Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Ведущего заседание комиссии |
Лебедевой К.А., руководителя управления; |
Членов комиссии: |
Сизова К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; Жамбалдоржиевой О.О., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; |
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя государственного заказчика - Федерального бюджетного учреждения Центра реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Туманный" (далее - Заказчик, ФБУ ЦР ФСС РФ "Туманный"):
- Ауструмс Марины Александровны, на основании доверенности N05-2021 от 18.01.2021;
в отсутствие Общества с ограниченной ответственностью "Алгоритм" (далее - Поставщик, Общество, ООО "Алгоритм"), уведомлённого надлежащим образом о месте и времени заседании комиссии,
рассмотрев обращение государственного заказчика - ФБУ ЦР ФСС РФ "Тамунный" о включении сведений в отношении ООО "Алгоритм" в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта N 20 от 01.02.2021 года на поставку молочной продукции (творог) (закупка N 0280100001220000259),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 28.07.2021 поступило обращение заказчика - ФБУ ЦР ФСС РФ "Туманный" о включении сведений в отношении ООО "Алгоритм" в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта N 20 от 01.02.2021 года на поставку молочной продукции (творог) (закупка N 0280100001220000259).
В указанном обращении Заказчик сообщает, что в связи с неоднократным нарушением Поставщиком сроков поставки товара ФБУ ЦР ФСС РФ "Туманный" принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, с дальнейшим соблюдением процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта и направлением соответствующих сведений в антимонопольный орган для рассмотрения.
Для принятия решения о включении (об отказе во включении) сведений в отношении ООО "Алгоритм" в РНП в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078, принято решение о назначении места, даты и времени заседания комиссии о рассмотрении информации, представленной заказчиком - ФБУ ЦР ФСС РФ "Туманный" о включении сведений в отношении ООО "Алгоритм" в РНП, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 20 от 01.02.2021 года на поставку молочной продукции (творог) (закупка N 0280100001220000259).
В связи с этим, были направлены соответствующие письма в адрес Заказчика и Общества. Также у Общества запрошены письменные пояснения о причинах неисполнения обязательств по контракту с их обоснованием.
На заседании комиссии представитель ФБУ ЦР ФСС РФ "Туманный" устно сообщил обстоятельства, указанные в обращении, и настаивал на включении сведений в отношении ООО "Алгоритм" в РНП.
Поставщик участие в заседании Комиссии не принял, своих представителей не направил, письменных пояснений о причинах неисполнения обязательств по контракту в адрес антимонопольного органа не представил.
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями заказчика, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.
24.12.2020 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация о проведении совместного электронного аукциона на поставку молочной продукции (творог) (закупка N 0280100001220000259).
По результатам данной процедуры в ЕИС размещен Протокол подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2020 N 0280100001220000259-2-1, согласно которого победителем электронного аукциона признано ООО "Алгоритм".
01.02.2021 года между ФБУ ЦР ФСС РФ "Тамунный" и ООО "Алгоритм" заключен государственный контракт N 20 от 01.02.2021 года на поставку молочной продукции (творог) (далее - Контракт).
Пунктом 3.1 Контракта определено следующее:
3.1. Товар Заказчику поставляется с даты заключения контракта по 30 июня 2021 г., партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Заявка подается не менее чем за три дня до предполагаемой даты поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта.
Адрес электронной почты, с которой Заказчик направляет заявки: столовая -stol@tumannet.ru;
Адрес электронной почты Поставщика, на которую Заказчик направляет заявки: algoritm_kemerovo@mail.ru
Поставка Товара по Заявкам осуществляется не реже одного раза в неделю со дня отправки Заявки Заказчиком, с понедельника по пятницу в рабочие дни. В связи с непрерывным режимом работы учреждения поставка продуктов по необходимости возможна в выходные и праздничные дни. Время доставки с 08 часов до 16 часов местного времени.
Согласно информации и документов, представленных Заказчиком, при исполнении Контракта ФБУ ЦР ФСС РФ "Тамунный" 01.02.2021, 08.02.2021, 15.02.2021, 22.02.2021, 01.03.2021, 10.03.2021, 15.03.2021, 22.03.2021 года в адрес Поставщика - ООО "Алгоритм" (на e-mail: algoritm_kemerovo@mail.ru) направлены заявки на поставку товара.
По всем заявкам кроме заявки от 08.02.2021, просрочка поставки составляет более 100 дней. На заявку от 08.02.2021 поставлен товар (УПД 2855 от 17.02.2021), однако в связи с несоответствием остаточного срока годности поставленного товара, Заказчиком 19.02.2021 составлен Акт отказа в приемке товара по государственному контракту N20 от 01.02.2021 (в материалы дела представлены УПД 2855, с пометкой "не принимаем товар - творог 5%- 10 кг, 9% - 30 кг"; Акт отказа в приемке товара от 19.02.2021).
19.03.2021 Заказчиком в адрес Поставщика посредством электронной почты и почтой России направлено Требование об исполнении поставщиком обязательств по государственному контракту N 20 от 01.02.2021, в котором указано о просрочках поставки товара по заявкам 01.02.2021, 08.02.2021, 15.02.2021, 22.02.2021, 01.03.2021, 10.03.2021. и с требованием в срок не превышающий 10 календарных дней с момента получения настоящего требования.
Все заявки и Требование направленное Заказчиком в адрес Поставщика остались без ответа.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также пункта 11.2 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения. Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пункте 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
10.06.2021 года в соответствии с пунктом 11.2 Контракта, частями 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 20 от 01.02.2021 года на поставку молочной продукции (творог) (далее - Решение), в связи с неоднократным нарушением Поставщиком сроков поставки товара.
В этот же день указанное решение размещено в ЕИС и направлено посредством электронной почты на e-mail: algoritm_kemerovo@mail.ru, а также Почтой России заказным письмом с описью по адресу Поставщика.
12.07.2021 года Заказчик признал датой надлежащего уведомления Поставщика о принятом Решении, то есть дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 23.07.2021 года.
Информация о расторжении государственного контракта N 20 от 01.02.2021 года на поставку молочной продукции (творог) направлена Заказчиком на размещение в ЕИС 27.07.2021 года.
Таким образом, Заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения Контракта.
На основании изложенных обстоятельств дела, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств возникновения у ООО "Алгоритм" вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Хакасское УФАС России не представлено.
Следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. С другой стороны, анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом предотвращения злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
По смыслу Закона включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся, в том числе, в намеренном нарушении условий контракта.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Частью 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) установлено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило неоднократное нарушение Обществом сроков поставки товара, при этом факт ненадлежащего исполнения условий Контракта установлен Комиссией антимонопольного органа на основании исследования и оценки, представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.
Каких-либо письменных пояснений о причинах неисполнения обязательств по Контракту ООО "Алгоритм" в адрес Хакасского УФАС России не представило. Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "Алгоритм" условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Обществом также не представлено.
На основании вышеизложенного, и принимая во внимание пояснения Заказчика, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа во включении сведений об ООО "Алгоритм" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Поставщик не предпринимал должных своевременных действий по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, согласно государственного контракта N 20 на поставку молочной продукции (творог), в том числе с его стороны имеет место быть:
- нарушение сроков поставки товара (Заказчик не получил товар, на который рассчитывал, в результате чего постояльцы Заказчика не были обеспечены полноценным лечебным питанием),
- отсутствие предпринимаемых действий по устранению замечаний и недостатков, неоднократно указанных Заказчиком в направляемых письмах.
Данные действия (бездействия) ООО "Алгоритм" Комиссия антимонопольного органа расценивает как недобросовестные и ненаправленные на достижение результата - надлежащую поставку товара, согласно заключенного контракта.
Таким образом, своим бездействием и отсутствием принятия мер для надлежащего исполнения принятых обязательств ООО "Алгоритм" нарушило существенные условия контракта, не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, что в свою очередь, влечет наложение на него санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что согласно информации, с ЕИС, сведения в отношении ООО "Алгоритм" уже содержатся в РНП, что ещё раз подтверждает недобросовестное поведение Общества при исполнении иных государственных и муниципальных контрактов.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о контрактной системе, оценивая все имеющиеся факты, а также принимая во внимание, что ФБУ ЦР ФСС РФ "Туманный" является социально значимым учреждением, основной целью которого является оказание помощи пациентам в реабилитации, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Алгоритм" (место нахождения: Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 91, офис 302; ИНН: 4205331434, ОГРН 1164205070655; директор - Яковлева Екатерина Алексеевна, ИНН 420542206686; учредитель - Тюгаева Надежда Юрьевна, ИНН 420537507110).
2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Алгоритм" считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Резолютивная часть решения объявлена: 04.08.2021 года.
В полном объеме решение изготовлено: ___.08.2021 года.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таблица,
содержащая информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Алгоритм" (место нахождения: Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 91, офис 302; ИНН: 4205331434, ОГРН 1164205070655; директор - Яковлева Екатерина Алексеевна, ИНН 420542206686; учредитель - Тюгаева Надежда Юрьевна, ИНН 420537507110)
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||||
23.07.2021 |
28.07.2021 |
28.07.2021 |
0 |
28.07.2021 |
04.08.2021 |
04.08.2021 |
0 |
09.08.2021 |
___.08.2021 |
0 |
0 |
||
Ведущий заседание Комиссии: |
К.А. Лебедева |
||||||||||||
Члены Комиссии: |
К.А. Сизов О.О. Жамбалдоржиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 4 августа 2021 г. N РНП-19-21-80
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2021