Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУЗ г. Москвы ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ: Яновского А.А. (доверенность от 06.04.2021 N194-б),
ООО "Триумф": Степаненко В.Н. (доверенность от 01.02.2021 Nб/н),
рассмотрев жалобу ООО "Триумф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на на поставку, установку и ввод в эксплуатацию силового оборудования для оснащения корпуса N 7 для нужд ГБУЗ ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ после выхода из капитального ремонта (Закупка N 0373200045221000922) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно не установлены ограничения допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N102), поскольку объектом закупки является поставка товаров, которые включены в Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением N102.
В силу п.1,п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка, установка и ввод в эксплуатацию силового оборудования для оснащения корпуса N 7 для нужд ГБУЗ ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ после выхода из капитального ремонта/
П.1 постановления N102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1).
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком закупаются товары по п.1.4 "Устройство соединительное для введения спиц. ОКПД2 32.50.13.190-00007652", п.2.5 "Устройство соединительное для хирургической дрели. ОКПД2 32.50.13.190-00007188", включенные в Перечень N1, при этом в Информационной карте не установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением N 102.
Комиссия Управления отмечает, что согласно примечанию к перечню N1 при применении перечня Заказчику следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
На заседании Комиссии Управления установлено, что перечень N1 содержит код ОКПД2 32.50.13.190, при этом наименование закупаемого медицинского изделия ("Устройство соединительное для введения спиц") не подпадает под действие ограничений, установленных постановлением N 102.
Также на заседании Комиссии Управления установлено, что в перечень N1 включены, в частности, аппараты электрохирургические под кодом ОКПД2 32.50.1, при этом наименование закупаемого медицинского изделия ("Устройство соединительное для хирургической дрели") не подпадает под действие ограничений, установленных постановлением N 102.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие содержание оспариваемых товаров в перечне N1 под соответствующими кодами ОКПД2 и наименованиями, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что предмет рассматриваемой закупки не включен в перечень N1 постановления N 102, таким образом Заказчику не вменена обязанность по установлению в аукционной документации ограничений допуска в соответствии с Постановлением N102.
Таким образом указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Также в составе жалобы Заявитель обжалует неправомерное объединение в один лот товаров, включенных в перечень N1, и не включенных в него.
Пункт 2.2 постановления N 102 устанавливает, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень # 1 и не включенные в него.
При этом Комиссия Управления отмечает, что на заседании Комиссии Управления установлено, что товары, требуемые к поставке, не включены в перечень N1, соответственно, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2 и ч.2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе аукционной документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе своей жалобы Заявитель указывает, что поскольку объектом закупки является поставка, установка и ввод в эксплуатацию силового оборудования для оснащения корпуса N 7 для нужд ГБУЗ ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ после выхода из капитального ремонта и поставке в соответствии с п.4 информационной карты подлежит "Электроинструмент хирургический многофункциональный для обработки костной ткани : 2 шт; код ОКПД2: 32.50.13.190", а также в связи с тем, что в составе Технического задания в разделе "Выполнение работ, связанных с вводом медицинского оборудования в эксплуатацию" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Поставщик, производит установочные и пуско-наладочные работы медицинского оборудования в соответствии с технической и эксплуатационной документацией и требованиями завода изготовителя", то Заказчику надлежало установить в составе аукционной документации требование к участникам закупки о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.
Также на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что согласно п.17 ч.1 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон о лицензировании) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
В соответствии с п.2 Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники под техническим обслуживанием медтехники понимается комплекс регламентированных эксплуатационной документацией производителя медицинского изделия мероприятий по поддержанию исправности и (или) восстановлению работоспособности медицинских изделий с проведением контроля технического состояния при их использовании по назначению, предусмотренному производителем, а также действия по монтажу и наладке медицинских изделий.
При этом согласно пп."б" п.2 Перечня выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники техническому обслуживанию групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения подлежат, в том числе хирургические инструменты, системы и сопутствующие медицинские изделия, что в данном конкретном случае соответствует предмету закупки.
Таким образом, по мнению представителя Заявителя, для выполнения работ в соответствии с объектом закупки по "поставке, установке и вводу в эксплуатацию силового оборудования для оснащения корпуса N 7 для нужд ГБУЗ ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ после выхода из капитального ремонта" необходима лицензия на монтаж медицинского оборудования.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что поскольку объектом закупки являются комплекты аккумуляторного силового оборудования, то для него не требуется производство монтажа, а требуется лишь ввод в эксплуатацию, при этом для возможности осуществления данного действия, участнику закупки не обязательно обладать вышеуказанной лицензией.
Комиссия Управления отмечает, что поставка медицинского оборудования и монтаж, наладка такого оборудования являются технологически и функционально связанными товарами, работами (услугами) и могут быть объединены в один лот.
При этом требование о наличии лицензии непосредственно у участника закупки в отношении предмета закупки, состоящего из нелицензируемого и лицензируемого вида деятельности, является избыточным обременением участников закупки, которое может приводить к сокращению количества участников закупки и ограничению конкуренции, в связи с тем что хозяйствующие субъекты без лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий не смогут участвовать в закупках при объективной возможности поставить медицинское оборудование и привлечь обладающего соответствующей лицензией соисполнителя для выполнения работы (услуги) по монтажу и наладке медицинского оборудования.
Таким образом, в случае объединения в один предмет закупки поставки медицинского оборудования с выполнением сопутствующих работ (услуг), подлежащих лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании, таких как монтаж и наладка медицинского оборудования, установление требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по выполнению (оказанию) работ (услуг), подлежащих лицензированию, в составе заявки на участие в закупке неправомерно.
При этом Комиссия Управления отмечает, что согласно положениям аукционной документации участник закупки вправе привлечь соисполнителя, таким образом, выполнение действий по монтажу и наладке медицинского оборудования могут быть обеспечены должным образом и без наличия соответствующей лицензии непосредственно у участника закупки.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчик правомерно не установил в аукционной документации требование к участнику закупки о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники, таким образом указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Триумф" на действия ГБУЗ г. Москвы ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ необоснованной.
2. Снять ограничения на осуществление закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии А.З. Касимова
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 июля 2021 г. N 077/06/106-13560/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021