021