Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.С. Леонтьевой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ООО "Медикал Сервис": П.В. Ханжина,
ФГБОУ ВПО МГСУ: Д.А. Солошенко,
рассмотрев жалобу ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВПО МГСУ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку мебели для ЛОК НИУ МГСУ (Закупка N 0373100017021000028) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по
рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕО/45191/21 от 29.07.2021.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы совокупности характеристик поставляемых товаров, установленных Заказчиком в технической части аукционной документации, не соответствует ни один товар с учетом предусмотренного в документации запрета в соответствии с постановлением Правительства от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N616).
Заказчиком определены требования к поставляемым товарам, так, например, по п.1 "Шкаф для одежды деревянный":
"Технические характеристики по поз. 31.01.12.131-00000001 КТРУ
Вид материала корпуса: ЛДСП
Возможность регулировки напольной опоры по высоте: нет
Высота выдвижного ящика, миллиметр: 200 и < 300
Высота отделения для головных уборов, миллиметр: 400 и < 500
Высота шкафа, миллиметр: 2600 и < 2700
Глубина выдвижного ящика, миллиметр: 500 и < 550
Глубина полки внутренней, миллиметр: 550 и < 600
Глубина шкафа, миллиметр: 550 и < 600
Длина шкафа, миллиметр: 600 и < 700
Дополнительная комплектация шкафа: штанга
Количество выдвижных ящиков, штука: 1
Количество дверей, штука: 1
Количество полок внутренних, штука: 2
Тип шкафа: отдельно стоящий (Цельнокорпусный)
Дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, которые не предусмотрены позицией 31.01.12.131-00000001 (*)
Толщина материала корпуса, мм.: не менее 16
(**)Обоснование необходимости использования дополнительной информации (дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара): конкретизация параметров ЛДСП для обеспечения заданный потребительских характеристик в процессе эксплуатации
Цвет шкафа: клен
(**)Обоснование необходимости использования дополнительной информации (дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара): в целях оформления помещений в одной цветовой гамме".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Выводы Заявителя о допущенном со стороны Заказчика нарушении Закона о контрактной системе строятся на том, что не представляется возможным найти и предложить товар, для которого имеется в открытом для ознакомления доступе информация о том, что такой товар обладает всей совокупностью параметров, соответствующих одновременно всем требованиям, установленным к нему в документации, а также производящийся в Российской Федерации или в государствах - членах Евразийского экономического союза.
Таким образом, из вышеприведенного умозаключения следует, что неспособность обнаружить в открытом доступе характеристики товара, возможного к поставке, а также отсутствие возможности сопоставить требуемые в документации значения параметров с характеристиками товаров, сведения о которых наличествуют в реестре российской промышленной продукции, влечет за собой необходимость либо неприменения положений постановления N616, либо изменения описания товара так, чтоб такое описание подпадало под товары, сведения о которых имеются в реестре российской промышленной продукции, с возможностью их однозначной идентификации в открытом доступе.
Иными словами, довод Заявителя фактически сводится к тому, что, либо не подлежит применению запрет, установленный в соответствии с постановлением N616, либо описание товара должно быть изменено Заказчиком так, чтоб прямо можно было идентифицировать товар в реестре без совершения дополнительного исследования рынка.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что законодательство о контрактной системе предоставляет именно заказчику право на закупку того товара, которое он счел необходимым, именно с тем набором характеристик и параметрами их значений, которые наилучшим образом отражают его потребность. Таким образом, описание объекта закупки является прерогативой заказчика, формулирующего те или иные требования в закупочной документации в зависимости от своих потребностей.
Попытка вменить Заказчику обязанность изменения таких характеристик на основании лишь фактического их отсутствия в распоряжении Заявителя, либо же предположительной, в данном конкретном случае не подтвержденной Заявителем, невозможности поставки товара из реестра российской промышленной продукции, не отвечает основному смыслу результативности государственных и муниципальных закупок.
При этом необходимо отдельно отметить, что отсутствие у Заявителя характеристик товаров, сведения о которых есть в реестре и в обращении на рынке в общем, уже как самостоятельный факт свидетельствует о логической невозможности утверждения о несоответствии таких товаров требованиям Заказчика.
В то же самое время какие-либо правовые основания для неустановления запрета, предусмотренного постановлением N616, по причине отсутствия характеристик товаров в открытом доступе, у Заказчика в рассматриваемом случае отсутствовали. Так, п.3 постановления N616 предусмотрен закрытый перечень оснований неприменения запрета, однако отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, подтверждается наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Вышеуказанное разрешение у Заказчика, очевидно, отсутствует, поскольку в случае получения такового на этапе планирования закупки запрет по постановлению N616 не был бы установлен.
При таких данных, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Помимо этого, Комиссией Управления установлено, что на участие в аукционе подано 7 заявок, допущенные к участию в аукционе, что свидетельствует о готовности участников закупки дать свое предложение о поставке товаров согласно требованиям документации.
2. В жалобе Заявитель также указывает, что Заказчиком неправомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, согласно постановлению N 616, поскольку в рамках данном конкретном случае применяется исключение для закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня).
Пунктом 1 и 2 постановления N616 предусмотрен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень), а также на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно пп. "б" п. 3 постановления N616 указанные в пунктах 1 и 2 постановления запреты не применяются в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня).
В силу п.10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Извещении о проведении закупки установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств на основании постановления N616.
Документация содержит 7 наименований товарных позиций по 5 различным кодам ОКПД2, определенным Заказчиком путем соотнесения закупаемых товаров к соответствующим кодам и наименованиям позиций классификатора с учетом специфики области применения таких товаров:
1) Шкаф для одежды деревянный - ОКПД2 31.01.12.131,
2) Шкаф для одежды металлический - ОКПД2 31.01.11.121,
3) Стул на металлическом каркасе - ОКПД2 31.01.11.150,
4) Стол письменный - ОКПД2 31.01.10.000,
5) Скамейка для раздевалок - ОКПД2 31.01.11.150.
Вышеуказанные товары входят в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, установленный постановлением N616, под кодом ОКПД2 31.01.1.
При этом в классификаторе использован иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Код ОКПД 2 состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
XX.XX.XX.XX |
категория |
XX.XX.XX.XXX |
подкатегория |
Согласно п.12 постановления N616 для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 постановления N616, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя со ссылкой на пп. "б" п.3 постановления N 616, указал на то, что в соответствии с позицией Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, отраженной в письме от 05.06.2020 N ПГ-12-7403 "О реализации Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616", под совокупностью товаров применительно к постановлению N 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду ОКПД2.
Таким образом, при осуществлении закупки товаров в рамках одного кода ОКПД2 суммарной стоимостью менее 1 млн. рублей запрет не распространяется в случае, если стоимость каждого товара не превышает 100 тыс. рублей.
Согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, совокупная стоимость товаров под одним кодом ОКПД2 не превышает 1 000 000,00 руб., а цена за единицу каждого товара не превышает 100 000,00 рублей.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.07.2020 N ПГ-12-9638, приобретение товаров, указанных в аукционной документации, соответствует исключению, предусмотренному пп. "б" п. 3 постановления N 616, следовательно, оснований для установления в извещении о проведении аукциона и аукционной документации запрета, предусмотренного постановлением N 616, не имелось.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком ч.3 ст.14, п.10 ст.42, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе и наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что при разрешении вопроса о выдаче обязательного для исполнения предписания Комиссия Управления руководствовалась следующим.
Восстановлению соответствующим актом компетентного государственного органа подлежат лишь реально нарушенные права. Учитывая цели и задачи настоящей административной процедуры, в качестве таковых рассматриваются права, связанные с участием в конкурентной процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд, направленным на заключение контракта по итогам такой процедуры.
В рассматриваемом случае ни на заседании, ни в жалобе ООО "Медикал Сервис" не доказан интерес Заявителя к участию в закупке в контексте последующего заключения контракта.
Согласно данным единого государственного реестра юридических лиц ООО "Медикал Сервис" (ИНН: 7725847083) зарегистрировано 31.10.2014, с момента регистрации общества согласно реестру контрактов единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) обществом заключено 20 контрактов.
При этом согласно реестру жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний ООО "Медикал Сервис" подано более 500 жалоб.
Так, только за январь - июль 2021 года в Московское УФАС России от данного общества поступило 88 жалоб, по результатам рассмотрения которых выдавались предписания о внесении изменений в закупочные документации, однако, сведения о заключенных контрактах с ООО "Медикал Сервис" в 2021 году в ЕИС отсутствуют.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание количество поданных на участие в закупке заявок, выдача предписания, повторно продлевающего процедуру закупки, по мнению Комиссии Управления, не приведет с безусловностью к реальному восстановлению прав Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Медикал Сервис" на действия ФГБОУ ВПО МГСУ обоснованной в части неправомерного установления запрета, предусмотренного постановлением N616.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.10 ст.42, ч.3 ст.14, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии |
|
Л.Н. Харченко |
Члены Комиссии: |
|
Н.С. Лушникова |
|
|
А.С. Леонтьева |
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 августа 2021 г. N 077/06/106-13304/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2021