Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛЕТРА" (далее - Заявитель) (вх. N 4123 от 21.07.2021) на действия государственного общеобразовательного учреждения Тульской области "Яснополянский образовательный комплекс им. Л.Н. Толстого", государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку интерактивного оборудования в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (закупка N 0366200035621003818) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя государственного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) по доверенности;
- - представителя заинтересованного лица ООО "АУВИКС" по доверенности;
(в отсутствие представителей Заказчика, Заявителя, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и способе рассмотрения данного дела),
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе на поставку интерактивного оборудования в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (закупка N 0366200035621003818) (далее - документация об электронном аукционе) не соответствует положениям Закона по следующим обстоятельствам.
Совокупность требований к техническим характеристикам, установленным в пункте 2 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе указывает на возможность поставки только одной модели товара, а именно "ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИСПЛЕЙ SMART SBID-MX275-V2".
Представитель Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу. Заказчик также не согласился с доводами жалобы, при этом представив письменные возражения.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об электронном аукционе размещены 30.06.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система). Изменения в извещение и документацию об электронном аукционе размещены в единой информационной системе 12.07.2021, 13.07.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 131 032,80 рублей.
Согласно извещению и документации об электронном аукционе предметом закупки является поставка интерактивной панели).
В частности, в соответствии с пунктом 2 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе предметом заключенного контракта будет являться следующий товар:
Nп/п |
Наименование характеристик |
Требуемое значение (диапазон значений) показателей |
Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии (значения, указанные в данном столбце носят информативный характер, не оцениваются при рассмотрении заявок, не включаются в первые и вторые части заявок и проект контракта) |
1. |
Интерактивная панель |
|
КТРУ 26.20.13.000-00000002 |
Характеристики товара, являющегося предметом закупки, отражены в пункте 2 "Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правилами формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования каталога каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению об электронном аукционе закупаемый товар отнесен к следующему коду каталога товаров, работ, услуг (далее также - КТРУ, каталог):
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Код позиции |
Интерактивная панель |
26.20.13.000-00000002 |
Каталог товаров, работ и услуг под кодом 26.20.13.000-00000002 определяет наименование "Интерактивная панель" и описание товара, состоящее из 58 наименований характеристик с указанием их значений, а также единиц измерения (дата включения указанных позиций в каталог - 05.06.2020 (Версия 3), дата начала обязательного применения позиции каталога - 18.11.2020).
При этом, пункт 3 "Условия поставки в части функциональных возможностей работы с интерактивной панелью" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, в том числе содержит следующие требования:
"Встроенные функции панели должны позволять распознавание трех и более объектов касания;
Возможность распознавания в качестве объекта касания стилуса - для ввода рукописного текста, графических объектов, пальца - для перемещения объектов по экрану;
Наличие возможности приглашения не менее 250 пользователей;
Возможность внесения удаленными пользователями своих комментариев и правок в режиме реального времени на экран системы через интернет-браузер или приложение для iOS и Android;
Возможность отображать на экране не менее 8 последних открытых приложений, файлов;
Возможность одновременного использования не менее 4 устройств при скриншаринге (использование экранов);
Возможность сохранения пользователем своего рабочего экрана панели в виде снимка в мобильном приложении, с возможностью последующего его воспроизведения на экране аналогичной панели и его редактирования;
Возможность вставки и использования картинок и видео из сети Интернет в режиме "белой доски" без обращения к браузеру;
Возможность скрытия необходимой информации, путем перетаскивания инструмента "затенение экрана" на странице;
Полноэкранный режим за счет скрытия панели инструментов и вкладок;
Возможность доступа к 10 и более встроенным шаблонам упражнений следующих типов: заполнение пропусков, сортировка, упорядочивание, переворот, открытие подписей;
Возможность вставки в занятие 3D моделей и 3D сцен следующих форматов: *.dae, *.obj, *.fbx".
Проанализировав содержание пункта 3 "Условия поставки в части функциональных возможностей работы с интерактивной панелью" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу, что указанные требования фактически относятся к функциональным характеристикам закупаемого товара. Причем код КТРУ 26.20.13.000-00000002 "Интерактивная панель" не содержит подобных наименований характеристик.
В силу пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом согласно пункту 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Однако установлено, что в документации об электронном аукционе не содержится обоснования необходимости использования дополнительной информации (дополнительных требований к характеристикам), указанной в пункте 3 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Исходя из анализа представленных документов, Комиссия приходит к выводу о том, что потребность в конкретных требованиях, предъявляемых к закупаемому товару, Заказчиками не обоснована и не подтверждена документально.
Следовательно, пункт 3 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе составлен Заказчиком не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг, без учета требований постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части обязанности Заказчика включить в описание товара обоснование необходимости использования дополнительной информации, не содержащейся в соответствующей позиции кода КТРУ, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
В отношении доводов ООО "ЛЕТРА" о том, что совокупность требований к техническим характеристикам, установленных в части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе указывает на возможность поставки продукции только одного производителя, а именно ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИСПЛЕЙ SMART SBID-MX275-V2, Комиссией установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Как следует из материалов дела, и утверждения представителя Уполномоченного учреждения, при подготовке документации об электронном аукционе был произведен анализ рынка для формирования начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Указанный анализ показал, что требованиям к техническим характеристикам приобретаемого товара, установленным в документации об электронном аукционе, соответствуют товары двух производителей - "SMART SBID-MX275-V2" и "INFOCUS JTOUCH INF7540e".
Однако, в материалы дела заинтересованным лицом - обществом с ограниченной ответственностью "АУВИКС", являющимся официальным дистрибьютером продукции INFOCUS в Российской Федерации, представлена информация, согласно которой товар "INFOCUS JTOUCH INF7540e" не соответствует ряду требований к характеристикам, указанным в части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе (письма ООО "АУВИКС" от 28.07.2021 исх. N 784, от 28.07.2021 исх. N 785).
В частности товар "INFOCUS JTOUCH INF7540e" не соответствует следующим требованиям:
Nп/п |
Наименование характеристик |
Требуемое значение (диапазон значений) показателей |
Значение INFOCUS JTOUCH INF7540e |
1. |
Интерактивная панель |
|
КРТУ 26.20.13.000-00000002 |
1.18. |
Статическая контрастность экрана |
|
1100:1 - не соответствует |
1.34. |
Объем накопителя встроенного вычислительного блока, Гигабайт |
|
16,00 - не соответствует |
1.35. |
Объем оперативной памяти встроенного вычислительного блока, Гигабайт |
|
3,00 - не соответствует |
1.45. |
Количество встроенных портов Ethernet для подключения дополнительных устройств, штук |
|
1 - не соответствует |
1.46. |
Количество HDMI входов на лицевой панели для подключения внешних устройств, штука |
|
0 - не соответствует |
1.47. |
Количество портов USB 3.0, штука |
|
2 - не соответствует |
Кроме того, товар "INFOCUS JTOUCH INF7540e" также не соответствует ряду требований, установленных в пункте 3 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Изучив представленную информацию, Комиссия установила, что указанные в письмах ООО "АУВИКС" характеристики товара "Интерактивная панель" не удовлетворяют требованиям, установленным в пунктах 2, 3 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе для закупаемого товара.
Кроме того, Заказчиком не представлено документов и сведений (документально подтвержденных - паспорт товара, официальное письмо производителя, инструкция по эксплуатации и прочее), позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности установленных в документации об электронном аукционе требований к характеристикам приобретаемых интерактивных панелей соответствует иное оборудование, кроме как производителя "SMART Technologies" (товар SMART SBID-MX275-V2).
Комиссия особо отмечает, что не умаляет права Заказчика на самостоятельное описание собственных потребностей в части определения наилучших для него характеристик (их значений) закупаемого оборудования.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, Заказчиком при подготовке настоящей закупки в должной мере не исследовался вопрос наличия иного оборудования, которое могло бы удовлетворить потребность Заказчика (не запрошены технические характеристики оборудования различных производителей), не предприняты действия по обеспечению конкурентной среды при формировании Технического задания документации об электронном аукционе, либо не предприняты действия по подготовке исчерпывающего обоснования потребности Заказчика в закупке оборудования единственного производителя (как наиболее современного, качественного по своим характеристикам и единственного в допустимой для Заказчика ценовой категории). Доказательств обратного, Заказчиком при рассмотрении жалобы представлено не было.
В то же время, включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Учитывая представленные в материалы дела документы и сведения, а также тот факт, что у Заказчика отсутствуют однозначные доказательства того, что под установленные в Техническом задании документации об электронном аукционе требования подходит какой-либо другой товар, кроме интерактивной панели SMART SBID-MX275-V2, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения требований части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Следовательно, довод Заявителя о том, что установленные Заказчиком в Техническом задании документации об электронном аукционе характеристики влекут за собой ограничение количества участников закупки, оставляя возможность поставки в рамках рассматриваемой закупки только товара одного производителя - SMART SBID-MX275-V2, является обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛЕТРА" (вх. N 4123 от 21.07.2021) на действия государственного общеобразовательного учреждения Тульской области "Яснополянский образовательный комплекс им. Л.Н. Толстого", государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку интерактивного оборудования в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (закупка N 0366200035621003818) обоснованной.
2. Признать государственное общеобразовательное учреждение Тульской области "Яснополянский образовательный комплекс им. Л.Н. Толстого" нарушившим часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.
3. Выдать государственному общеобразовательному учреждению Тульской области "Яснополянский образовательный комплекс им. Л.Н. Толстого", государственному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения поставщика (закупка N 0366200035621003818).
4. Выдать аукционной комиссии государственного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки N 0366200035621003818.
5. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 071/06/105-631/2021
28 июля 2021 года |
г. Тула |
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
на основании решения от 28.07.2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "ЛЕТРА" (вх. N 4123 от 21.07.2021) на действия государственного общеобразовательного учреждения Тульской области "Яснополянский образовательный комплекс им. Л.Н. Толстого", государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку интерактивного оборудования в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (закупка N 0366200035621003818) (далее - электронный аукцион), и в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Государственному общеобразовательному учреждению Тульской области "Яснополянский образовательный комплекс им. Л.Н. Толстого", государственному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" устранить нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона путем аннулирования электронного аукциона на право заключения контракта на поставку интерактивного оборудования в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (закупка N 0366200035621003818).
2. Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки N 0366200035621003818.
3. Срок исполнения предписания - не позднее 18.08.2021.
4. Государственному общеобразовательному учреждению Тульской области "Яснополянский образовательный комплекс им. Л.Н. Толстого", государственному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" уведомить Тульское УФАС России об исполнении предписания не позднее 18.08.2021 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 28 июля 2021 г. N 071/06/105-631/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2021