Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГУП "Московский метрополитен": Ивановой О.Ю. (по дов. N НЮ-14/559 от 10.08.2020),
ООО "Вилар": Ткаченко В.В. (по дов. N 1_02/08/2021 от 02.08.2021),
в отсутствие представителей ГКУ "ДТЗ", уведомленных письмом Московского УФАС России (исх. N ЕО/45473/21 от 30.07.2021),
рассмотрев жалобу ООО "Вилар" (далее - Заявитель) на действия
ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на
вполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Замена лифтов N 5577, N 5576, N 1437ЩЛ, N 1438ЩЛ,N 1433ЩЛ, N 1194 СВ, N 223СВ-92, N 1078-М-84, N 1077-М-84, N 507Щ, N 479СВ-90, N 476ЩЛ, N 474ЩЛ, N 365ЩЛЗ, N 301А-88, N 222ИСВ-88 в зданиях Московского метрополитена (Закупка N 0373200082121000442) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 30.07.2021 N ЕО/45473/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.07.2021 NППУ2 на основании предоставления обеспечения исполнения контракта в форме банковской гарантии, не соответствующей требованиям конкурсной документации и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 01.07.2021 NППИ1 ООО "Вилар" занял второе место, вместе с тем поскольку победитель конкурса - ООО "Контур Проект" - признан уклонившимся от заключения контракта, то проект государственного контракта был направлен на подписание ООО "Вилар" на основании ч.14 ст.83.2 Закона о контрактной системи.
На основании ч.1 ст.83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В силу ч.2 ст.83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч.12 ст.54.7, ч.8 ст.69, ч.8 ст.82.4, ч.23 ст.83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает
в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч.23 ст.68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п.2 ч.4 ст.54.4, п.7 ч.9 ст.83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В силу ч.3 ст.83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч.4 ст.83.2 Закона о контрактной системе.
На основании ч.4 ст.96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона о контрактной системы, при этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна содержать банковская гарантия.
В соответствии с ч.5 ст.96 Закона о контактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссией Управления установлено, что победителем конкурса направлен подписанный проект контракта и обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии от 22.07.2021 N90384JQ6LTAR2Q0AQ0QQ8RL, выданной
ПАО "Сбербанк России".
Согласно ч.8.2 ст.45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На заседании Комиссии Управления установлено, что банковская гарантия, представленная Заявителем, содержит, в частности, следующее: "Требование платежа по настоящей гарантии не может быть предъявлено ранее установленного Контрактом срока выполнения обязательств по Контракту".
При этом, в соответствии с п. 31 Информационной карты аукционной документации установлены следующие требования к банковской гарантии:
" Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства Гаранта выплатить Бенефициару сумму Гарантии или ее часть, а именно:
- обязательство уплатить сумму неустойки (штрафа, пеней) предусмотренных
контрактом;
- обязательство возместить убытки, понесенные Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по Контракту;
- обязательство уплатить сумму в размере авансового платежа (если выплата авансового платежа предусмотрена условиями контракта) при условии если бенефициаром предъявлено требование о возврате авансового платежа принципалу и оно им не выполнено".
Согласно ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании вышеизложенного, Бенефициар (Заказчик) вправе предъявлять Гаранту письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в любой момент, начиная с даты заключения государственного контракта и до окончания срока действия банковской гарантии, в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения Принципалом обязательств, обеспеченных такой банковской гарантией, в том числе на основании одностороннего отказа от заключения контракта.
Таким образом, Гарант неправомерно ограничивает право Бенефициара на обращение к Гаранту с требованием об уплате суммы неустойки (штраф, пени) до истечения срока выполнения обязательств по контракту.
Согласно п.3 ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для признания банковской гарантии не соответствующей требованиям конкурсной документации, и принятие Заказчиком решения о признании уклонившимся от заключения контракта по основанию, указанному в протоколе, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком нарушен срок уведомления Заявителя о несоответствии банковской гарантии, поскольку уведомлений от Заказчика об отказе в приеме Банковской гарантии в адрес Заявителя не поступало.
Комиссией Управления установлено, что банковская гарантия направлена Заявителем 22.07.2021 одновременно с подписанным проектом контракта. При этом Заказчик в срок, установленный ч.13 ст.83.2 Закона о контрактной системе, а именно 27.07.2021, разместил в единой информационной системе в сфере закупок протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии вышеупомянутой банковской гарантии. Комиссия Управления отмечает, что размещенный протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, содержащий причины несоответствия банковской гарантии, является уведомлением, предусмотренным ч.13 ст.83.2 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вилар" на действия ГУП "Московский метрополитен" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 30.07.2021 N ЕО/45473/21.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии А.А. Кутейников
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.тел. 8 495-784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 августа 2021 г. N 077/06/106-13393/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021