На основании требований пп. "б" п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с п.4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 проведена внеплановая проверка действий ГБУ "СЦ 44" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству помещений заказчика по адресу: г. Москва, улица проспект Мира, дом 48 стр. 2 (Закупка N 0373200613121000009).
Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГБУ "СЦ 44",
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Управления
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ИП Бергина Ю.А.
(вх. N 63557-ЭП/21 от 28.07.2021) (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ЦГИЖБО ФСИН России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству помещений заказчика по адресу: г. Москва, улица проспект Мира, дом 48 стр. 2 (Закупка N 0373200613121000009) (далее - конкурс).
Вместе с тем, указанная жалоба отозвана Заявителем в соответствии с ч.15 ст.105 Закона о контрактной системе.
П.2 письма ФАС России от 19.10.2018 N ИА/84476/18 установлено, что в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение Заказчиком законодательства о контрактной системе при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок,окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
В силу п.24 Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым п. 11 Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором п. 11 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если , - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
при этом НЦБmax = КЗ x 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;
НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Значимость показателя критерия: 5%
Коэффициент значимости показателя критерия - 1,0.
Оценивается предложение участника об объеме (суммарный объем оказанных услуг/выполненных работ, исчисляемый в рублях) исполненных Участником контрактов/договоров (далее - контрактов) сопоставимого характера и объема, заключенных в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ и исполненных не ранее чем за 3 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника.
Контрактами сопоставимого характера и объема будут считаться контракты, исполненные Участником в указанный в показателе период без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника, с ценой каждого контракта не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке, на выполнение работ по ремонту (капитальный ремонт и (или) текущий ремонт и (или) ремонтные работы).
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, договоров (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, содержащих сведения о предмете контракта/договора и стоимости оказанных услуг.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В случае если контракты (договоры) заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки Сводных сведений о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, содержащих данные о номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.
Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" приведена в Приложении N 1 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки.
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе при предоставлении копий контрактов (договоров) в соответствии с порядком оценки либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, в случае предоставления сведений об опыте в Сводных сведениях о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Порядок начисления баллов:
Баллы присваиваются в зависимости от суммарного объема, т.е. суммы цен контрактов сопоставимого характера и объема, исполненных Участником в указанный в показателе период.
Заявка участника с большей суммой цен контрактов сопоставимого характера и объема оценивается большим количеством баллов. Заявки других участников размещения заказа оцениваются пропорционально относительно показателей заявки, которой присвоено максимальное количество баллов (Кmax) в случае, если Кmax< Кпред, либо относительно предельно необходимого максимального значения суммы цен контрактов сопоставимого характера и объема (Кпред) в случае, если Кmax> Кпред с учетом коэффициента значимости (КЗ).
Для оценки предложений по данному показателю заказчиком установлено предельно необходимое максимальное значение суммы цен контрактов сопоставимого характера и объема (Кпред), равное 15 млн. руб. При оценке предложений данному показателю участникам закупки, сделавшим предложение, равное либо превышающее такое значение, присваивается максимальное количество баллов (НЦБi = НЦБmax).
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формулам:
а) в случае если Кmax< Кпред - по формуле:
б) в случае если Кmax> Кпред - по формуле:
при этом
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.
Кпред - предельно необходимое максимальное значение показателя;
НЦБmax - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Оценка в 0 баллов будет присвоена:
- участнику конкурса, который не имеет опыта сопоставимого характера и объема;
- участнику конкурса, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие сведения о наличии опыта по успешному оказанию услуг /выполнению работ сопоставимого характера и объема за указанный в показателе период".
В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком, в нарушение положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено значение Кпред в размере 15 000 000,00 (пятнадцать миллионов) руб., при этом, по мнению Заявителя, содержание показателей, связанных с наличием опыта, должно заключаться в выявлении наиболее опытного участника закупки, между тем установление предельно необходимых значений оцениваемых показателей не позволяет выявить лучшего, в данном случае наиболее опытного исполнителя.
Комиссия Управления отмечает, что при оценке наличия у участника закупки опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема для выявления лучшего предложения конкурсной комиссии надлежит оценивать суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях, поскольку опыт является категорией оценки, наибольший объем которой напрямую отражает наиболее опытного участника рынка, ввиду чего установление Кпред в размере 15 000 000,00 (пятнадцать миллионов) руб. не способствует выявлению наиболее опытного участника закупки.
Так, в поставленных Заказчиком условиях оценки участник закупки, который исполнил контрактов, например, на сумму 15 000 000,00 руб., поставлен в равные условия с тем участником закупки, которые имеет опыт исполнения контрактов, например, на сумму 50 000 000,00 руб. При этом очевидно, что более опытным участником является исполнитель контрактов на сумму 50 000 000,00 руб.
Таким образом, установление Кпред оцениваемого опыта ставит участников закупки на один уровень, что не отвечает цели самого показателя и самому определению понятия "оценка", суть которого заключается в выявлении наилучшего предложения, а по конкретному показателю - наиболее опытного исполнителя.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 30.07.2021 в конкурсную документацию были внесены соответствующие изменения, а именно скорректированы вышеуказанные неправомерные положения порядка оценки.
Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о том, что выявленные Комиссией Управления нарушения п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе устранены Заказчиком самостоятельно посредством внесения изменений в конкурсную документацию.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях ГБУ "СЦ 44" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству помещений заказчика по адресу: г. Москва, улица проспект Мира, дом 48 стр. 2 (Закупка N 0373200613121000009) по доводам, изложенным в жалобе ИП Бергина Ю.А., нарушения п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
3. Передать материалы дела от 03.08.2021 N077/06/106-13645/2021 соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии: П.А. Ступченко
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 августа 2021 г. N 077/06/106-13645/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2021