На основании поступившей информации от ИП Журавлева Д.Н. (далее - Заявитель), положений пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (алее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление N 1576), Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия), действующей на основании Приказа Хакасского УФАС России, в составе:
- Лебедевой К.А., руководителя управления, руководитель комиссии,
- Жамбалдоржиевой О.О., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии,
- Кадакиной Т.А., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии,
в период с 28.07.2021 года по 30.07.2021 года проведена внеплановая проверка деятельности государственного заказчика - Государственное казенное учреждение Республики Хакасия Управление автомобильных дорог Республики Хакасия, уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту по доведению параметров автомобильной дороги Абакан - Саяногорск (в границах км 13 - км 14) до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода, с устройством пункта весового и габаритного контроля транспортных средств (закупка N 0380200000121003460) (далее - Аукцион).
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
- характеристики Технического задания не содержат минимальные и максимальные показатели;
- по установленным требованиям ни один из допущенных к эксплуатации комплексов АПВГК не соответствует;
- разъяснения, представленные Заказчиком, противоречат Техническому заданию.
При этом 27.07.2021 года вх. N 7335 от Заявителя - ИП Журавлева Д.Н. поступил отзыв вышеуказанной жалобы.
Вместе с тем, Хакасским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 02.07.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 60 911 880,00 рублей;
3) источник финансирования - Республиканский бюджет Республики Хакасия (КБК 81204095310120010243);
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) документация об аукционе N ЭА/21-003435/1 от 02 июля 2021 г. утверждена директором ГКУ РХ Управление автомобильных дорог Республики Хакасия ГБУЗ РХ Евтушенко М.В. (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия);
6) дата и время начала подачи заявок 02.07.2021 12:21;
7) дата и время окончания подачи заявок 20.07.2021 08:00;
8) дата проведения аукциона 20.07.2021 12:00;
10) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона, наименьшее ценовое предложение составило - 60 607 320,60 руб. (снижение - 0,50%);
11) согласно протокола подведения итогов электронного аукциона заявки участников ООО "Русоператор" и ПАО "Ростелеком" признаны не соответствующими требованиям аукционной документации ввиду представления ООО "Русоператор" - не соответствующей выписки из реестра членов СРО по сведениям об уровне ответственности и ПАО "Ростелеком" заявка не содержит действующей выписки из реестра членов СРО.
12) победителем электронного аукциона признано ООО "Вымпел-коммуникации".
По доводу Заявителя о том, что характеристики Технического задания не содержат минимальные и максимальные показатели.
Согласно письма ФАС России от 25.06.2020 года N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)", с 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон 44-ФЗ, предусматривающие установленные заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
По мнению ФАС России, Заказчик при проведении закупки работ, услуг вправе не требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акты передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и ненадлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Заказчиком в аукционной документации (ПСД) указаны значения показателей, которые не могут изменяться в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Между тем, ИП Журавлев Д.Н. не представил в дело документов и дополнительных доказательств в подтверждение своей позиции, следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
По доводу Заявителя о том, что разъяснения, представленные Заказчиком, противоречат Техническому заданию.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно письма ФАС России от 25.06.2020 года N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)", сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и ненадлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Также, Заказчик в своих разъяснениях руководствуется нормами Закона.
Заявитель не представил в дело документов и дополнительных доказательств в подтверждение своей позиции, следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
По доводу Заявителя о том, что по установленным метрологическим характеристикам Автоматизированного пункта весового и габаритного контроля (далее - АПВГК) не соответствует ни один из допущенных к эксплуатации комплексов АПВГК.
Согласно тома 4.1 раздела 4 части 1 Проектной документации установлено следующее:
Метрологические характеристики АПВГК
Таблица N14
N п/п |
Наименование характеристики |
Значение |
1 |
Диапазон измерений полной массы ТС, кг |
N*1 500-N20 000 и свыше |
2 |
Пределы допускаемой относительной погрешности при измерении полной массы и нагрузки от группы осей ТС, % |
_5 |
3 |
Максимальная нагрузка на ось ТС, кг |
30 000 |
4 |
Минимальная нагрузка на ось ТС, кг |
1 500 |
5 |
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений нагрузки на ось ТС и на группу осей ТС, % |
_10 |
6 |
Дискретность отсчета, кг |
1 |
7 |
Диапазон измерений межосевых расстояний ТС, м |
0,5-32 |
8 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений межосевых расстояний ТС, мм |
_25 |
9 |
Диапазон измерений габаритных размеров ТС, м., при скорости движения от 20 до 140 (включительно) км/ч: - длины - ширины - высот |
3-30 1,6-5 1,6-5 |
|
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения габаритных размеров ТС, м - длины - ширины - высот |
_ 0,60 _ 0,10 _ 0,06 |
|
Рабочий диапазон скоростей при измерении полной (общей) массы ТС, нагрузки на группу осей ТС, нагрузки на ось ТС, нагрузки на ось в группе осей ТС, межосевых расстояний ТС, габаритных размеров (длина, ширина, высота) ТС в диапазоне не уже и без смещения, км/ч |
5 - 140 |
|
Диапазон измерений скорости движения ТС не уже и без смещения, км/ч |
1 - 300 км/ч |
|
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости ТС, км/ч: - в диапазоне 0-100 км/ч - в диапазоне 100 - 300 км/ |
_1 км/ч _ 2 км/ч |
По данным Заявителя существует 5 действующих комплексов АПВГК, однако по тем или иным характеристикам ни один из комплексов не подходит под характеристики, установленные Заказчиком.
Согласно пояснений Заказчика, под установленные метрологические характеристики подходят: "ИБС ВИМ", "СВК", "UnicаmWim", "Траффик-ВИМ"
Комиссией Хакасского УФАС установлено следующее:
1. "ИБС ВИМ" не подходит по следующим характеристикам:
- пределы допускаемой относительной погрешности при измерении полной массы и нагрузки от группы осей ТС, %;
- пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений межосевых расстояний ТС, мм;
- диапазон измерений межосевых расстояний ТС, м - значение отсутствует;
- Диапазон измерений скорости движения ТС не уже и без смещения, км/ч - значение отсутствует;
- пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости ТС, км/ч:
в диапазоне 0-100 км/ч -
в диапазоне 100 - 300 км/ - значения отсутствуют.
2. "СВК" не подходит по следующим характеристикам:
- дискретность отсчета, кг;
- максимальная нагрузка на ось ТС, кг;
- Диапазон измерений скорости движения ТС не уже и без смещения, км/ч - значение отсутствует;
- пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости ТС, км/ч:
в диапазоне 0-100 км/ч -
в диапазоне 100 - 300 км/ - значения отсутствуют.
3. "Unicаm Wim" не подходит по следующим характеристикам:
- диапазон измерений межосевых расстояний ТС, м - значение отсутствует;
- диапазон измерений скорости движения ТС не уже и без смещения, км/ч - значение отсутствует;
- пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости ТС, км/ч:
в диапазоне 0-100 км/ч -
в диапазоне 100 - 300 км/ - значения отсутствуют.
4. "Траффик-ВИМ" отсутствует в Государственном реестре средств измерений.
Кроме того, по комплексу "Траффик-ВИМ" срок выхода приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об утверждении средств измерений ожидается только 30.08.2021, поэтому данный комплекс не может рассматриваться.
Также в пояснениях заказчиком указывается, что аукционная документация составлялась с учетом требований Приказа Минтранса России от 29.03.2018 N 119 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" (далее- Приказ N119), поскольку Аукционная документация разрабатывалась в 2019 году, однако в настоящее время документ утратил силу.
Приложением 2 Приказа N119 указан перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при осуществлении весогабаритного контроля транспортных средств, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений.
В данном перечне установлены следующие измерения:
N п/п |
Измерения |
Обязательные метрологические требования к измерениям |
|
диапазон измерений |
|
||
При осуществлении контроля за движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с применением автоматических пунктов весогабаритного контроля | |||
1 |
Измерение нагрузки на ось транспортного средства в динамике при скорости движения от 20 до 140 (включительно) км/ч |
(1500...20000) кг |
|
2 |
Измерение нагрузки на группу осей транспортного средства в динамике при скорости движения от 20 до 140 (включительно) км/ч |
(N*x1500...N*x20000) кг |
|
3 |
Измерение массы транспортного средства в динамике при скорости движения от 20 до 140 (включительно) км/ч |
(N*x1500...N*x20000) кг |
|
4 |
Измерение габаритов транспортного средства в динамике при скорости движения от 20 до 140 (включительно) км/ч: |
(от 3...30 и свыше) м |
|
|
длина |
|
|
|
ширина |
(от 1,6...5 и свыше) м |
|
|
высота |
(от 1,6...5 и свыше) м |
|
При осуществлении контроля за движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств на стационарных и передвижных пунктах весогабаритного контроля | |||
5 |
Измерение нагрузки на ось транспортного средства в статическом состоянии (при последовательном взвешивании осей транспортного средства) |
(1500...20000) кг |
|
6 |
Измерение нагрузки на группу осей транспортного средства в статическом состоянии (при последовательном взвешивании осей транспортного средства, входящих в группу осей) |
(N*x1500...N*x20000) кг |
|
7 |
Измерение нагрузки на ось транспортного средства в статическом состоянии (при одновременном взвешивании всех осей транспортного средства) |
(1500...20000) кг |
|
8 |
Измерение нагрузки на группу осей транспортного средства в статическом состоянии (при одновременном взвешивании всех осей транспортного средства, входящих в группу осей, на одной весовой платформе) |
(N*x1500...N*x20000) кг |
|
9 |
Измерение нагрузки на ось транспортного средства в динамике при скорости движения от 1 до 5 км/ч (при последовательном взвешивании осей транспортного средства) |
(1500...20000) кг |
|
10 |
Измерение нагрузки на группу осей транспортного средства в динамике при скорости движения от 1 до 5 км/ч (при последовательном взвешивании осей транспортного средства, входящих в группу осей) |
(N*x1500...N*x20000) кг |
|
11 |
Измерение массы транспортного средства в статическом состоянии (при последовательном взвешивании осей или групп осей транспортного средства) |
(N*x1500...N*x20000) кг |
|
12 |
Измерение массы транспортного средства в статическом состоянии (при одновременном взвешивании всех осей или групп осей транспортного средства) |
(N*x1500...N*x20000) кг |
|
13 |
Измерение массы транспортного средства в статическом состоянии (при взвешивании всего транспортного средства в целом на одной весовой платформе) |
(1500...20000) кг |
|
14 |
Измерение массы транспортного средства в динамике при скорости движения от 1 до 5 км/ч (при последовательном взвешивании осей транспортного средства) |
(N*x1500...N*x20000) кг |
|
15 |
Измерение габаритов транспортного средства в статическом состоянии: |
|
|
|
длина |
(3...40) м |
|
|
ширина |
(2...5) м |
|
|
высота |
(2...5) м |
|
16 |
Измерение межосевых расстояний транспортного средства в статическом состоянии |
от 0,5 до 12,0 (включительно) м |
|
17 |
Измерение межосевых расстояний транспортного средства в динамике при скорости движения от 1 до 5 (включительно) км/ч |
от 0,5 до 2,5 (включительно) м |
|
свыше 2,5 до 12,5 (включительно) м |
|
Следует отметить, что данный документ на настоящее время утратил силу, действующим документом является Приказ Минтранса России от 31.08.2020 N 348 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств" (далее - Приказ N348), где пунктом 44 установлено, что Средства измерений, применяемые при весогабаритном контроле, должны быть утвержденного типа и проверены. Их метрологические характеристики должны соответствовать метрологическим требованиям, указанным в перечне измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, а также характеристикам, указанным в описании типа средств измерений.
В перечне измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 N 1847 "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений", согласно которых установлены следующие требования:
На стационарных и (или) передвижных пунктах весового контроля: |
|
В статическом состоянии: |
|
при последовательном взвешивании осей транспортного средства |
от 1500 до 20000 и свыше кг |
при одновременном взвешивании всех осей транспортного средства |
от 1500 · N до 20000 · N и свыше кг (N - количество осей автотранспортного средства) |
при последовательном взвешивании осей транспортного средства, входящих в группу осей |
от 1500 до 20000 и свыше кг |
при одновременном взвешивании всех осей транспортного средства, входящих в группу осей, на одной весовой платформе |
от 1500 · G до 20000 · G и свыше кг (G - количество осей входящих в группу осей автотранспортного средства) |
В динамическом состоянии: |
|
при последовательном взвешивании осей транспортного средства (при скорости движения от 1 до 5 км/ч) |
от 1500 до 20000 и свыше кг |
при последовательном взвешивании осей транспортного средства, входящих в группу осей (при скорости движения от 1 до 5 км/ч) |
от 1500 до 20000 и свыше кг |
На автоматических пунктах весового контроля (при скорости движения от 20 до 140 км/ч) |
от 1500 до 20000 и свыше кг |
от 1500 · N до 20000 · N и свыше кг | |
от 1500 · G до 20000 · G и свыше кг | |
Измерение массы автотранспортного средства: |
|
На стационарных и (или) передвижных пунктах весового контроля: |
|
В статическом состоянии: при последовательном взвешивании осей или групп осей транспортного средства |
от 1500 до 20000 и свыше кг |
от 1500 · G до 20000 · G и свыше кг | |
от 1500 · N до 20000 · N и свыше кг | |
при одновременном взвешивании всех осей или групп осей транспортного средства |
от 1500 · G · k до 20000 · G · k и свыше кг (k - количество групп осей) |
при взвешивании всего транспортного средства в целом на одной весовой платформе |
от 1500 до 20000 и свыше кг |
В динамическом состоянии при последовательном взвешивании осей транспортного средства (при скорости движения от 1 до 5 км/ч) |
от 1500 до 20000 и свыше кг |
На автоматических пунктах весового контроля (при скорости движения от 20 до 140 км/ч) |
от 1500 до 20000 и свыше кг |
от 1500 · N до 20000 · N и свыше кг | |
от 1500 · G до 20000 · G и свыше кг | |
от 1500 · G · k до 20000 · G · k и свыше кг |
Приказом N348 внесены некоторые корректировки в отношении тех значений измерений, которые были применены Заказчиком при составлении метрологических характеристик в 2019 году, при этом при размещении закупки в 2021 году, изменения не были учтены, кроме того установлены дополнительные характеристики, которые Заказчик в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которой если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС приходит к выводу, что ни один из действующих комплексов автоматизированного пункта весового и габаритного контроля, в том числе "Архимед", на характеристики которого основывались при изготовлении проектно-сметной документации, не подходит под установленные Заказчиком метрологические характеристики, что является нарушением положения пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Заказчику выдать обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в аукционную документацию
Довод Заявителя признается обоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Постановления N 1576, Комиссия
РЕШИЛА:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки, довод Заявителя признается обоснованной в части установления требований, под которые ни один из допущенных к эксплуатации комплексов АПВГК не соответствует;
2. Признать государственного заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу и его комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель комиссии Члены комиссии
|
К.А. Лебедева О.О. Жамбалдоржиева Т.А. Кадакина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 6 августа 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2021